Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Газеты и журналы 90-х гг

Читайте также:
  1. Влияние газеты на ход избирательной кампании
  2. Журналы
  3. Журналы
  4. Журналы Н.И.Новикова, И.А.Крылова и Н.М.Карамзина
  5. Журналы умеренно-либерального и прогрессивного направления
  6. Карл Барт — теолог Библии и газеты
  7. Контент-анализ: вывод о результативности реформы газеты
  8. Местные газеты
  9. Областныеи местные газеты 1 страница
  10. Областныеи местные газеты 10 страница
  11. Областныеи местные газеты 11 страница



Периодика 90-х гг. характеризуется более активным обсуждением политических вопросов, особенно проблем внутренней жизни. Все слои населения имеют собственные издания, однако наиболее популярные из них адресованы образованным социальным группам, прежде всего интеллигенции.

Наиболее популярными в это время были журналы «Нива», «Русская мысль», «Русское богатство».

«Нива» (18701918)– еженедельный иллюстрированный литературный и научно-популярный журнал для семейного чтения, издававшийся А.Марксом. Здесь печатались Гончаров, Л.Толстой, Чехов, Лесков, Мамин-Сибиряк, Мережковский и др. К «Ниве» имелось несколько приложений, в том числе и специальные детские – по возрастам. В них публиковались произведения известных детских авторов, в частности Корнея Чуковского. В качестве бесплатных приложений к журналу издавались собрания сочинений русских и зарубежных авторов. «Нива» имела огромный тираж – 275 тыс. экземпляров. В 1918 г. журнал был закрыт.

«Русская мысль» (18801918) – известное либеральное издание. Здесь печатались ведущие профессора Московского университета: Семеновский, Ключевский, Костомаров, Миллер и др. Выступали крупные земские деятели, талантливые публицисты (Головачев, Венгеров, Вас. Немирович-Данченко). С «Русской мыслью» сотрудничал вернувшийся из ссылки Чернышевский; отдел беллетристики редактировал Чехов. На страницах журнала увидели свет произведения Короленко, Чехова, Мамина-Сибиряка, Г.Успенского, Григоровича, Плещеева, Апухтина; печатались произведения зарубежных авторов – Г.Сенкевича и Э.Ожешко. Номер обычно состоял из двух частей: первая – литературная и научно-популярная; вторая – публицистическая. Журнал отрицательно относился к идеям марксизма, даже отклонил одну из статей Ленина. После революции 1905 г. «Русская мысль» стала органом кадетской партии. В 1918 г. издание было закрыто большевиками как реакционное.

«Русское богатство» (18761918) – один из крупных журналов в России, который приобрел особое значение в 80-е гг., когда издателями его становятся члены артели литераторов-народников, а затем литератор Л.Е.Оболенский. Это было ежемесячное издание с философским и нравственно-религиозным уклоном. С 1892 г. журнал переходит в руки публицистов-народников С.Н.Кривенко и Н.К.Михайловского. Особый интерес читателей вызвала полемика на страницах «Русского богатства» с идеями марксизма, критика изданий «легального марксизма», в которой участвовали Михайловский и Струве. Затем они перешли к критике трудов Маркса, Энгельса, Плеханова. Но в целом издание носило демократический характер, чему способствовала публицистическая деятельность В.Г.Короленко. Здесь он впервые выступил в 1886 г. с рассказом «Лес шумит».Короленкоактивно сотрудничал в «Русском богатстве» в 1892–1894 гг. В 1895 г. он был утвержден одним из его официальных издателей. Журнал полемизировал с консервативными изданиями по поводу пережитков крепостной системы, широко освещал внутриполитическую жизнь страны, касался вопросов деятельности земств, произвола администрации, национальной политики, экономического положения низших слоев. «Русское богатство» с интересом читала интеллигенция. Его тираж в 90-е гг. составлял 14 тыс. экземпляров. На страницах этого издания печатались Достоевский, Л.Толстой, Л.Андреев, Вересаев, Куприн, Бунин, Мамин-Сибиряк и др. Журнал поддерживал писателей реалистического направления и критиковал сторонников чистого искусства и декадентства, апосле первой русской революции стал выразителем идей, промежуточных между эсеровскими и кадетскими, т.е. противником подпольной революционной деятельности, террора и сторонником парламентских методов реформирования жизни и мирной тактики совершенствования общества.



В 1914–1917 гг. журнал выходил под названием «Русские записки». В 1918 г. вернулся к прежнему названию, но был закрыт по решению советской власти как издание, начавшее бороться против диктатуры большевиков.

К умеренно-либеральным журналам 80-х гг. относится «Северный вестник»,издававшийся с 1885 г. в Петербурге как ежемесячный литературно-научный и политический журнал под предварительной цензурой. Издательницей его первоначально (до 1889 г.) была А.В.Сабашникова, редактором – А.М.Евреинова. Журнал состоял из двух частей: научно-беллетристической и публи­цистической.

В «Северном вестнике» печатались Г.Успенский, Короленко, Чехов, Мамин-Сибиряк, Гаршин, Надсон и некоторые другие видные демократические писатели и публицисты (Менделеев, Миклухо-Маклай). Особую роль в журнале в качестве негласного соредактора с весны 1886 по 1888 г. играл один из видных народнических публицистов Михайловский. Однако из-за разногласий с Евреиновой в 1888 г. Михайловский порывает с журналом. С уходом Михайловского «Северный вестник» теряет определенность направления, состав сотрудников становится случайным, изменчивым. В журнале продолжают некоторое время пе­чататься Чехов, Короленко, Южаков, Менделеев. Однако их оттесняют такие литераторы и публицисты, как Боборыкин, Алексей Веселовский, Мережковский и особенно Волынский (Флексер).

С 1891 г. «Северный вестник» окончательно меняет свой до извест­ной степени прогрессивный характер, заполняется второсортной прозой. Престиж журнала неуклонно снижается: если в 1897 г. тираж «Северного вестника» составлял еще 4000 экземпляров, то в 1898 г. он упал до 2800. Столкнувшись с серьезными материальными затруд­нениями, редакция с 1899 г. прекратила издание журнала.

Журнал «Мир искусства» выходил в Петербурге с 1899 по 1904 г. Возник как орган кружка молодых художни­ков и критиков (А.Н.Бенуа, К.А.Сомов, В.А.Серов, Л.С.Бакст, Е.Е.Лансере, С.П.Дягилев, Д.В.Философов, В.Ф.Нувель, А.П.Нурок), мечтавших возродить отечественное искусство. Объеди­нение, названное по имени журнала, превратилось вскоре в один из влиятельных центров художественной жиз­ни рубежа XIX – ХХ вв. Вместе с приглашенными им Мережковским и Гиппиус Философов основал в «Мире искусства» литературно-критический отдел.

Среди участников журнала были также художники и критики-искусствоведы – И.Э.Грабарь, М.В.Добужинский, В.В.Кандинский и др. Литераторы журнала – Д.С.Мережковский, 3.Н.Гиппиус, В.В.Розанов, П.П.Перцов, Л.И.Ше­стов, К.Д.Бальмонт, В.Я. Брюсов, А. Белый, Ф. Сологуб, Рцы (И.Романов), П.П.Гнедич, К.Ч. (К.Чуковский) и др. В первый год издания в журнале поместил две статьи Вл. Соловьев. Эпизодически публиковались выступления Э.Грига, М.Метерлинка, Ст. Пшибышевского, фрагмен­ты из Ницше. Журнал знакомил с западноевропейской эстетикой и художественной критикой (Д.Рёскин, Р. де ла Сизеран, Г.Бар, Р.Мутер, Ю.Мейер-Грефе и др.). Беллетристика и поэзия в журнале не публиковались.

Талант и вкус оформителей (Сомов, Лансере, Бакст, До­бужинский и др.), обилие репродукций, текстовых иллю­страций и украшений, новшества в макете, редкостный «елизаветинский» шрифт, бумага и формат, принятые лишь для «роскошных» изданий, – все это сразу выдели­ло «Мир искусства» среди русской журнальной продук­ции тех лет.

В первый год издания журнал имел три отдела – художественный, художественно-промышленный и худо­жественной хроники. Главное место было отдано демонстрации и истолкованию произведений русского и иностранного изобразительного искусства (старого и нового), имеющих, по мнению редакции, «интерес и значение для современного художественного сознания».

Выдвигая новые эстетические ориентиры, мирискус­ники обращались к подготовленному читателю. На сколь­ко-нибудь широкое распространение журнала его органи­заторы не рассчитывали; тираж «Мира искусства» не превышал 1000 экз. Сторонниками его стала (кроме гнавшейся за модой буржуазной публики) часть творче­ской интеллигенции, жаждавшая обновления искусства.

Мережковские не оставляли мысли о своем журнале, где, как писала Гиппиус, «не нужно будет думать о “формах”», а пока участвовали в чуждом «Мире искус­ства», в котором им жилось достаточно свободно; к тому же после прекращения «Северного вестника» возможно­стей печататься стало меньше.

С появлением журнала «Новый путь», о чем «Мир искус­ства» оповестил читателей в начале 1903 г., Мережков­ский, Минский, Перцов, Гиппиус, Философов, Розанов получили собственную трибуну.

Новая ситуация, возникшая в литературном отделе после ухода Мережковских, давала возможность прибли­зить литературную критику к ее прямому назначению. Однако активизировать собственно литературную критику на страницах «Мира искусства» не удалось. Бенуа после своего ухода из журнала «Художественные сокровища России» стремился продолжать его программу в рамках «Мира искусства» и в расширении литературной части заинтересован не был. Взоры поэтов-символистов были обращены уже к новому ежемесячнику «Весы», о выпуске которого Брюсов летом 1903 г. договорился с владельцем издательства «Скорпион» С.А.Поляковым; в работе «Весов» должны были участвовать также Бальмонт и Белый.

К концу 1904 г. «Мир искусства», возникший как «кафедра для толкования и пропаганды» новой эстетики, сыграл свою роль; его организаторы считали, что они «вполне высказались». Доведя издание журнала до конца 1904 г., мирискусники больше не возобновляли его. Аванпост модернистской эстетики и критики за­няли «Весы». Трибуной символистов «неохристианского» толка стал основанный Мережковскими религиозно-фило­софский журнал «Новый путь». С его появлением Мережковский, Минский, Перцов, Гиппиус, Философов, Розанов получили собственную трибуну. Таким образом, Вынужденный альянс богоискателей с художниками под обложкой одного журнала перестал быть необходимым.

Публицистика А.П.Чехова.Чехов печатался в разных изданиях, но его основная деятельность, в том числе и редакторская, связана с журналом «Русская мысль»,где он редактировал отдел беллетристики. Первое время Чехов сотрудничал с юмористическими журналами и писал для них рассказы, которые подписывал «Антоша Чехонте». Уровень этих изданий не соответствовал взглядам Чехова, и он был весьма неудовлетворен тем, что приходится писать именно для них. Дольше всего он сотрудничал с журналом «Осколки». Здесь писатель вел фельетонное обозрение «Осколки московской жизни», где обсуждались актуальные вопросы, в том числе положение печати. Он высмеивал журналистов-поденщиков, приспособленцев, лишенных былых благородных черт журналиста прошлого. В 1866 г. Чехов становится сотрудником суворинской газеты «Новое время». Он публикует здесь свои рассказы и статьи. Его заслугой является внедрение в журналистику особого жанра – небольшого рассказа-новеллы.

Настоящим гражданским подвигом стала длительная добровольная исследовательская поездка Чехова на Сахалин, превращенный властями в место каторги. Итогом явилась документальная книга «Остров Сахалин», которая была опубликована в виде путевых заметок в журнале «Русская мысль». Она содержала точные сведения обо всех сторонах жизни на острове, о быте заключенных и поселенцев, их содержании. Чехов писал о тяжелом положении женщин и детей, о недостатках исправительной системы, произволе местной администрации и недейственности законов, об экономической отсталости края при наличии больших природных богатств, об отсутствии там системы медицинской помощи. Книга Чехова строго документальна, и в ее основе лежит не только картотека переписи, проведенной писателем в трех административных округах – Александровском, Тымовском, Корсаковском. Перед Чеховым не возникала проблема выбора, что важнее: цифры или образы, потому что первые не противопоставлялись последним, а, наоборот, образовывали органическое единство. Документальными свидетельствами являются также сахалинские пейзажи. «Остров Сахалин» включает в себя не только точные географические сведения, но и художественные зарисовки природы, которые, как в рассказах и повестях Чехова, выражают его мировидение, не укладывающееся в отчетливые логические схемы. Авторская субъективность в книге очерков приглушена, что проявилось и в пейзажных описаниях. В «Острове Сахалине» сочетаются спокойная точность исследования, публицистичность, тонкая художественность. Книга стала предметом общественного обсуждения и обвинительным документом против властей.

Последние годы жизни Чехов сотрудничал со многими изданиями, в которых откликался на важнейшие события современной жизни. Он критиковал толстовство, псевдонаучность и чванство некоторых ученых, осуждал «теорию малых дел», протестовал против «мелочей жизни»… Писатель остро чувствовал настроения и болевые точки общества и точно, ярко, художественно писал о них.

Публицистика В.Г.Короленко.В основном, журналистская деятельность Короленко (начавшаяся в 1878 г.) связана с журналом «Русское богатство». Сначала писатель придерживался народнических взглядов, затем отошел от них, но сторонником марксистского подхода не стал. Его тематика – простые люди, крестьяне, рабочие, их жизнь, будни. Короленко опровергает народнические иллюзии о равенстве людей в крестьянской общине, идиллическое представление о деревне как гармоническом оплоте русской самобытности («Павловские очерки»), анализирует истинные причины крестьянского разорения, много пишет о голоде 1892 г. (цикл очерков «В голодный год». Короленко придерживается взгляда, что публицист должен активно вмешиваться в жизнь, стараться ее улучшить, помочь, он не может быть сторонним наблюдателем. Особенно писателя возмущали публикации в прессе, где страшные события, например казнь, описывались с бесстрастной точностью и детальностью. После поездки в Америку он издал цикл очерков, в которых рассказывал о реальной – трудной – жизни простых людей в этой стране: о безработице, нищете и бесправии народа, о всемогуществе доллара. Здесь же повествуется о трудной судьбе русских и украинских крестьян-эмигрантов. Однако он признавал, что буржуазно-демократические порядки лучше самодержавно-крепостнических.

Как публицист, Короленко освещает судебные процессы – известное «Мултанское дело» и, позже, процесс Бейлиса. Цикл «Мултанское жертвоприношение» занимает особое место в публицистике Короленко, который посвятил освещению судебного процесса по этому делу почти десять месяцев (с сентября 1895 по июнь 1896 г.). «Мултанское дело», получившее благодаря писателю широкую известность, было типичным проявлением политики российского самодержавия по отношению к национальным меньшинствам, яркой картиной бесправия, забитости и темноты народных масс. Серия его судебных очерков обнажила злоупотребления в полицейской системе России. Вообще тема невинно осужденных – важнейшая в эти годы у Короленко. Он опубликовал статью с обвинением французского правительства по знаменитому делу Дрейфуса.

В.Г.Короленко, как правило, был чрезвычайно заинтересован в том, что он описывает. Обычно он не сторонний наблюдатель изображаемых событий, но его участник, действующее лицо. Писатель находит свой принцип использования в очерке документов и реальных событий. Убедительность и очевидность фактического свидетельства в очерках Короленко сливается с убедительностью авторского пристрастия. Автор, публицист и художник одновременно, он не просто рассуждает, а создает яркие, убедительные, выразительные художественные образы, рассматривая те социальные явления, которые были актуальны для русской общественной жизни конца XIX в.

Первые марксистские издания и рабочие газеты. Предшественниками этого типа изданий можно считать народнические и рабочие издания 70–80-х гг.: газеты «Работник» (1875), «Рабочая газета» (18801881), журнал «Земля и воля» массовое иллюстрированное издание «Русский рабочий», газету «Рабочий» (1885).

Если же говорить о русских революционных рабочих газетах, то первой из них была «Рабочая заря» (1880) –орган Северного союза русских рабочих. Главное содержание выступлений «Рабочей зари» – требование политических прав для народа и борьба за эти права. Но главная задача газеты состояла в том, чтобы служить центром консолидации революционных сил, призывать к объединению ради строительства лучшего будущего. Основные публицистические методы – пропаганда и агитация, задача – организация революционного переворота. Во главе издания стоял известный революционер-террорист Степан Халтурин, погибший в 1882 г. Вышел единственный номер «Рабочей зари», большая часть тиража была арестована, разошлось лишь несколько экземпляров.

Газету «Рабочий» издавала в нелегальной типографии группа Благоева, представлявшая партию русских социал-демократов и «Союз труда». С этим же изданием сотрудничал Плеханов. Вышло всего два номера «Рабочего» – в январе и в июле 1885 г. Главная идея издания содержалась в передовых статьях – «Чего недостает трудовому народу?», «Чего добиваться рабочему народу?». Ближайшая задача газеты заключалась в борьбе за политические свободы трудящихся, более отдаленной целью было распространение политических знаний среди пролетариата. Причем борьба подразумевалась не только экономическая, но и политическая. Выпуск газеты приурочивался к каникулам студентов, чтобы они стали распространителями издания в провинции. Издание, однако, не получило должной поддержки в рабочей среде.

Нелегальная рабочая газета «Вперед!» выходила в Киеве в 1896–1897 гг. «Санкт-Петербургский рабочий листок»подцензурно выпустил два номера. В 90-х гг. выходили также местные социал-демократические провинциальные газеты.

«Искра»– наиболее значимое из марксистских изданий – первая классовая партийная газета. Она была органом социал-демократической партии, нелегально выходила за границей, доставлялась курьерами в Россию. В создании и редактировании «Искры»активное участие принимал Ленин. Главной целью издания было руководство рабочим движением и подготовка революционного восстания для свержения существующего строя. Однако газета очень быстро стала меньшевистской. Меньшевики придерживались менее радикальной программы, были сторонниками экономической борьбы. Большевикам во главе с Лениным пришлось организовывать другое издание.

Издания экономистов и меньшевиков выходили на рубеже столетий. Главный орган экономистов «Рабочая мысль» (18971902) стал выходить в Женеве раньше других. Периодический сборник «Социал-демократ» (19041905), газеты «Начало» (1905), «Народная Дума» (1907) – это уже детища предреволюционной и революционной активности 1905–1907 гг. В 1905 г. появились первые легальные партийные газеты.

Издания «легального марксизма».Это особенное явление русской печати рубежа XIX–ХХ вв. Цензурные послабления привели к тому, что в легальной печати стало возможно обсуждать «Капитал» Маркса как экономическую научную работу. Об этом писали и в обычных общественно-политических и литературных журналах – «Отечественных записках», «Деле», «Вестнике Европы». Но интерес общества к теории прибавочной стоимости Маркса был велик и привел к появлению такого течения в буржуазно-либеральной и либерально-демократической общественной мысли, как «легальный марксизм». Его еще называли «экономический материализм». Многие издания цитировали и пересказывали «Капитал» Маркса, в частности «толстые» журналы «Новое слово», «Начало», «Жизнь», «Мир божий», «Научное обозрение», что давало возможность легально высказывать свои политические суждения многим социал-демократам. Кроме статей о марксизме, в этих журналах публиковались художественные и публицистические произведения лучших литераторов страны. В конце концов эти издания все же через некоторое время закрывались цензурой, но они тем не менее позволяли открыто обсуждать многие острые проблемы современной жизни.

Марксисты и журналисты демократического толка для пропаганды своих взглядов активно использовали провинциальные издания, например «Самарскую газету». Это было типичное либерально-буржуазное издание. В нем были отделы хроники, обозрений столичной и провинциальной жизни, публиковались корреспонденции и фельетоны. С газетой сотрудничали Гарин-Михайловский, Скиталец. Тираж газеты составлял 2–3 тыс. экземпляров. Именно здесь начал свою публицистическую деятельность А.М.Горький. Он считал, что, работая в газете, сможет бороться за правду и добро, рассматривал ее как «бич обывательской совести, благородный колокол, вещающий только правду». Горький протестует, обличает своими выступлениями в газете различные стороны жизни – дикость, бескультурье, пустоту обывательской жизни, бесправие женщин, унижение человеческого достоинства. Он пишет о фабриканте, нещадно использующем детский труд, показывает нечестность купцов и людей «интеллигентных» профессий – врачей, адвокатов, рисует забитость крестьян, грубость чиновников и купцов по отношению к ним. Будущий писатель давал своеобразный портрет провинциальной российской жизни, что было необычайно смело для провинциальной газеты. Существенный момент журналистской биографии Горького – корреспонденции с Нижегородской Всероссийской промышленной и художественной выставки. Он был одним из немногих, кто не расхваливал ее экспозицию, а критиковал: нигде в павильонах не рассказывалось о жизни народа, производящего выставленные товары и ценности. Звучит в его очерках и патриотическая нотка: почему мы преклоняемся перед всем западным, когда и у нас есть свои таланты? Горький выступает против декадентства и прочих нереалистических течений в искусстве, критикует импрессионизм и символизм, чуждые людям труда. Он протестует против попыток искусства увести людей от действительности, от необходимости борьбы за ее улучшение. Журналистская деятельность дала будущему писателю неоценимый личный опыт и знания, которые он позднее использовал при написании своих художественных произведений.

В конце XIX в. на базе преуспевающих газетсоздаютсягазетно-журнальные объединения. В издательское дело вкладывается частный капитал, открываются побочные производственные отделения, создаются агентства по распространению печати. При этом растет конкуренция; издание многих газет и журналов становится выгодным коммерческим предприятием. Россия идет вполне в ногу с остальными странами Европы.

 





Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 410; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.80.137.187
Генерация страницы за: 0.007 сек.