Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Духовный мир человека Индустриальной цивилизации XX века




Кризисный век породил кризисное сознание человека XX века. Важнейшим проявлением его выступал все углубляющийся контраст между развитием науки и технологий и духовной сферой человека. Наука в XX в. переживала стремительный взлет. Теория относительности А. Энштейна, квантовая механика М. Планки и Н. Бора, расшифровка Г. Криком структуры ДНК, создание Н. Винером кибернетики и многие другие открытия и достижения в сфере науки не только кардинально изменили представление о мире и возможностях человека, но и позволили за исторически короткий срок значительно изменить всю техносферу Земли и выйти в космос.

В то же время, наряду с взлетом научно-технической мысли нарастали противоречия и кризисные явления в духовной сфере, ярким примером проявления которых стала художественная культура. Традиции реализма и гуманизма, заложенные еще в XIX веке, продолжали развиваться в творчестве Р. Роллана, Л. Фейхтвангера, Г. Грина, Т. Манна, А. Моруа и многих других, однако нарастала нота протеста против бездуховности и тревога за будущее человека. Особо остро она прозвучала после потрясений Первой мировой войны в литературе потерянного поколения, к лучшим образцам которой относятся Прощай оружие! и Фиеста Э. Хемингуэя, На западном фронте без перемен Э.М. Ремарка, Смерть героя Р. Олдингтона.

В период между мировыми войнами, как попытка найти выход из тупика отчуждения личности, обрести свое Я, появился экзистенциализм философское и художественное направление, видными представителями которого были Ж.П. Сартр и А. Камю. Это же время дало ряд ярких образцов модернистской литературы (Д. Джойс, Ф. Кафка, М. Пруст, Т. Элиот). В 50-е годы настроения абсурдности мира и отчужденности от него породили театр абсурда С. Беккета (пьесы В ожидании Годо, Конец игры) и отразились в книгах Дж. Сэллинждера Над пропастью во ржи, Д. Керуака На дороге. Эти книги стали своеобразным манифестом разбитого поколения - западной молодежи середины 50-х - начала 60-х годов.

Наглядной иллюстрацией духовных кризисов и исканий является живопись XX в. Не вдаваясь в перечисление и характеристику различных школ и направлений, можно отметить ряд общих тенденций в восприятии художниками окружающего их мира. Одной из них был отказ от изображения реальности, уход в беспредметность, что характерно для Черного квадрата К. Малевича и основателя абстракционизма В. Кандинского. Другой тенденцией был отказ от изображения реальности и создание своего, зачастую иррационального мира, что в разной мере и форме выразилось в полотнах постимпрессиониста А. Матисса, кубиста П. Пикассо, в экспрессионизме Г. Гросса и сюрреализме С. Дали. Своеобразным протестом против ухода от реальности стал поп-арт 60-х - 70-х годов и позже гиперреализм, где сам вещный мир объявляется предметом искусства.

Особым зеркалом духовного мира человека Индустриальной цивилизации XX в. стал кинематограф. Являясь действительно массовым искусством и имея у своих истоков гениального Чарли Чаплина, он не только достиг в XX в. художественных вершин (например итальянский неореализм), но и стал (совместно с телевидением) носителем такого явления как массовая культура, рассчитанная на среднего потребителя, примитивного и однолинейного по своей сути. И, может быть, именно кинематограф отразил наиболее ярко и наглядно кризисный портрет человека Индустриальной цивилизации XX в., соединившего в себе гуманизм и бездуховность, индивидуализм и попытку преодолеть отчуждение между людьми, поиск высшего смысла своего существования и затягивающий вещизм, попытку понять этот мир и его будущее, бегство от мира, ощущение своих сил и страх перед грядущим Апокалипсисом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 720; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.