Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Продолжение




  «Функционализм» (Д. Митрани) «Неофункционализм» (Э.Хаас, Л. Линдберг) «Федерализм» (А. Этциони) «Плюрализм» (К. Дойч)
ПУТИ — Замена «вертикальной» территориальной замкнутости «горизонтальными» структурами в конкретных сферах; прямые контакты с администрацией; «отмирание» нац.-гос. суверенитетов. — Совершенствование механизмов ППР; возрастание численности функционеров. — Согласованный отказ от централизации и от политической обособленности. Разграничение полномочий центральных и региональных органов власти. — Рост обменов (товарами, идеями, людьми); расширение сетей коммуникаций.
ТЕМПЫ, ЭТАПЫ   — Постепенность: последовательная передача техникосоциоэкономич. компетенции международным организациям. — Делегирование прагматичной лояльности. — Постепенность: последовательное делегирование социально-экономического суверенитета (включенность и наднациональность). — Передача утилитарн. верноподданности. — Институциональная революция; или переходный этап конфедерации. — Медленное социальное обучение отказу от использования насилия.
ВОЗМОЖНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ — Переплетение МПО огранич. компетенции. — Поддержание мира путем распространения принципа нетерриториальности власти или «отмирания» государства. — Создание территориального государства на высшем уровне. — Воссоздание территориального государства. — Достижение мира посредством политической власти. — Всеобщее распространение отказа от применения насилия: «сообщество плюралистической безопасности». — Мир несмотря на «плюрализм суверенитетов».

 

Завершая рассмотрение проблемы международного сотрудничества, следует подчеркнуть, что здесь так же, как и при анализе конфликтов, было бы ошибкой делать выводы относительно их причин каждый раз, когда обнаруживаются какие-либо корреляции. Так же как и конфликты, интеграционные процессы являются многомерным и сложным явлением, как бы «ускользающим» от анализа и «неподдающимся» единой и окончательной типологазации. Поэтому та или иная региональная (субрегиональная, государственная) модель интеграции не может быть механически «перенесена» — ни в теоретическом, ни (тем более) в практическом плане — на другой, даже очень «похожий» регион, но с иными социокультурными и экономическими особенностями и традициями. Во-вторых, стихийно возникнув в какой-либо сфере взаимодействия международных акторов, интеграция может остаться без последствий во всех остальных сферах, более того — может обратиться вспять или даже смениться противоположным процессом, — если она не будет подкреплена соответствующими политическими мероприятиями, закрепляющими благоприятные предпосылки и условия ее реализации и формирующими институциональные основы ее дальнейшего продвижения. Наконец, в-третьих, вряд ли верно рассматривать интеграционные тенденции как процессы, определяющие существо международных отношений, а тем более — пытаться на этой основе судить о будущем этих отношений. Как было показано выше, содержание международных отношений определяется не только сотрудничеством, но и конфликтами, в том числе и такими, которые сопровождаются дезинтеграцией ранее единых политических образований (примеры этого дают судьба СССР, Югославии, Чехословакии). Современная реальность не дает оснований полагать, что на смену им придет гармоничный международный порядок. Рассмотрим эту проблему более подробно.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Hoffmann S. International Systems and International Law. In: The International System. Theoretical Essays. — Princeton, 1961, p. 208.

2. Groom A.J. Paradigms in conflict: The strategist, the conflict researcher and the peace researche. // Conflict: Readings in management and resolution. — London, 1990; Eraillard Ph., Djalili M.-R. Les relations internationales. — Paris, 1988, ch. 5.

3. Coser L. The Functions of Social Conflicts. — New York, 1956, p. 8.

4. Boulding K. Conflict and Defence. A General Theory. — New York, 1962.

5. Burton J. Resolution of Conflict. In: International Studies Quaterly, XV, 1, March 1972, p. 9-10.

 

 

6. Derriennic J. -P. Esquisse de problématique pour une sociologie des relations internationales. — Paris, 1977, p. 110.

7. См.: Антюхина-Московченко Б. И., Злобин А. А., Хрусталев M. A. Основы теории международных отношений. — М, 1988, с. 96; Доронина Н.И. Международный конфликт. — М, 1981, с. 31; Международные конфликты / Под редакцией В. В. Журкина и Е. М. Примакова. — М., 1972, с. 15.

8. См.: Антюхина-Московченко В. И., Злобин А. А., Хрусталев М. А. Основы теории международных отношений. — М., 1988, с. 96.

9. См., например: Доронина Н.И. Международный конфликт. — М., 1981, с. 33-34.

10. Legault A. Yingt-cinq ans d'études stratégique: Essai critique et survol de la documentation. In: B. Korany et coll. Analyse des relations internationales. — Montréal, 1987, p. 42.

11. Boomfield L. Controlling Small Wars. — Penguin Press, 1972, p. 26.

12. Гарт Лиддел. Стратегия непрямых действий. — М., 1957, с. 339.

13. Коллинз Джон М. Большая стратегия. Принципы и практика, — М., 1975, с. 40.

14. См. об этом: Богатуров А. Д., Плешаков К. В. Динамика международной стабильности // Мировая экономика и международные отношения. 1991, № 2.

15. Galtung J. A Structural Théory of Agression. In: Journal of Peace Research. № 2, 1964.

16. См. об этом: Barrea J. Théories des relations internationales. — Paris, 1978, p. 325.

17. Senarctens P. de. La politique intemationale. — Paris, 1992, p. 41—49.

18. Wright Q. Escalation of International Conflict // Journal of Conflict Resolution, 1965, № 4.

19. Социальный конфликт современные исследования. Реферативный сборник. — М., 1991.

20. Senghaas D., ed. Kritische Friedensforschung. — Frankfurt, 1971.

21. Schmid H. Politics and Peace Research. In: Journal of Peace Research. Vol. V, 1968.

22. Лебедева M. M., Хрусталев М. А. Основные тенденции в зарубежных исследованиях международных переговоров // Мировая экономика и международные отношения. 1989, № 9, с. 107.

23. О процессе международных переговоров (опыт зарубежных исследований) / Отв. редакторы — Р. Г. Богданов, В. А. Кременюк. — М., 1989, с. 7.

24. См. об этом: Международные отношения как объект изучения. — М., 1993, с. 57.

25. Singer D. Vers une science de la politique internationale: perspectives, promesses et résultats. In: B. Korany et coll. Analyse des relations internationales. Approches, concepts et données. — Montréale. 1987, p. 292.

26. Rosenau J. Turbulence in World Politics. — Princetion. 1990.

27. Badie B., Smouts M.-C. Le retournement du monde. Sociologie de la sçne internationale. — Paris, 1992.

 

 

 

28. Шишков Ю. В. Интеграция и дезинтеграция: корректировка концепции // Мировая экономика и международные отношения. 1993, № 10.

29. Braillard Ph. Théories des relations internationales. — Paris, 1977, p. 135.

30. Gonidec P.-F., Charvin R. Relations internationales. — Paris, 1984, p. 435.

31. Mitrany D. A Working Peace System. An Argument for the Functional Development of International Organization. — London, 4-th ed., 1946.

32. Zorgbibe Ch. Les relatons internationales. Paris, 1975, p. 119.

33. Haas E. The Uniting of Europe: Political, Social and Economic Forces, 1950-1957. - London, 1958.

34. Lindberg L. The Political Dynamics of European Economic Integration. — London, 1963.

35. См.: Натан Р. П., Хоффманн Э. П. Современный федерализм // Международная жизнь. 1991, № 1, с. 42—43.

36. Gerbet P. Penser l'Union européenne. In: Penser le XX-е si, cle. Sous la direction de André Versaille. — Bruxelles, 1990, p. 198.

37. Deutsch K. Political community and North Atlantic area, — Princeton, 1957, p. 6.

38. Braillard Ph., Djalili M.-R. Les relations internationales. Paris, 1988.

 

Глава XII. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПОРЯДОК

Проблеме международного порядка принадлежит одно из центральных мест поскольку в ней концентрируется представление о взаимодействующих на мировой арене социальных общностях как о составных частях, элементах единого социума — «международного общества», — характер отношений между которыми все больше напоминает характер отношений, существующих в рамках тех или иных внутригосударственных границ. При сохранении своих отличительных особенностей (отсутствие центральной власти, плюрализм суверенитетов, территориальная разделенность и т.п.), рудиментов «права сильного», конфликтов и войн международные отношения наших дней уже никак не могут быть представлены в виде «естественного состояния», когда сильный делает все то, что он хочет, а слабый — лишь то, что может. Конечно, как единой социально-политической организации, управляемой единым правительством на основе общих законов, международного общества не существует. Трудно предполагать, что оно вообще возможно в сколь-либо обозримом будущем. Однако столь же трудно и отрицать, что государства и народы, населяющие планету, связаны сегодня нитями единой мировой экономики, в большинстве своем разделяют сопоставимые идеалы и ценности, представлены в совместных политических и иных структурах, наконец, сталкиваются с общими вызовами и проблемами. Иначе говоря, существует тот минимум единства и организации, который вполне позволяет говорить о том, что существование международного общества — вполне очевидная реальность. А это означает, что такой же реальностью является и международный порядок.

Анализ проблемы международного порядка требует уяснения рада вопросов. Во-первых, это вопрос о том, что такое «международный порядок», что вкладывается в содержание этого понятия. Во-вторых, это вопрос о типах международного порядка в исто

 

рии человеческого общества. В-третьих, — вопрос о характерных чертах послевоенного международного порядка. И, наконец, в-четвертых, это вопрос об особенностях современного международного порядка и о возможности и путях построения качественно нового мирового порядка. Рассмотрим эти вопросы более подробно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 623; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.