КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Деловая пресса России
Структура периодической печати Российской Федерации Х гг. Система средств массовой информации России в 1-й половине После августа 1991 г. Изменения в российской журналистике, произошедшие Журналистика в 90-е годы ХХ и первые годы XXI в.
Осенью 1991 г. в общественно-политической жизни России возникла качественно новая ситуация. После запрета деятельности КПСС и ее печати, дезинтеграции Советского Союза, образования на новой основе Содружества Независимых Государств радикальным образом изменилась не только политическая карта огромной евроазиатской страны, но и стала иной структура российской журналистики. Все эти процессы способствовали изменению положения прессы в обществе, вызвали к жизни новые приемы и методы ее работы, побудили к переосмыслению тех средств, которые она использовала десятилетиями. Обретая новые качества, журналистика в условиях национального возрождения проявила себя как эффективное средство общественного воздействия и дальнейшей демократизации жизни страны. Журналистика Российской Федерации шла по пути не только отрицания негативных тенденций прошлого, но и бережного отношения к тому позитивному, что десятилетиями накапливалось в истории отечественной прессы. Демократизация жизни России, реформирование ее экономики оказали заметное влияние как на характер журналистики, так и на ее структуру, содержание. С дезинтеграцией СССР система средств массовой информации Российской Федерации изменилась. Почти все выходившие в Москве газеты и журналы потеряли статус центральных, иным стал и круг издателей, особенно тех, кто финансировал выпуск периодики. Определенные проблемы возникли в связи с тем, что Правительство Российской Федерации поначалу отмежевалось от центральных газет. Однако вскоре оно приняло их под свою юрисдикцию, придав им статус всероссийских. Под юрисдикцию Правительства РФ перешла и телестудия «Останкино» – 1-й канал.
Новые исторические условия жизни Российской Федерации явились важным фактором формирования массовой журналистики нового типа. Информационный процесс в стране в новых условиях дифференцируется, реорганизуется. На начало ноября 1991 г. Министерством печати и массовой информации РФ было зарегистрировано 1 269 газет, журналов, информационных агентств. Более 2 200 средств массовой информации получили свидетельства на право деятельности в бывшем союзном ведомстве. Однако это далеко не полные данные, ибо часть изданий была зарегистрирована в Российском министерстве печати, другая – в исполнительных органах власти различных уровней, вплоть до районных советов. В целом в 1991 г. в Российской Федерации издавалось 4 863 газеты. После запрета КПСС и дезинтеграции СССР произошло окончательное разрушение существовавшей ранее системы СМИ. С введением российского Закона о средствах массовой информации открылись возможности для создания новой системы. В российской журналистике появлялись все новые типы изданий. Среди них с момента возникновения и появления на информационном рынке особое место заняла группа изданий, главной темой которых всегда оставалась политика, а главным принципом – серьезный подход к ней. Это в первую очередь «Независимая газета», «Известия», «Новое время», «Сегодня», «Московские новости», «Новая ежедневная газета», «Общая газета», «Коммерсантъ», «Коммерсантъ-Дейли» и др. На газетном рынке появились издания, выход которых стал возможным благодаря новым тенденциям, сложившимся в условиях демократизации и финансово-экономической инициативы. Так, учредителем газеты «Куранты» стала Московская мэрия, газеты «Центр Плюс» – префектура Центрального административного округа и редакция журнала «Столица», газеты «МК – Московский комсомолец» – коллектив газеты. Общероссийскую газету репрессированных народов «Народ» учредило товарищество «Издательский дом РОСС»; газета «We – Мы» создана совместно «Известиями» и корпорацией Херста (США) и т.д.
Кардинальный пересмотр общественных отношений, демократизация общественной жизни, переход к рыночной экономике радикально изменили роль средств массовой информации и представление читателей о них. В 1991, еще больше – в 1992 г. продолжали падать тиражи массовых газет. Сказался не только экономический фактор (т.е. рост цен на подписку), но и стремление читателей найти свою газету. В 1993 г. ситуация на рынке прессы продолжала ухудшаться: резко возросли цены на бумагу, полиграфическое исполнение, доставку. Средства массовой информации все больше ощущали экономическую зависимость от правительства и финансовых структур. В середине 90-х гг. положение на газетно-журнальном рынке несколько стабилизировалось, хотя государство по-прежнему оказывало финансовое давление на средства массовой информации. В январе 1996 г. в Российской Федерации выходило 14 тыс. газет.
Перемены, произошедшие в общественно-политической и экономической жизни страны, привели к заметным изменениям в структуре периодической печати РФ. Выход новых изданий, рассчитанных на удовлетворение интересов различной аудитории, способствовал становлению информационного рынка, учитывающего многообразие источников информации и ее распространение в различного типа периодических изданиях. Читательские интересы, а также демографические и социальные факторы способствовали формированию новой структуры печати. В нее вошла периодика, предназначенная для широкого круга читателей и различающаяся по тематике и адресности: общественно-политические издания, издания универсального содержания, молодежные издания и издания для детей, женские издания, рекламно-информационные. Особое место в структуре периодической печати заняла деловая и аграрная пресса, предназначенная для людей, занятых в сферах экономики, сельскохозяйственного производства, фермерства, бизнеса, финансов, бухгалтерского учета.
Кроме того, в структуре периодики утвердились следующие периодические издания: – международные общественно-политические и социально-экономические; – национальных групп, землячеств; – административных регионов; – религиозные; – для семьи; отдыха; – для интеллигенции; – политических партий и объединений; – для безработных; – посвященные фантастике, мистике, астрологии; – эротические. Каждое структурное звено системы периодической печати имеет свои особенности, свои цели и задачи.
В газетно-журнальном мире России деловая пресса представлена разветвленной сетью изданий, различных по формату, периодичности, тиражам, аудиторной ориентации, способу финансирования. Всего в конце 1993 г. в России было зарегистрировано свыше 200 различного типа деловых газет, журналов, бюллетеней. В последующие годы возникали новые издания, некоторые прекращали существование. Центров выхода информационно-коммерческих изданий в стране не так уж много. В Москве выходит около 50 изданий, в Петербурге – 10, в Нижнем Новгороде – 4, Уфе, Ростове-на-Дону - по 3 еженедельника. Если систематизировать деловую прессу, то можно выделить несколько групп. Это, во-первых, массовые издания: «Деловой мир», «Экономика и жизнь», «Коммерсантъ-Дейли» (Москва), «Российская экономическая газета» (Петербург), «Город N» (Ростов-на-Дону), «Экономика и мы» (Уфа). Вторую группу составляют издания, посвященные конкретной сфере деловой жизни. В их числе «Акционер», «Медицина для Вас», «Рынок» и т. п. Их можно отнести к массовым специализированным изданиям с узким диапазоном информации. Третья группа – специализированные издания: «Финансовая газета», «Биржевые ведомости» (Москва), «Петербургский финансовый вестник», «Биржа» (Нижний Новгород), «Банковский вестник» (Уфа) и др. Заметное место в деловой прессе занимают рекламно-справочные издания («Экстра-M», «Рекламный вестник») и газеты бесплатных объявлений («Все для Вас», «Из рук в руки», «Удача»). Важнейшим звеном в структурах, распространявших деловую информацию, стало телевидение. Появились не только новые программы, но и телеканалы. Первым из них стал московский коммерческий канал «2x2». Регулярными стали и специальные программы на радио, адресованные представителям делового мира.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1168; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |