Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Произведения со свободным размером




Под «свободным размером» подразумевается такой размер, при котором каждый такт имеет разную длину. Мелодия целиком определяется текстом и музыкальная фраза строится по количеству слогов в текстовой фразе (в основном, это некоторые народные песни и церковные произведения). Увы, Sibelius не оснащен настолько удобными инструментами для работы со свободным размером, чтобы можно было, к примеру, заполнить такты сразу произвольным количеством нот. Однако средства для работы все же есть и мы их сейчас опишем.

Как рекомендуют и сами разработчики программы, для этого следует создавать нерегулярные такты, что более практично и удобно. Этот способ мы и разберем на таком примере:

1. Для нашего примера мы создали лист с одним голосом - тенором. Гармония в данный момент нас не интересует, поэтому для ввода мелодии вполне хватит и одного голоса.

То множество тактов, которое было вначале перед нами, к сожалению, нам не могло понадобиться и мы оставили из них один (и то лишь для того, чтобы весь нотоносец не исчез), а остальные удалили, в результате чего перед нами с самого начала виден один пустой такт (представить его вы можете, поэтому рисовать не будем).

2. Такты, которые мы будем использовать, называются нерегулярными и создаются через меню Create/Bar/Other… (Создать/Такт/Другое…) либо нажатием клавиш Alt+B. В открывшемся окне «Create Bars» («Создать такты») мы можем указать количество тактов. Теперь самое главное: в опции «Длина такта» присутствует пункт «Irregular», содержащий поле для ввода длительностей. Здесь мы мысленно вспоминаем нашу мелодию и «отстукиваем» клавишами на цифровой клавиатуре длительности нот, глядя на подсказки в окне клавиатуры (можно и мышью – в раскрывающемся списке присутствуют все варианты длительностей, но для больших тактов это неудобно), а затем нажимаем «ОК».

3. Перед нами предстает новый такт, который мы заполняем нотами; и таким же образом создаем все последующие такты. Под конец мы можем удалить тот самый первоначальный такт с размером 4/4, оставшийся лишним.

Сокращенная запись повторяющихся аккордов. Большое количество церковных песнопений имеет в своей основе напев (глас), на мелодию которого поется текст. При этом отдельные фразы содержат продолжительные фрагменты с одним повторяющимся аккордом, который обозначается символом двойной целой ноты (Breve).

Предлагаем вашему вниманию наиболее удобный, на взгляд автора, способ записи повторяющихся аккордов, представленный на примере небольшого фрагмента из подобна Оптиной Пустыни.

Принцип таков: создавать такт с нотой Breve (находится в окне клавиатуры во 2-й вкладке; ее длительность равна 2 целым нотам). В приведенном ниже примере первый такт создавался по следующему шаблону: 1+ 4+4 +1+4+4. (Подчеркнутые 2 четверки – Breve). Аналогично создавались и остальные такты:

 

1 4+4 1 4 4  

 

ü В данном примере синими фигурными скобками отмечены фразы, связанные с одной нотой (пробелы и дефисы вставлялись совместно с нажатием клавиши Ctrl). Стрелками указана привязка фраз к нотам.

ü Перенос такта. Если каждый нерегулярный такт будет занимать одну строку (в крайнем случае, два маленьких такта уместятся на одной), ноты и текст по партитуре будут размещены крайне неравномерно: часть тактов растянется, часть сузится. По этой причине есть предложение: вместо одного длинного такта создать два, как показано выше. При этом на краю первого из них, оставшегося в верхней строке, создать невидимую тактовую черту (Create/Barline-Invisible – Создать/Тактовую черту/Невидимую). Оставшиеся ноты с текстом разместить во втором такте.

 

 

***

 

 


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.