КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Минобрнауки России 1 страница
ПРЕЗИДЕНТСКАЯ И ПАРЛАМЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ ГОСУДАРСТВО И ЕГО ИНСТИТУТЫ В политологии тема государства является одной из важнейших как по содержанию, так и в структуре учебного курса. Государство как несколько тысячелетий назад, так и поныне является основным субъектом политической власти, не охватывая, разумеется, другие институты власти. Государство оказывает воздействие на всю политическую жизнь общества, политическую систему, политическое поведение человека и одновременно находится под влиянием последних. Центральная категория политической науки - "polis" ("город-государство"), появившееся свыше двух с половиной тысячелетий назад в Древней Греции, как видим, включает в себя понятие государства и является исходным для формирования других категорий (например, "политика"). Не случайно оно присутствует в названиях сочинений древнегреческих мыслителей ("Государство" Платона, "Политика" Аристотеля); великих европейских просветителей ("Государь" Н.Макиавелли, "О духе законов" Ш.Монтескье, "Идеи к опыту установления границ деятельности государства" В.Гумбольдта); русских революционеров ("Государство и анархия" М.Бакунина, "Государство и революция" В.И.Ленина), а также современных политологов - С.Липсета (США), М.Хеттиха (ФРГ), отечественных ученых - В.Нерсесянца, В.Зорькина и других исследователей государства. Для современного человека приобретение знаний о возникновении, сущности, функционирования государства, его институтов необходимо для понимания их природы, роли в жизни общества и гражданина. Это необходимо также для выработки своего отношения к государственным институтам, к закону и через это - отношения к другим людям. Знакомство с основными выводами, к которым пришла человеческая мысль, позволит понять необходимость государства как формы существования и развития общества, реализации его потребностей. Надо учитывать и то, что приобщение нашей страны к современной цивилизации требует знакомства с достижениями и проблемами мировой политической науки в отношении главного субъекта политической власти - государства. Приступая к изучению темы "Государство и его институты", целесообразно сконцентрировать внимание на следующих вопросах: 1. Государство, его природа и сущность. 2. Формы и функции государства. 3. Правовое государство: проблемы становления. 1. Приступая к рассмотрению первого вопроса, надо иметь в виду, что история различных государств в поступательном развитии человечества, а также отражение этого процесса в сознании, теоретической мысли породили множество взглядов, теорий возникновения и развития государства. Наиболее распространенными являются: 1. Теократические представления (или теологические, связанные с богословием), рассматривающие государство как проявление божьей воли, как потребность созданного богом человека как существа политического. Отсюда в средневековье монарх, царь рассматривался как посланец высшего существа. Само государство имеет "естественное происхождение" (Аристотель). Государство, говорил Гегель, есть "шествие бога в мире". 2. Патриархальная теория, появившаяся в Англии в ХVШ веке, утверждает, что государство возникло в результате соединения племен, родов и на всех этапах своего развития сохраняет власть патриарха, который заботится обо всех гражданах, о благе всего общества. 3. Теория общественного договора. Преобладала в ХVП-ХVШ вв., изложена в произведениях Т.Гоббса, Ж.-Ж.Руссо. Они продолжили развитие идеи древних мыслителей (Платон, Эпикур), что столкновение интересов людей, "страстей" (чувств, темпераментов) создает угрозу для их существования, поэтому люди приходят к осознанию вручения власти кому-либо для защиты всех. Люди, писал Т.Гоббс, по своей природе необщительны, они боятся друг друга. Этот страх порожден тем, что они равны от природы, но вредят друг другу, так как многие желают одного и того же. Борьба решает, кому достается желанная вещь. Вместе с тем люди имеют право на самосохранение. Это право и одновременно страх перед другими ведет в догосударственном обществе к войне всех против всех. От состояния войны к миру люди идут через государство двояким путем: естественным (победитель подчиняет побежденного) и искусственным: по соглашению люди подчиняются тому, кто может защитить их от тех, кого они боятся. Право всех на все утрачивается: часть прав по договору передается народом одному лицу или группе лиц. Так возникает государство. Оно предстает, по мысли Гоббса, в образе "искусственного человека" - чудовища Левиафана. Суверенная верховная власть дает ему жизнь; договор - его рождение; власть - его душа; советники - его память; правители и чиновники - его члены; справедливость и закон - его разум и воля; награды и наказания - нервы; деньги - его кровь; благо подданных - его цель и занятие; колонии - его дети; согласие - его здоровье; мятеж - его болезнь; гражданская война - его смерть. Идея договорного происхождения государства была развита до теории народного суверенитета - верховенства народа как источника государственной власти. В "Общественном договоре" Ж.-Ж.Руссо высказана мысль, что народ, заключивший договор, создал общество и государство. Правительство же - это простые чиновники, действующие от имени народа и осуществляющие его власть. Эту власть "суверен может ограничить, изменить, отнять, когда ему угодно". Правда, идея народного суверенитета (верховенства) в государстве уже во второй половине ХVШ века - первой половине Х1Х в. преобразуется в учение о верховенстве парламента (Еллинек, Дюги, Эсмен и другие). В современных условиях отождествление воли парламента и народа широко распространено, хотя несовпадение этой воли можно нередко наблюдать в жизни. 4. Теория завоевания, насилия, возникшая в Х1Х в. как перенос идей дарвинизма на человеческое общество. Так, Л.Гумплович, Е.Дюринг рассматривали государство как организацию победителей над побежденными. 5. Социально-экономическая концепция связывает возникновение государства с общественным разделением труда, разделением общества на классы экономически господствующих и подчиненных. Еще Платон выделял три сословия граждан: правителей, стражей, ремесленников, выполняющих различные функции в государстве (правители правят, стражи охраняют государство, ремесленники трудятся. Правители обладают крупной собственностью, ремесленники - мелкой, стражи собственности не имеют. К.Маркс, Ф.Энгельс, В.Ленин рассматривали государство как результат появления частной собственности, сосредоточения ее в руках меньшинства и как потребность этого меньшинства в охране своего экономического господства. Представителями этого направления высказывалась идея отмирания государства либо в результате развития промышленности и науки (Сен-Симон), либо уничтожения классов (К.Маркс). Помимо перечисленных теорий есть и психологическая теория, объясняющая истоки государства в человеческом гении (Ж.Бюрдо). Биопсихологические подходы в анализе политических процессов рассматриваются у современных политологов Р.Мастерса (США), Лоренца (Австрия) и других. Рассмотрев различные теории, перейдем к анализу государства как особой политической организации. Это тем более необходимо, что оно часто отождествляется либо с народом, страной, либо с системой внутриобщественных властных связей и их институтов, либо с совокупностью правовых институтов и формально-правовых принципов, регулирующих деятельность этих институтов. Специфическими особенностями государства как главного субъекта политической системы является: 1. Суверенность. Она означает верховенство государства по отношению к другим субъектам власти. Суверенитет является политико-юридическим свойством государства и выражается прежде всего в том, что государственная власть возникает самостоятельно и организуется по собственному праву. Он обусловливает правовые начала по отношению к другим организациям, союзам, объединениям. Нарушение верховенства власти государства ведет к анархии, разрушению общества. Принцип суверенности государства должен быть признан как в пределах государства, так и со стороны других государств. В то же время государство обязано обеспечить обществу самостоятельное и независимое развитие. Суверенитет государства, его воля распространяется на территорию. Она определяется границами, которые оформляются законами и договорами с другими пограничными государствами. В Декларации о государственном суверенитете РСФСР, принятой 12 июня 1990 г., говорилось, что ее территория "не может быть изменена без волеизъявления народа, выраженного путем референдума". 2. Всеобщность, объединительность. Государство объединяет всех людей (население) как граждан, оно призвано охранять их права во всех сферах жизни - экономике, труде, семье, культуре, политике и так далее. Во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН (1948 г.) отмечается, что каждый человек, где бы он не находился, "имеет право на признание его правосубъектности". Все люди равны перед законом, имеют права "без всякого различия, на равную защиту закона". Гражданство, как принадлежность к конкретному государству является общепризнанной нормой. Состояние вне гражданства (апатридизм) оценивается в международных документах (например, во Всеобщей декларации прав человека) как анормальное явление. Во многих странах, в том числе Российской Федерации допускается двойное гражданство. 3. Принудительность. Решения государства обязательны для всех. "Государство, - писал Кант, - это объединение множества людей, подчиненных правовым законам". Эти решения определяются правом - системой социальных норм и отношений, разрабатываемых и охраняемых государством и воплощаемых в его законах и постановлениях. Принуждение со стороны государства имеет приоритет в праве использования силы по отношению к другим субъектам политической системы. Оно имеет необходимые средства для осуществления принуждения (специализированные органы). В качестве таковых выступает государственный аппарат - система органов, а также профессионально подготовленных служащих или выборных лиц, обеспечивающих функционирование государства. Государство обладает материальными средствами. Это собственность на средства производства, служебные помещения, транспорт, связь, средства информации, а также финансовые средства в виде поступлений от налогов, взносов, пожертвований, займов. Наличие золотого запаса и других ценных фондов. Помимо этого существует авторитет государства. Он предполагает доверие и уважение граждан к нему, добровольность выполнения законов. Без авторитета позиции государства не могут быть долговременно прочными. Для характеристики признаков государства можно использовать высказывание западногерманского политолога М.Хеттиха; государство - это "преобладающий в настоящее время способ политической интеграции общества на строго географической территории, подчиненной определенному виду политического господства". 2. Анализ признаков государства позволяет перейти к раскрытию второго вопроса. При определении типов и форм государства берутся различные аспекты, основания. Традиционно типы государства связывались с тем социально-экономическим строем, в политическую надстройку которого входило государство. Такой подход можно назвать формационным (по общественно-экономической формации) и выделить государства рабовладельческие, феодальные (крепостнические), буржуазные, социалистические, а также связанные с азиатским способом производства. При рассмотрении форм государства учитывается спектр сил, осуществляющих государственную власть. Еще Аристотель выделял монархию (власть одного лица), аристократию (" власть лучших") и демократию - власть народа. В современных условиях, когда в более чем 40 странах мира существуют конституционные, парламентарные монархии (Англия, Швеция, Норвегия, Дания, Австралия и другие) с достаточно гармоничным разделением власти в государстве, обеспечивающим, по мнению политологов, стабильность, выдвигаются новые критерии определения форм государства. К таким критериям относятся: - форма правления, то есть отношение между центральными органами государственной власти: правительство - парламент, президент - правительство, верховный суд - парламент, то есть субординация законодательных, исполнительных, судебных властей; - политический режим, то есть совокупность средств и методов осуществления государственной власти (авторитарный, демократический); - структура государства, то есть разграничение компетенции между центральной властью и территориальными, местными органами государственной власти. Распространено понимание формы государственного устройства как способа организации административно-территориальных единиц государства, особенностей взаимосвязи между его отдельными частями, а также каждой из них с государством в целом. Различаются простые (унитарные) и сложные (федеративные) государства. Унитарное государство - это форма государственного устройства с единым законодательством, единым центральным органом власти, централизованным руководством административно-государственными единицами. Последние не имеют признаков самоуправления (автономии). Федерация (лат. foederatio - союз, объединение) - государственный союз относительно самостоятельных государственных образований (штатов, республик, кантонов, земель), характеризующийся наличием двух уровней суверенитета, государственных органов - федеративных и субъектов федерации. Территорию федерации образуют территории входящих в нее государственных образований; наряду с федеративным гражданством имеется гражданство составляющих ее частей; полномочия федеративных органов власти и субъектов федерации разграничиваются по общей договоренности. Они записываются в конституциях федерации и ее субъектов. В политологии, как и в политической практике, имеется понятие конфедерации (лат. confoederatio - соединение, связанное договором), означающее государственно-правовое объединение независимых государств, образуемое для координации своих действий в определенных, ограниченных сферах (военной, внешнеполитической, экономической). Не предусматривается единая территория, единое гражданство. Правовая основа - договор (для федерации - конституция). При рассмотрении государства выделяется форма государственного правления, под которой понимается способ организации верховной государственной власти, а также процедуры образования ее институтов и норм их взаимоотношений с населением. В этом плане государства делятся на монархии и республики. Монархия (греч. monarchia - единовластие) - форма государственного правления, при которой верховная власть полностью или частично сконцентрирована в руках одного лица - главы государства. Это, как правило, наследственный монарх (король, царь, император, султан, шах). Есть абсолютные (неограниченные) монархии и ограниченные (конституционные). Конституционные монархии - Великобритания, Швеция, Норвегия, Дания и другие. Республика (лат. respublica от res - дело и publica - общество) - форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются гражданами, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами). В республике граждане обладают полнотой личных и политических прав. Различают в современном мире парламентские и президентские республики. Парламентская система правления представляет собой совокупность и взаимосвязь государственных органов власти, при которой исполнительная власть (правительство), формируется парламентом, то есть законодательной властью, причем преимущественно из лидеров победившей на выборах оппозиции. Президентская система правления - это государственная система, в которой избранный народом президент (высшее должностное лицо) либо сам возглавляет правительство, либо подбирает кандидатуру главы правительства. Однако парламент имеет право контроля за деятельностью правительства и президента, может даже отклонить его законопредложения. Во всех типах, формах государства в соответствии с разделением властей существуют организационные структуры: 1) представительные, законодательные органы; 2) исполнительные, распорядительные; 3) судебные. Первые представлены парламентом, Верховными Советами, Национальным собранием (в каждой стране своя специфика), вторые - президентом, премьер-министром и так далее, третьи - судом, прокуратурой, комитетами конституционного надзора. Организационные структуры связаны с функциями государства (лат. functio - совершение, исполнение). Если рассматривать основную функцию государства - сущностную, глубинную, то она состоит в управлении обществом, охране его экономической и социальной структуры, выполнении общих дел. Особую роль здесь играет учет интересов всех классов, слоев, групп населения независимо от их экономической мощи. Американский политолог С.Липсет отмечает, что нахождение государством общего согласия между различными группами по поводу решений, по-разному затрагивающих интересы различных групп, "являются одним из предметов анализа политической социологии". Деятельность государства, всех его структур охватывает все сферы общественной жизни и потому может быть разделена на следующие функции: а) экономическую. В ней государство выступает как координатор, предприниматель, стратег и тактик в осуществлении экономической политики. Оно участвует в планировании. Разрабатывает "общие правила игры" в государственном режиме экономии, деятельности предприятий (антимонопольные законы), воздействует на размещение трудовых ресурсов, на распределение доходов, на проведение экологических мероприятий и так далее. Так, в ФРГ до 50% цен находится под контролем государства, Южная Корея развивается по пятилетним планам (заканчивает шестую пятилетку), среднегодовой экономический прирост превышает 9%. В России проведение экономической реформы правительством, опирается на разработанную программу; б) социальную. Включает в себя целый спектр проблем, связанных с условиями труда и жизни людей, реализацией интересов людей в труде, отдыхе, охране здоровья, пенсионном обеспечении и так далее. Развитие социальной функции современного государства отражено в понятии "социальное государство". Последнее ставит своей целью достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности. Оно охраняет труд и здоровье людей, определяет прожиточный минимум и минимальный уровень заработной платы, обеспечивает поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и престарелых, развивает систему социальных служб, устанавливает пенсии и пособия, проводит гуманную демографическую политику, создает необходимые условия для культурного развития человека и общества, обеспечивает экологическую безопасность и рациональное природопользование. Система социального законодательства (охрана детского труда, ограничение продолжительности рабочего времени, страхование по болезни, пособия по безработице и так далее) формировалась в передовых странах уже с конца Х1Х в. с целью исправить несправедливое распределение доходов, складывающееся в рыночной экономике. Наиболее высокая доля перераспределения национального дохода в Швеции - 29,9%, наиболее низкая (из промышленно развитых стран) в Японии - 10%, в США - 12,5%, большая часть стран Западной Европы занимает промежуточное положение между Японией и Швецией; в) политическую. Организация функционирования политической системы, обеспечение правопорядка, охрана безопасности государства, гарантирование политических прав личности; г) в области культуры: научная, образовательная, воспитательная, информационная и другая деятельность. Все функции государства в названных направлениях разделяются на внешние и внутренние. Помимо общих дел государство выполняет и специфические функции, связанные с работой государственного аппарата, так называемой бюрократией. Чем шире спектр функций государства, тем больше опасность превращения чиновничества в замкнутую систему или установления ее верховенства над обществом. В разное время об этом писали ученые, писатели, политологи (М.Вебер, Ф.Кафка, М.Бакунин). А.Эйнштейн, положительно высказываясь о социализме, в то же время видел главную социально-политическую проблему как "с учетом далеко идущей централизации политической и экономической власти предотвратить превращение бюрократии в силу, обладающую всей пол- нотой власти?". Средством борьбы с бюрократизацией государства является гласность, запрещение должностным лицам заниматься предпринимательской деятельностью, кадровая политика. Большое значение имеет построение правового государства. 3. При рассмотрении правового государства следует обратить внимание на проблемы: сущность правового государства, условия его создания, сложность и противоречия этого процесса. Правовое государство как идея, теория имеет долгую историю. В древности (Платон, Гераклит, Аристотель) шел поиск принципов, форм взаимосвязей и взаимодействия права и власти (государства). На заре политического развития человечества, в Древней Греции, в присяге, которую приносили молодые афиняне при достижении совершеннолетия (18 лет), были такие слова: "И я буду слушаться властей, постоянно существующих и повиноваться установленным законам, а также тем новым, которые установит согласно народ. И если кто-нибудь будет отменять законы или не повиноваться им, я не допущу этого, но буду защищать их и один и вместе со всеми". Торжество закона Аристотель рассматривал как властвование "божества и разума" в противовес властвованию человека с его страстностью, которая есть "нечто животное". В теоретически развернутом виде учения о правовом государстве были оформлены в эпоху борьбы против феодального произвола и абсолютистского деспотизма - в эпоху буржуазных революций (Д.Локк, Ш.Л.Монтескье, И.Кант, Ж.-Ж.Руссо). Идея правового государства связана с признанием верховенства закона по отношению ко всему обществу, к государству, ко всем слоям населения, к личности. Правовое государство соответствует гражданскому обществу. Правовое государство - это государство, в котором господствует право (закон), юридическое признание свободы человека и общества от неограниченного государственного вмешательства, демократическая структура и функционирование государственной власти. В правовом государстве существует четкое разделение власти между законодательной, исполнительной и судебной ее ветвями, функционирование их на основе права. Правовое государство возможно в обществе со стабильной экономикой. В то же время оно призвано создавать благоприятные условия для развития общества, служит цивилизованным регулятором жизни. Правовое государство имеет как объективные, так и субъективные основы. Первые дает гражданское общество с его многоукладностью экономической системы, с возможностями раскрытия творческой энергии человека, свободой выбора им вида деятельности, прежде всего трудовой, с развитием многообразия политических организаций, объединений трудящихся, позволяющих наиболее полно отразить спектр их интересов и оказать воздействие на государственные органы. К числу субъективных факторов относится формирование высокой политической культуры общества и индивида, высокий уровень законотворчества, основанного на выводах политической и юридической наук. Уважение законов имеет нравственный смысл: обеспечивает безопасность людям. Сложность формирования правового государства в странах, переживающих переход от авторитарного строя к демократическому, состоит как раз в неразвитости как объективных, так и субъективных предпосылок. В нашей стране это дополняется живучестью авторитарных методов управления, царивших столетиями. Итак, государство, являясь основным субъектом политической власти, имеет различные типы, формы, осуществляет широкий спектр функций по управлению обществом. Развиваясь в русле исторического процесса оно создает основу для дальнейшего обогащения политической науки. ЛИТЕРАТУРА Аристотель. Политика// Соч. Т.4. М., 1984. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. Проблема бюрократии у Макса Вебера// Вопросы философии. - 1991. - № 3. Замбровский Б.Я. К вопросу о формировании гражданского общества и правового государства// Социально-политические науки. - 1991. - № 6. История политических и правовых учений. - М., 1989. Ленин В.И. Государство и революция// Полн.собр.соч. Т.33. Липсет С. Политическая социология// Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. - М., 1972. Платон. Государство// Соч. Т.3. Ч.1. - М., 1971. Политические институты США. История и современность. - М., 1988. Суверенитет в государственном и международном праве// Советское государство и право. - 1991. - № 5. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Соч. Т.21. Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. - М., 1972. - С.205. Эйнштейн А. Почему социализм?// Коммунист. - 1989. - С.100. Как в политической теории, так и в политической практике одно из центральных мест занимает вопрос об основах организации государственной власти. Главным концептом, при помощи которого организация государственной власти фиксируется и описывается (выражается) является понятие "форма правления". По традиции и сегодня принято считать, что существуют две основных формы государственного устройства и правления - республиканская и монархическая. В то же время в современной специальной, то есть профессиональной политологической литературе термин "форма правления" употребляется более широко. Он применяется также при описании и определении подтипов или разновидностей самой республиканской формы организации государственной власти. Его дериватами (производными) в данном случае выступают "президентская форма правления" и "парламентарная (или парламентская) форма правления". Было бы поэтому значительным упущением в политическом образовании учащейся молодежи пренебрежение темой, связанной с с выяснением того, что такое президентская и парламентская формы правления. Практическая значимость для студента российского вуза хорошего знания основных характеристик, различных разновидностей республики наших дней диктуется отнюдь не чисто академическими соображениями, но прежде всего тем обстоятельством, что Отечество пока лишь примеряет на себя одну из организаций своего государства - а именно президентскую форму правления. Изучение темы предполагает по крайней мере рассмотрение следующих вопросов. 1. Понятие и основные характеристики президентской и парламентской республики. 2. Главные "модели" президентской и парламентской республики наших дней, их особенности. 3. Современный Российский вариант президентской республики: важнейшие характеристики. 1. Начнем с уточнения самого категориального аппарата. Из существующих подходов к проблеме наиболее взвешенным представляется сегодня так называемый "традиционный" или "классический", то есть выделяющий в качестве основных форм правления республику и монархию. В свою очередь, в рамках республиканской формы правления обоснованнее всего выделять президентскую, полупрезидентскую или президентско-парламентскую и парламентскую (или парламентарную) системы или типы правления. Некоторые специалисты, прежде всего юристы-государствоведы, выделяют также суперпрезидентскую (или ультрапрезидентскую) систему, хотя не лишено оснований рассматривать ее в качестве подвида президентской республики. В конечном итоге, нас будут интересовать прежде всего основные характеристики президентской и парламентской систем, а также все больше распространяющийся в последние годы промежуточный между ними тип - "полупрезидентская" республика. Президентская республика во всех ее разновидностях (включая "полупрезидентскую") является на сегодня наиболее распространенной в мире системой правления. Из 183 стран, входивших в ООН на начало 1993 года, более 130 имели в своей политической системе институт или пост президента. Возникшая на протяжении 90-х годов целая группа новых независимых государств из-за особой склонности к президентской системе правления еще более укрепила позиции этой последней и на сегодня, по некоторым данным, уже почти 90% государств мира имеют в своем устройстве пост президента. Наличие такого поста не означает однако существования президентской республики. Пост президента имеется и в странах с парламентарной системой правления. Поэтому необходимо различать властные полномочия и возможности президента при парламентской и собственно президентской системах правления. При этом следует иметь в виду, что феномен президентской власти не ограничивается только относящимися к президентству конституционными и другими правовыми нормами. Очень большое значение имеет соотношение этих норм с конкретной политической практикой конкретных президентов. Надо учитывать также, что учреждение в той или иной стране поста президента не означает одномоментного возникновения института президентства с необходимо присущими ему нормативными актами, соответствующими структурами различных уровней, тесными связями с другими политическими институтами и обществом в целом. Становление института президентства - длительный исторический процесс. Соответственно, и полномочия президента при различных системах правления и в разных странах могут различаться и видоизменяться в самых широких пределах. Тем не менее, основные из этих полномочий вполне возможно систематизировать таким образом, чтобы представить себе и основные различия между системами президентской, полупрезидентской и парламентской республик. Вот какая сводная таблица на этот счет представлена, например, в книге Н.А.Сахарова "Институт президентства в современном мире" (М., 1994).
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |