КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Роль религии в Византийской цивилизации
Один из характерных признаков средневековых цивилизаций господство мировых религий. Впервые идеология в ее религиозной форме становится доминирующим фактором развития цивилизации, ее ведущим компонентом. Господствующей идеологией Византийской цивилизации стало христианство одна из религий спасения. Оно являлось государственной религией с IV в., определяя духовную жизнь Византии. Языческое сознание сменилось христианским дисгармоничным, трагическим, обращенным к внутреннему миру человека. Путь формирования этого сознания был отнюдь не прост. Утверждению христианства в Византии сопутствовало не только преодоление язычества, но и борьба с ересями различными недогматическими толкованиями христианских истин. Стремясь укрепить свой авторитет, церковь не допускала инакомыслия, предписывала постигать Божественные истины, но не менять их значение. Предметом споров ортодоксов и еретиков стали самые изначальные постулаты христианства: догмат о Святой Троице, постижение природы Христа, соотношение духовного и физического в человеке. Наиболее распространенными были ереси ариан, несториан, монофизитов, павликиан, богомилов, чье понимание веры шло вразрез с ортодоксальной церковью. Ереси нередко выступали и идеологической формой выражения социального протеста, с чем не могли уже смириться не только церковь, но и государство. Теологические расхождения стали и внешним фоном разделения церквей (схизмы), события, произошедшего в 1054 г. и немало повлиявшего на дальнейшее развитие двух средневековых христианских цивилизаций Западноевропейской и Византийской. Попытка Западноевропейской церкви дополнить христианский Символ Веры положением о том, что Дух Святой исходил не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына, встретила острое неприятие Византийской церкви. Однако, это был лишь финал того многовекового соперничества за духовное и политическое лидерство, которое началось между двумя крупнейшими центрами христианства Римом и Константинополем еще в IV в. Крайних пределов это противостояние достигало и ранее. В 858 г. папа Николай I вступил в острый конфликт c Константинополем, требуя убрать всех византийских священников из новоокрещенной ими Болгарии. Он пытался вмешиваться в византийские дела, потребовал низложения неугодного ему константинопольского патриарха, за что на Константинопольском соборе 867 г. был предан анафеме. Спор 1054 г. имел подоплекой недовольство Рима успехами Византии в христианизации окружающих ее земель и народов (вспомним Русь приняла христианство византийского толка в 988 г.) и претензии папы Льва IX на церковную юрисдикцию над Южной Италией. Папа отправил в Константинополь своих легатов, которые в храме Св. Софии во время богослужения положили на алтарь папскую буллу, отлучавшую от церкви константинопольского патриарха Михаила Керулария и его последователей. Патриарх тотчас созвал собор, где папа и его сторонники были преданы анафеме. Взаимные анафемы были сняты только в 1965 г. Таким образом, в XI в. окончательно оформились два направления христианства: католическое (на Западе) и православное (в Византии). Это было, однако, и проявлением расхождения в самой религиозной доктрине. Католическая церковь своей властью решала вопрос о спасении души: отпускала грехи, оценивала добродетели и недостатки, наставляла на путь истины. Она определяла этические нормы и нормы поведения человека, охватывающие все основные стороны его жизни. Несомненно, такая строгая регламентация способствовала выработке внутренней и внешней дисциплины. В Византии церковь считала, что путь к спасению, путь к Богу может обходиться и без неизбежной посреднической роли церкви. Это личностный путь, через особого рода молитву к мистическому слиянию с Богом. Церковь давала человеку достаточно большую внутреннюю свободу спасение зависело от него самого. На такой основе формировалась система ценностей, идеал личности и ее поведение. Религия в Византии выполняла также интегрирующую и стабилизирующую функции. Она являлась единой оболочкой формирования византийской духовности, византийской культуры. Культурные ценности языческой античности византийской церковью не отрицались. Изучение античной литературы и философии поощрялось. Византийская школа, в отличие от западноевропейской, не была подчинена церкви. Система образования была близка античной. Под сильным влиянием Античности развивалась и византийская наука, стимулируемая потребностями хозяйственного развития и управления страной. Таким образом, Византийская цивилизация это христианская цивилизация, когда доминирующим фактором в жизни общества стала религия. Православие выступало идеологической основой Византийской империи. Уникальным свойством Византийской цивилизации, пополнившим генотип человеческого общества, было сочетание в жизни Византии христианской религии, эллинской культуры и римской государственности. Византийская цивилизация оказала также значительное влияние на цивилизационное развитие Руси, формирование русской идеи всеединства, идей российской государственности. Почти тысячелетняя история Византийской цивилизации оставила глубокий след в истории человечества. Она была овеяна легендами, а культура ее пользовалась всеобщим признанием. Ее могли ненавидеть, но не могли в то же время не уважать ее и не восхищаться ею. Крестоносцы громили ее, но они же поражались ее величием. Мусульмане в течение веков были ее лютыми врагами, но они же чтили ее как источник знания. Двойственность отношения к ней современников отразили западные хронисты, путешественники и русские летописцы: греки льстивы, но их столица, дворцы, храмы, их убранство и литургия исполнены неземного великолепия. Однако иностранцев в Византии должны были удивлять не только высокие стандарты городского быта и иные внешние атрибуты непривычной для них цивилизации. Не могли не поражать их и нормы жизни, по которым жили ромеи полное бессилие личности перед властью василевса и его чиновников причудливо соединялось здесь с официально признаваемым равенством всех подданных перед законом, равенством прав наследования детей, с существованием опекаемых государством благотворительных заведений для сирот и старцев, больниц и домов для бездомных бедняков. Высокое искусство и миролюбие внешней политики Византийской империи увенчались созданием особой системы отношений между странами, связанными единоверием и близостью культур. Раздел VI. Глава 2. Арабская исламская цивилизация
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1120; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |