Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нобелевский лауреат по экономике




П. Самуэльсон,

Проблемами, которые касаются

Что эта теория имеет дело с такими

Экономической теории является то,

всех нас без исключения»

Экономика является важной стороной жизни каждого человека, во многом определяя для него возможности реализации всех других личностных и общественных интересов. Все люди в той или иной степени участвуют в экономических процессах и ощущают на себе последствия экономических изменений не только в своем домашнем хозяйстве, в своем городе или в стране, но даже и на других континентах.

Экономическая жизнь становится все более сложной и динамичной, и чем лучше люди понимают сущность экономических явлений и взаимосвязи между ними, тем в большей степени они могут представлять и просчитывать результаты своих действий. Это тем более касается специалистов высшей квалификации, в том числе инженеров, которые руководят деятельностью других людей в разных сферах экономики.

Когда-то мы смеялись над фонвизинским Митрофанушкой, который, отказываясь изучать географию, аргументировал это тем, что извозчик сам знает, куда его везти. Лень далеко не всегда является двигателем прогресса, а невежество – никогда им и не было.

В 1886 году на собрании Американского общества инженеров выступил Генри Таун, один из основателей и президент компании «Yale and Towne Manufacturing» с докладом на тему «Инженер в роли экономиста». Этот доклад содержал призыв к тому, чтобы инженеров интересовала не только техническая эффективность, но и подсчет затрат, доходов, прибылей. Эти призывы были восприняты инженерным сообществом.

В нашей стране среди современных инженеров уже не осталось Митрофанушек, полагающих, что экономисты на предприятии сами разберутся, что нужно делать фирме, а госчиновники «вырулят», как надо, хозяйство страны в целом. За последние годы в российской экономике произошли столь драматические и переломные изменения, что разобраться и тем более активно участвовать в них могут не просто энергичные, а глубоко мыслящие, знающие специалисты.

Естественно, что и вузовская подготовка современных инженеров предполагает качественное экономическое образование, которое должно базироваться на изучении экономической теории.

Следует учитывать, что в новые времена усложнились условия, в которых происходит экономическое образование инженеров.

Во-первых, во многих технических вузах в два-три раза сократилось количество аудиторных часов, отводимых на изучение курса экономики (экономической теории) студентами инженерных специальностей. В еще большей степени это коснулось студентов заочной и ускоренной форм обучения. А объем изучаемого материала, наоборот, расширился в результате отказа от преподавания положений только одной, господствовавшей в течение десятилетий, теоретической концепции.

Чтобы обеспечить качественную экономическую подготовку инженеров в условиях сокращения количества аудиторных занятий, необходимо в лекциях акцентировать внимание на «узловых» вопросах в расчете на то, что студенты ознакомятся с полным объемом курса по учебникам. При всем разнообразии методов обучения самостоятельное чтение и осмысливание прочитанного остается основой экономического образования.

Во-вторых, вузы приблизили обучение к местам проживания студентов, развернув сеть представительств и филиалов, в которые на короткий срок приезжают преподаватели «базовых» вузов для так называемой «начитки» курсов лекций в интенсивном темпе. Но теоретическая экономика – дисциплина, для изучения которой требуется вдумчивость, последовательность и, главное, систематичность: сходу, в «кавалерийском» темпе ее не осилить. Известный историк экономической мысли, А. Хейлброннер, писал, что изучение экономической науки требует от читателя «выносливости верблюда и терпения святого». От себя добавим – и соответствующих затрат времени на самостоятельную работу.

В-третьих, при возросшем, казалось бы, количестве книг, учебников, пособий по экономической теории студенты инженерных специальностей либо почти не имеют их в своих городах и поселках, либо располагают учебниками для студентов экономических специальностей, которые, естественно, рассчитаны на более углубленное изучение данной дисциплины в соответствии со специальными учебными программами.

Эти обстоятельства предопределили наше решение подготовить специально для студентов инженерных специальностей курс лекций, который позволит им расширить материал, полученный в ходе аудиторных занятий, и изучить экономическую теорию в объеме дисциплины «Экономика» в соответствии с государственным образовательным стандартом.

С учетом этого данный курс «Экономика» содержит материал по трем разделам:

Раздел I. Основы экономической теории.

Раздел II. Микроэкономика

Раздел III. Макроэкономика.

В 2004-2005 годах по каждому их разделов были изданы отдельные книги. Эти издания были востребованы и получили одобрение студентов. Хорошие отзывы давали также коллеги, преподаватели, которые тоже сталкивались с проблемой сочетания глубины изучения и преподавания предмета и необходимостью сделать это в сжатые сроки.

Успех любого обучения строится на том, чтобы были правильно оценены и приведены в соответствие три составляющие: уровень и особенности обучаемых, специфика и объем изучаемого материала, способы передачи информации. Сам преподаватель, безусловно, должен расширять и углублять свои познания в преподаваемой учебной дисциплине, но с опытом приходит осознание необходимости ограничения и адаптации информации, передаваемой определенному контингенту обучающихся студентов. Поэтому в расчете на студентов инженерных специальностей в данном курсе лекций рассмотрено лишь 23 темы.В качестве аргумента уместно процитировать замечание из предисловия к известной книге «Экономический образ мышления», сделанное ее автором, Полом Хейне: «Тем же преподавателям, которые спросят, почему в ней опущена та или иная тема или почему в ней не излагаются некоторые традиционные разделы теории, следует напомнить, что знание передается не только посредством того, о чем говорится, но и в равной мере посредством того, о чем умалчивается».

Авторы ждут отзывов студентов дневного, заочного и ускоренного обучения; они непременно будут учтены и помогут улучшить последующие издания. От студентов авторы ожидает внимательности, систематичности и последовательности в изучении данного курса лекций в ответ на наше стремление написать книгу не просто правильно, но и интересно.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 277; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.