Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деловая пресса России




Структура периодической печати Российской Федерации

Х гг.

Система средств массовой информации России в 1-й половине

После августа 1991 г.

Изменения в российской журналистике, произошедшие

Журналистика в 90-е годы ХХ и первые годы XXI в.

 

Осенью 1991 г. в общественно-политической жизни России воз­никла качественно новая ситуация. После запрета деятельности КПСС и ее печати, дезинтеграции Советского Союза, образова­ния на новой основе Содружества Независимых Государств ра­дикальным образом изменилась не только политическая карта огромной евроазиатской страны, но и стала иной структура российской журналистики.

Все эти процессы способствовали изменению положе­ния прессы в обществе, вызвали к жизни новые приемы и мето­ды ее работы, побудили к переосмыслению тех средств, которые она ис­пользовала десятилетиями. Обретая новые качества, журналис­тика в условиях национального возрождения проявила себя как эффективное средство общественного воздействия и дальней­шей демократизации жизни страны.

Журналистика Российской Федерации шла по пути не только отрицания негативных тенденций прошлого, но и бережного от­ношения к тому позитивному, что десятилетиями накаплива­лось в истории отечественной прессы.

Демократизация жизни России, реформирование ее экономики оказали заметное влияние как на характер журналистики, так и на ее структуру, содержание. С дезинтеграцией СССР система средств массовой информации Российской Федерации измени­лась. Почти все выходившие в Москве газеты и журналы потеряли статус центральных, иным стал и круг издателей, особенно тех, кто финансировал выпуск периодики. Оп­ределенные проблемы возникли в связи с тем, что Правительст­во Российской Федерации поначалу отмежевалось от централь­ных газет. Однако вскоре оно приняло их под свою юрисдик­цию, придав им статус всероссийских. Под юрисдикцию Прави­тельства РФ перешла и телестудия «Останкино» – 1-й канал.

 

Новые исторические условия жизни Российской Федерации явились важным фактором формирования массовой журналистики нового типа. Информационный про­цесс в стране в новых условиях дифференцируется, реорганизу­ется.

На начало ноября 1991 г. Министерством пе­чати и массовой информации РФ было зарегистрировано 1 269 га­зет, журналов, информационных агентств. Более 2 200 средств массовой информации получили свидетельства на право дея­тельности в бывшем союзном ведомстве. Однако это далеко не полные данные, ибо часть изданий была зарегистрирована в Российском министерстве печати, другая – в исполнительных органах власти различных уровней, вплоть до районных сове­тов. В целом в 1991 г. в Российской Федера­ции издавалось 4 863 газеты.

После запрета КПСС и дезинтеграции СССР произошло окон­чательное разрушение существовавшей ранее системы СМИ. С введением российского Закона о средствах массовой информа­ции открылись возможности для создания новой системы.

В российской журналистике появлялись все новые типы из­даний. Среди них с момента возникновения и появления на ин­формационном рынке особое место заняла группа изданий, главной темой которых всегда оставалась политика, а главным принципом – серьезный подход к ней. Это в первую очередь «Независимая газета», «Известия», «Новое время», «Сегодня», «Московские новости», «Новая ежедневная газета», «Общая га­зета», «Коммерсантъ», «Коммерсантъ-Дейли» и др.

На газетном рынке появились издания, выход которых стал возможным благодаря новым тенденциям, сложившимся в условиях демократизации и финансово-экономической инициативы. Так, учредителем газеты «Куранты» стала Московская мэрия, газеты «Центр Плюс» – префектура Центрального администра­тивного округа и редакция журнала «Столица», газеты «МК – Московский комсомолец» – коллектив газеты. Общероссийскую газету репрессированных народов «Народ» учредило товарищество «Издательский дом РОСС»; газета «We – Мы» создана совместно «Известиями» и корпорацией Херста (США) и т.д.

Кардинальный пересмотр общественных отношений, демократи­зация общественной жизни, переход к рыночной экономике радикально изме­нили роль средств массовой информации и представление чита­телей о них. В 1991, еще больше – в 1992 г. продолжали падать тиражи массовых газет. Сказался не только экономический фактор (т.е. рост цен на подписку), но и стремление читателей найти свою газету.

В 1993 г. ситуация на рынке прессы продолжала ухудшаться: резко возросли цены на бумагу, полиграфическое исполнение, доставку. Средства массовой информации все больше ощущали экономическую зависимость от правительства и финансовых структур.

В середине 90-х гг. положение на газетно-журнальном рынке несколько стабилизировалось, хотя государство по-прежнему оказывало финансовое давление на средства массовой информации. В январе 1996 г. в Российской Федерации выходило 14 тыс. газет.

 

Перемены, произошедшие в общественно-политической и экономической жизни страны, привели к заметным изменениям в структуре периодической печати РФ. Выход новых изданий, рассчитанных на удовлетворение интересов различной аудито­рии, способствовал становлению информационного рынка, учи­тывающего многообразие источников информации и ее рас­пространение в различного типа периодических изданиях.

Читательские интересы, а также демографические и социальные фак­торы способствовали формированию новой структуры печати. В нее вошла периодика, предназначенная для широкого круга читате­лей и различающаяся по тематике и адресности: общественно-политические издания, издания универсального содержания, молодежные издания и издания для детей, женские издания, рекламно-информационные.

Особое место в структуре периодической печати заняла де­ловая и аграрная пресса, предназначенная для людей, занятых в сферах экономики, сельскохозяйственного производства, фер­мерства, бизнеса, финансов, бухгалтерского учета.

Кроме того, в структуре периодики утвердились следующие периодические издания:

– международные общественно-политические и социально-экономические;

– национальных групп, землячеств;

– административных регионов;

– религиозные;

– для семьи; отдыха;

– для интеллигенции;

– политических партий и объединений;

– для безработных;

– посвященные фантастике, мистике, астрологии;

– эротические.

Каждое структурное звено системы периодической печати имеет свои особенности, свои цели и задачи.

 

В газетно-журнальном мире России де­ловая пресса представлена разветвленной сетью изданий, различ­ных по формату, периодичности, тиражам, аудиторной ори­ентации, способу финансирования. Всего в конце 1993 г. в России было зарегистрировано свыше 200 различного типа деловых газет, журналов, бюллетеней. В последующие годы возникали новые издания, некоторые пре­кращали существование. Центров выхода информационно-ком­мерческих изданий в стране не так уж много. В Москве выходит около 50 изданий, в Петербурге – 10, в Нижнем Новгороде – 4, Уфе, Ростове-на-Дону - по 3 еженедельника.

Если систематизировать деловую прессу, то можно выделить несколько групп. Это, во-первых, массовые издания: «Деловой мир», «Экономика и жизнь», «Коммерсантъ-Дейли» (Москва), «Российская экономи­ческая газета» (Петербург), «Город N» (Ростов-на-Дону), «Эко­номика и мы» (Уфа).

Вторую группу составляют издания, посвященные кон­кретной сфере деловой жизни. В их числе «Акционер», «Меди­цина для Вас», «Рынок» и т. п. Их можно отнести к массовым специализированным изданиям с узким диапазоном информа­ции.

Третья группа – специализированные издания: «Финансо­вая газета», «Биржевые ведомости» (Москва), «Петербургский финансовый вестник», «Биржа» (Нижний Новгород), «Банков­ский вестник» (Уфа) и др.

Заметное место в деловой прессе занимают рекламно-справочные издания («Экстра-M», «Рекламный вестник») и газеты бес­платных объявлений («Все для Вас», «Из рук в руки», «Удача»).

Важнейшим звеном в структурах, распространявших деловую информацию, стало телевидение. Появились не только новые программы, но и телеканалы. Первым из них стал московский коммерческий канал «2x2». Регулярными стали и специальные программы на радио, адресованные представителям делового мира.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 1168; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.