КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 1. Тема. Предмет психологии управления
1. Предмет психологи управления. 2. Социально-психологическая характеристика управления и управленческой деятельности. 3. Теоретические основы психологии управления. 4. Психологическая характеристика стилей управления.
Психология управления – одна из важнейших отраслей современной социальной психологи, изучающей проблемы взаимодействия людей, групп, коллективов, закономерности социально-психологического влияния, воздействия на людей, на их мотивацию, мысли, чувства, настроения, поведение. Объектом социально-психологической теории управления являются формы взаимодействия в структурах, группах и коллективах, реализующих правоохранительные, экономические, политические, производственные задачи. В центре внимания психологии управления находятся психологические аспекты отношений между людьми, группами и организациями людей. Управление – это комплекс необходимых мер влияния на группу, общество или его отдельные звенья с целью их упорядочения, сохранения качественной специфики, усовершенствования и развития. Управление осуществляется по общим законам во всех сложных динамических системах (социальных, психологических, биологических, технических, экономических, административных и др.) и основано на получении, обработке и переработке информации. Одним на первых, кто дал характеристику управления как особой сферы деятельности, был древнегреческий философ Сократ (470-399 гг. до н. э.). Он провозгласил принцип универсальности управления. Его ученик Платон разработал формы государственного управления, разграничил функции органов управления, отразив их в книге "Государство". Аристотель (384-322 гг. до н. э.), развивая идеи о государственном управлении, считал наилучшими формами государства – монархию, аристократию, умеренную демократию, а наихудшими – тиранию, олигархию, охлократию (господство толпы). Основоположником европейской системы управлении считают Никколо Макиавелли (1469-1527) – итальянского политического мыслителя. Он писал: "Авторитет или власть лидера коренится в поддержке сторонников. Лидер – всегда образец мудрости и справедливости для своих сторонников". Макиавелли в книге "Государь" указывал, что политическую раздробленность Италии может преодолеть лишь сильная государственная власть. И ради упрочения этой власти пригодны любые средства. Подобную жесткость, пренебрегающую нормами морали, в управлении стали называть "макиавеллизмом". Английский ученый Роберт Оуэн в начале XIX в. выдвинул программу радикальной перестройки общества путем создания самоуправляющихся "поселков общности и сотрудничества", лишенных частной собственности, классов, эксплуатации, противоречий между умственным и физическим трудом. Его идеи гуманизации управления производством, а также признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня. В первой половине XX в. американский инженер Ф. У. Тейлор разработал и внедрил теорию научного управления, цель которой – получение прибыли путем максимального повышения интенсивности труда и научной рационализации трудовых движений. В своих работах "Управление фабрикой" (1903) и "Принципы научного менеджмента" (1911) Тейлор обосновал научные подходы подбора, расстановки и стимулирования тру-да рабочихф. Его заслугой является то, что он начал развивать теорию "научного менеджмента". В 1921 г. немецкий социолог и экономист Макс Вебер предложил концепцию "рациональной бюрократии". Он выдвинул тезис, согласно которому бюрократия (буквально – господство канцелярии, от франц. Bureau – бюро, канцелярия и греч. kratos – сила, власть, господство) – порядок, устанавливаемый правилами, – является самой эффективной формой человеческой организации. По его мнению, недостатками бюрократического управления являются формализм, коррупция и произвол чиновников, которые можно устранить путем всестороннего развития демократии. В 30-х гг. XX в. в управление стали внедрять достижения психологии и социологии, появилась "школа человеческих отношений". Родоначальником этой теории был Элтон Мэйо. Он обнаружил, что группа рабочих – это социальная система, которая подчиняется внутреннему контролю. Если определенным образом воздействовать на социальную систему (например, проявлять внимание к людям), то результаты труда можно улучшить. Начиная с 60-х гг. XX в. с появлением компьютеров и использованием математики в управлении развивается "управленческая школа», внедряются такие новые элементы внутрифирменного планирования, как имитационное моделирование решений, методы анализа в условиях неопределенности, математическое обеспечение оценки многоцелевых управленческих решений. Системный подход в управлении рассматривает организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи, технология, ресурсы. Главная идея системной теории состоит в том, что ни одно действие не предпринимается в изоляции от других. Каждое решение имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуаций, когда решение в одной области превращается в проблему для другой. В 70-е гг. XX в. появилась "открытая система в управлении". Она имеет тенденцию приспосабливаться как к многообразной внутренней среде, так и к изменениям во внешней среде. Организация как открытая система зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Наиболее экономичным является "ситуационный подход в управлении". Суть его состоит в том, что формы, методы, системы, стили управления должны варьироваться в зависимости от сложившейся ситуации. Ситуационный подход внес большой вклад в развитие теории управления. Он содержит конкретные рекомендации, касающиеся применения научных положений в практике управления в зависимости от сложившейся ситуации и условий внешней и внутренней среды организации. Говоря о специфике современных концепций управления, с которыми человечество вошло в XXI в., необходимо отметить прежде всего их преемственность, избирательность и интегративность. Распространение в мире демократических и гуманитарных идей, воплощающихся в деятельности государственных структур, оказывает влияние и на постепенную демократизацию и гуманизацию управления.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 675; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |