КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философские основания профессиональной этики сотрудников и работников таможенных органов
Тема 4.2. Проблема свободы и ответственности личности. 1 Задания для самостоятельной работы 1*.Сравните определения свободы у Спинозы, Канта, Гегеля и Маркса. 2. Сопоставьте два понятия: «свобода от» и «свобода для». 3. Соотнесите сущностные характеристики личности с ее способностью брать на себя ответственность за свои решения и действия. 4*.Определите меру свободы и ответственности в служебной деятельности сотрудников (работников) таможенных органов.
II. План практического занятия (Форма обучения: очная) 1. Понятие свободы в истории философии 2. «Свобода от» и «с вобода для». Свобода как познанная необходимость 3. Ответственность как атрибут личности. Диалектика свободы и ответственности. 4. Свобода воли. Фатализм и волюнтаризм. Детерминизм и индетерминизм. 5. Ответственность сотрудника (работника) таможенных органов как основание профессиональной этики
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию
Ответ на первый вопрос требует историко-философского экскурса, что позволит более определенно раскрыть диалектику свободы и ответственности личности. Следует помнить, что в европейской культуре преобладает понимание свободы как познанной и освоенной необходимости. Для античной философии – это необходимость космического порядка – логоса; средневековой – Воли и Разума Бога; Нового времени – законов природы, человеческого естества, мирового духа, общества, трансцендентных ценностей. Для постмодернистов, провозглашающих принципиальный ценностный плюрализм, главное в свободе – свобода коммуникации, дискурса, текста, интерпретации. Данный экскурс позволит ответить на вопрос: в чем заключается ценность свободы. Итог философских размышлений состоит в том, что ценность свободы – это ценность личного, целенаправленного совершенствования существования (жизни, действительности). Свобода есть гуманистическая ценность, т.к. утверждает достоинство человека как творца, значимость его самоопределения к благу. В самом общем виде свобода – это такое состояние человеческой жизни, которое характеризует меру того, насколько сознательно личность выбирает и осуществляет лучшее из возможного. При ответе на второй вопрос следует иметь в виду, что философы различают положительную и отрицательную свободу. Отрицательная – «свобода от» - это независимость от чуждых человеку природных, общественных или иных сил, отсутствие внешнего пресекающего волеизъявление принуждения. Рекомендуется раскрыть эту тему через анализ концепции прав человека, сложившейся в западной гуманитарной мысли. Положительная свобода – «свобода для» - это самоосуществление через освоение мира: преобразование неблагоприятных (чуждых или отчужденных) обстоятельств в благоприятные (в свои). Желательно при рассмотрении этого вопроса опираться на анализ идеала Просвещения – «свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех», - который был подхвачен К. Марксом и применен в коммунистической теории общества. При подготовке к третьему вопросу следует иметь в виду, что социальная природа и сущность свободы наиболее четко выявляются в сопоставлении с ответственностью. Ответственность не является отрицанием свободы, а есть её естественное дополнение и условие реализации. Ответственность отражает и выражает в основном нравственную необходимость субъекта давать самому себе отчет, а также другим людям, за свои действия и поступки, за их результаты и последствия. Ответственность в соотношении со свободой делает возможным справедливость и социальное равенство, исключает анархию и произвол. Отвечая на четвертый вопрос, необходимо вспомнить, что полярность точек зрения на свободу и необходимость выражается в фатализме и волюнтаризме. Фатализм - это мировоззренческая позиция, рассматривающая каждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность. Волюнтаризм - направление в социальной теории и практике, рассматривающее волю в качестве высшего принципа социального бытия и способа социального действия. Термин «волюнтаризм» употребляется для характеристики такой социально-политической практики, которая не согласуется с объективными законами исторического процесса, а определяется субъективными устремлениями и произвольными решениями осуществляющих её лиц. Антонимом термина «свобода» является слово «принуждение». Принуждение есть действие человека под влиянием каких-либо внешних сил, вопреки его внутренним убеждениям, целям и интересам. Принуждение соотносится также с насилием. Насилие – такое принуждение, которое наносит вред и ущерб человеку, социальной общности. Понятие «необходимость» выражает один из признаков закономерной связи явлений и процессов, предметов. При определении содержания рассматриваемых категорий следует обратить внимание на то, что противопоставление свободы принуждению или свободы насилию является принципиально важным, поскольку принуждение и насилие не тождественны необходимости. Но свобода и необходимость, а также свобода и ответственность не являются антиподами. Их взаимосвязь предполагает признание возможности существования свободы без отказа от необходимости и ответственности. Ответ на пятый вопрос должен основываться на самостоятельном размышлении студента, опираясь на пройденный теоретический материал и личный опыт.
IV. Рекомендуемые источники
Основная литература
1. Зотов А.Ф. Философия: учебник – М.: Проспект, 2009. Дополнительная литература 1. Абульханова - Славская К.А. Стратегия жизни. - М., 1991. 2. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. - М., 1992. 3. Ильенков Э. В. Что же такое личность? - М., 1986. 4. Камю А. Бунтующий человек. - М., 1990. 5. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия: учебник для вузов 2-е изд. – СПб: «Питер», 2007. 6. Лотман Ю.М. Общество, культура, человек. - Воронеж, 1993. 7. Парсонс Г. Человек в современном мире. - М., 1985. 8. Попов Б.Н. Взаимосвязь категорий счастья и смысла жизни. - М., 1986. 9. Проблема человека в западной философии. - М., 1988. 10. Тейяр де Шарден. Феномен человека. - М., 1987. V. Контрольные вопросы для самопроверки 1. Что общего и в чем различие в понимании свободы у Б. Спинозы, И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля, К. Маркса? 2. В чем ценность свободы? 3. Кто ввел различие «свободы от» и «свободы для», и какой смысл оно имеет? 4. Свободна ли человеческая воля? 5. Где граница между свободой и ответственностью личности? 6. Как соотносятся сущностные характеристики личности и способность брать на себя ответственность за свои решения и действия? 7. Какова мера свободы и ответственности служебной деятельности сотрудников (работников) таможенных органов?
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |