КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Концепция буддизма
Трансперсональный подход в буддизме Темы для докладов и рефератов 1. Роль измененных состояний сознания в шаманских путешествиях. 2. История возникновения шаманских практик и их роль в культуре 3. Современный шаманизм: основные направления и подходы. 4. Шаманизм в трансперсональной парадигме психологии 5. Личность шамана: основные особенности и роли. Рекомендуемая литература 1. Басилов В.Н. Избранники духов. – М.: Политиздат, 1984. – 208 с. 2. Гроф C. За пределами мозга: рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. – М.: ТПИ, 1994а. – 504 с. 3. Гроф C. Холотропное сознание. – М.: ТПИ, 1996а. – 248 с. 4. Кальвайт Х. Шаманы, целители, знахари. – М.: Совершенство – ТПИ, 1998. – 224 с. 5. Кинг С. Городской шаман. – М.- Киев: София-ТПИ, 1996. – 287 с. 6. Козлов В.В. Интенсивные интегративные психотехнологии. Теория. Практика. Эксперимент. – М., 1998. – 422 с. 7. Козлов В.В. Психотехнологии измененных состояний сознания. Личностный рост. Методы и техники. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. – 384. 8. Кэмбелл Дж. Герой с тысячью лицами. – К., София, 1997. – 336 с. 9. Магический кристалл: магия глазами ученых и чародеев. / Ред. Касавин И.Т. – М.: Республика, 1992. – 527 с. 10. Майков В.В., Козлов В.В. Психология второго рождения: метафоры духовного развития // Психология педагогического мышления: теория и практика. – М.: ИП РАН, 1998. – с. 122 – 133. 11. Маккенна Т. Пища богов: поиск первоначального древа знания. – М.: ТПИ, 1995. – 379 с. 12. Минделл A. Дао шамана: путь тела сновидения. – М.- Киев: София-ТПИ, 1996. – 288 с. 13. Мишлов Дж. Корни сознания. – К.: София, 1993. – 480 с. 14. Уолш Р. Дух шаманизма. – М.: ТПИ, 1996. – 288 с. 15. Харнер М. Путь шамана. – М.: Крон-пресс, 1996. – 223 с. 16. Шаманизм и иные традиционные верования и практики. / Материалы международного конгресса. – М., 1999. – 385 с. 17. Джоз Стивенс, Лина Седлетски-Стивенс Секреты шаманизма (Часть 1) http://topmagic.org/libt.php?page=200&book=1167 18. Джоз Стивенс, Лина Седлетски-Стивенс Секреты шаманизма(Часть2) http://topmagic.org/libt.php?page=200&book=1167 19. Кеннет Медоуз Шаманский опыт http://darkreality.narod.ru/7.htm Буддизм трудно назвать религиозной системой. Это, скорее, философско-этическая доктрина и психотехническая система, созданная на основе древних учений Индии. Сначала Будда проповедовал учение Хинаяны, в котором содержатся Четыре благородные истины. Здесь Будда учил тренировке моральных качеств, чтобы управлять собственной жизнью, т.е. тому, как остановить, предотвратить причины отрицательной кармы. Принцип Хинаяны состоит в том, чтобы не создавать осложнений для других. Это путь – для людей, обладающих небольшими способностями. Поэтому это называется малой колесницей. В Махаяне главное правило – это Бодхичитта, намерение. Если вы соблюдаете обет или самаю Махаяны, то это значит, что вы стараетесь осознанно наблюдать за своими намерениями. Если вы по-настоящему можете это делать, то вы можете управлять своей отрицательной кармой, потому что без дурного намерения вы никогда не сможете создать потенцию дурной кармы. Принцип Махаяны – создания наибольшего блага для других. Суть Ваджраяны состоит в том, чтобы оказаться в чистом видении. Различные по сложности учения были даны Буддой на различных уровнях: сутры – на уровне тела, тантры – на уровне энергии и Дзогчен – на уровне ума. Истинный смысл Дзогчена – это наше реальное состояние. Это не название какой-то книги, школы или традиции. Учение Дзогчен существует для того, чтобы понять, что же такое Дзогчен (Намкхай Норбу, 1997). В основном считают, что учителя Дзогчена принадлежат к традиции Ньингмапа, но это не значит, что Дзогчен равнозначен Ньингмапа. Он не принадлежит ни к какой традиции, выходит за пределы всех традиций (Рейнольдс, 1999). Сущность Хинаяны изложена в “четырех благородных истинах”, дающих онтологию человеческой жизни и обосновывающих необходимость пути к совершенству. Первая “истина” – истина о наличии страдания – “существует страдание”. Его непременно и обязательно испытывает любое живое существо, поэтому всякая жизнь есть страдание. Любому живущему уготованы неизбежные страдания, и никто не в силах избежать их. Вторая “истина” – истина о причине страдания – “имеются причины страдания”. Человек, пользуясь материальными вещами и духовными ценностями, рассматривает их как реальные, постоянные, поэтому он желает обладать и наслаждаться ими, отказываясь от других. Третья “истина” – истина о прекращении страдания – “можно прекратить страдание”. Полное искоренение и добрых, и дурных желаний соответствует состоянию нирваны – конечной цели существования. Четвертая “истина” – истина о пути – утверждает, что существует путь к прекращению страдания. В конце концов, буддизм – призыв освоить трансперсональные психические состояния, узнать “изначальное” как свою единственную родину и прекратить страдание, возвыситься над полем болезни, старости и смерти. В девятнадцатом веке буддизм достиг обоих побережий Соединенных Штатов, и западного, и восточного. На Востоке он привлек внимание интеллектуалов Новой Англии, таких, как Генри Дэвид Торо и Ралф Уолдо Эмерсон, а на Западе буддизм школ чань и чистой земли был частью идеологии китайских иммигрантов, приехавших работать на строительстве железной дороги или на золотые прииски. Позднее свои традиции привезли и японские иммигранты. Важной вехой стал мировой парламент религий, созванный в Чикаго в 1893 г. На него приехал дзенский наставник Соен Сяку, а его ученик Д.Т. Судзуки, провел в Штатах несколько лет. За ними последовали другие дзенские учителя, прежде всего Нёген Сенсаки и Сокеи-ан Сасаки, в результате чего японский дзен – теперь, правда, есть и чуточка корейской разновидности – превратился здесь в преобладающую форму буддизма. Тем временем эмигрировавший в Соединенные Штаты в 1938 г. Алан Уотс нашел в восприимчивых американцах, в особенности в приверженцах калифорнийской психоделической контркультуры шестидесятых, аудиторию, внимавшую его ясным и убедительным работам, популяризировавшим буддийские и даосские идеи. В шестидесятые годы стали приезжать тибетские ламы, и также находили у молодых американцев восторженный прием. Теперь в Соединенных Штатах довольно распространены дзен и тибетские формы буддизма, но лишь очень немного ортодоксальной тхеравады. Впрочем, развивается новое движение мирян, основывающееся на медитации випассаны и группирующееся вокруг Общества Интуитивной Медитации в Барре, штат Массачусетс. Развитие качеств спокойствия и сосредоточенности является необходимым предварительным условием для практики випассаны, которая представляет собой более активный анализ и исследование всех феноменов, попадающих в сферу, доступную сознанию (в некоторых текстах они перечисляются довольно подробно), для того, чтобы добиться проницательного постижения их истинной природы. Обратившись к крупнейшим мировым традициям, аккумулировавшим опыт интроспективной работы, психотехнологии, саморегуляции, трансперсональная психология уделила большое внимание буддизму, особенно традиции тибетского буддизма, чья практика постижения глубин сознания наиболее глубока. Не последнюю роль в этом сыграли работы Г. Гюнтера, представившего англоязычному читателю глубокую философскую интерпретацию тибетских учений через сопоставление их с вершинами западной науки и философии (Гюнтер, 1976). Анализируя публикации, выходившие в начале 60-х годов можно сделать вывод, что в первые годы своего существования трансперсональная психология в немалой степени выполнила роль переводчика и интерпретатора восточных учений (особенно буддизма) для западного сознания (Майков, 1992). С другой стороны тибетцам – ламам-изгнанникам – для обоснования в США были очень важны на первых порах помощи и авторитетное посредничество. Чтобы быть услышанным и понятым, тибетскому буддизму необходима была такая мирская ипостась, благодаря которой он вписался бы в американскую культуру и молодежный авангард и cмог бы занять со временем более прочную позицию. Далеко не случайно, что американский вариант секуляризации Ваджраяны (до середины ХХ века одного из самых эзотерических и неизвестных Западу буддистских учений) осуществлялся в немалой степени через посредничество трансперсональной психологии, причем сам этот процесс был в то же время процессом теоретического обогащения и самоопределения трансперсонологов. Это особенно заметно в развиваемых ими теориях сознания, медитации, человеческого становления и развития (Boorstein, 1980).
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 512; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |