Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Корреляционный анализ 19 страница




Юнг считал главным содержанием души бессознательные структуры, не отрицал возможность осознания бессознательных структур, и этот процесс считал важнейшим в личностном росте человека. Одним из вариантов осознания себя могла стать психотерапия, при которой врач – психотерапевт помогает пациенту понять себя, вернуть себе целостность, Самость.

Основные работы Юнга:

Аналитическая психологи: теория и практика. – М., 1968.

Феномен духа в искусстве и науке. – М., 1992.

Проблемы души нашего времени. – М., 1993.

Архетип и символ. – М., 1991.

27. Альфред Адлер. Индивидуальная психология

А.Адлер (1870 – 1937) окончил медицинский факультет Венского университета, работал как офтальмолог. В процессе врачебной практики появился интерес к психиатрии и неврологии. В 1902 году он одним из первых примыкает к клубу З.Фрейда, а в 1910 году, по предложению Фрейда, он – первый президент Венского психоаналитического общества. Но вскоре он развивает идеи, противоречащие взглядам Фрейда, и в 1911 году он излагает причины своего расхождения с Фрейдом и покидает пост президента психоаналитического общества, затем он организовывает свою группу – Ассоциацию индивидуальной психологии.

После Первой мировой войны Адлера интересуют вопросы образования: он основал первую воспитательную клинику, экспериментальную школу, в которой и воплощал свои образовательные идеи. Особое значение Адлер придавал работе с учителями, а для помощи родителям он организовал консультационные центры при школах. К 1930 году только в Вене было 30 таких центров.

В 1935 году Адлер переезжает в США, работает психиатром и одновременно занимает должность профессора медицинской психологии. В это время он – уже основатель нового социально-психологического направления. Его теория – это целостная система развития личности. Адлер отрицал положения Фрейда и Юнга о доминировании бессознательных влечений в личности и поведении человека, влечений, которые противопоставляют человека обществу. Не врожденные влечения, не врожденные архетипы, но чувство общности с другими людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей, - вот та главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека, считал Адлер.

Концепции Фрейда, Юнга и Адлера объединяло то, что они считали, что человек имеет некую, присущую только ему одному природу, которая оказывает влияние на формирование личности.

З.Фрейд, при этом, придавал решающее значение сексуальным факторам, Юнг – первичным типам мышления, а Адлер подчеркивал роль общественных интересов. Адлер был единственным из них, кто считал важным сохранить в личности целостность индивидуальности, желание осознать и развить ее.

Итак, вкладом Адлера в психологию была мысль о целостности и уникальности личности. Не менее важна его идея «о творческом Я». «Я» у Адлера – это индивидуализированная система, которая может менять направление развития личности, придавая опыту человека разный смысл.

Теория Адлера – это хорошо структурированная система, включающая несколько основных положений, объясняющих варианты развития личности:

Фиктивный финализм;

Стремление к превосходству;

Чувство неполноценности и компенсации;

Общественный интерес;

Стиль жизни;

Творческое «я».

Идею фиктивного финализма Адлер взял у немецкого философа Ганса Файгингера, писавшего, что все люди ориентируются в жизни посредством конструкций или фикций, которые организуют и систематизируют реальность, детерминируя наше поведение. У него же взята идея о том, что мотивы поступков человека определены в большей степени надеждой на будущее, а не прошлым опытом. Эта конечная цель, надежда на будущее, может быть фикцией, идеалом, который нельзя реализовать, но такая цель оказывается для человека стимулом для его устремлений. Здоровый человек может освободится от фиктивных надежд и увидеть реальность какая он есть. Адлер считал, что стиль жизни – это детерминанта, которая определяет опыт человека. Он связан с чувством общности, одним из трех врожденных бессознательных чувств в структуре человеческого «Я». Чувство общности или общественный интерес – это тот стержень, который держит на себе конструкцию стиля жизни, содержание этого стиля. Чувство общности может остаться неразвитым, тогда оно становится основой асоциального стиля жизни, причиной неврозов и конфликтов. Развитие чувства общности связано, прежде всего, с близкими родственниками, особенно с матерью. Оно не развивается у избалованных детей и может стать препятствием для личностного роста.

Человек создает себя как личность из материала наследственности и опыта. Творческое «Я», по Адлеру, - это своеобразный фермент, который действует на факты окружающей действительности и трансформирует эти факты в личность человека, «личность субъективную, динамичную, единую, индивидуальную и обладающую уникальным стилем». Творческое «Я» дает жизни человека смысл, творит ее цель, средства достижения цели.

В противес Фрейду, Адлер подчеркивал, что люди – это не пешки, а сознательные целостности, самостоятельно и творчески создающие свою жизнь.

Еще два врожденных и бессознательных чувства, которые называл Адлер, - это чувство неполноценности и стремление к превосходству. Оба эти чувства позитивны для самосовершенствования. Адлер считал, что они стимулируют и индивидуальное развитие, и развитие общества в целом. Существует даже специальный механизм, помогающий развитию этих чувств, - компенсация.

Адлер выделил 4 вида компенсации: неполная компенсация, полная компенсация, сверхкомпенсация, мнимая компенсация, или уход в болезнь.

Он считал, что развитие чувства общности позволяет ребенку создать адекватную схему апперцепции (восприятия). Это особенно важно при физических дефектах, не дающих возможности полной компенсации, могущих стать причиной изоляции ребенка, остановки его личностного роста.

При сверхкомпенсации человек обращает свои знания на пользу людям, его стремление к превосходству не превращается в агрессию. Примером сверхкомпенсации Адлер считает Демосфена, преодолевшего свое заикание, Рузвельта, преодолевшего свою физическую слабость.

Неполная компенсация приводит к формированию комплекса неполноценности, тревожности, неуверенности, зависти, напряженности.

Невозможность преодолеть свои дефекты ведет к мнимой компенсации, когда ребенок начинает спекулировать своим недостатком и извлекать привилегии из внимания и сочувствия. Мнимая компенсация останавливает рост личности, воспитывает ограниченного эгоистичного человека.

В случае сверхкомпенсации у детей с неразвитым чувством общности, стремление к самосовершенствованию переходит в невротический комплекс власти, доминирования и господства. Все знания они используют для «порабощения» окружающих, думая о собственных амбициях и выгодах. Это потенциальные мстители, агрессоры, люди подозрительные и жестокие. Как пример Адлер приводит Гитлера, Нерона, Наполеона, но это может быть и тиран в масштабе семьи.

Таким образом, одно из главных качеств личности, помогающее преодолевать трудности и стремящееся к совершенству, - это умение сотрудничать с другими. По Адлеру, если человек умеет сотрудничать, он никогда не станет невротиком. Теория Адлера – это своеобразная антитеза фрейдовской концепции: она смогла оказать огромное влияние на гуманистическую психологию, психотерапию и психологию личности.

28. Неофрейдизм (Карен Хорни: образ «Я», Эрик Фромм: «бегство от свободы»; Гарри Салливан: межличностные отношения; Эрик Эриксон: эго-психология)

Карен Хорни (1885 – 1952) окончила медицинский факультет Берлинского университета. С 1918 до 1932 года работает в Берлинском психоаналитическом институте. С приходом Гитлера уезжает в США и работает заместителем директора Чикагского психоаналитического института, затем переезжает в Нью-Йорк и преподает там в психоаналитическом институте, сочетая работу преподавателя с психотерапевтической практикой. Разочаровавшись в Фрейде и его ортодоксальном психоанализе, Карен Хорни основывает свою ассоциацию и преобразовывает ее в Американский институт психоанализа.

Она стремилась всего лишь «исправить некоторые недостатки Фрейда, но пересмотрела отдельные положения».

Карен Хорни приходит к выводу о доминирующем влиянии общества и социального окружения на развитие личности человека. Она доказала, что развитие не основано только на врожденных инстинктах, человек развивается в течение жизни. Возможность развиваться в течении жизни опровергает фрейдовскую фатальную обреченность на невроз.

Карен Хорни считает: есть четкая граница между патологией и нормой, потому всегда есть надежда на полное выздоровление даже у невротика. По Карен Хорни, в структуре личности доминирует не инстинкт агрессии и либидо, а бессознательное чувство беспокойства, «чувство коренной тревоги», оно связано с «имеющимся у ребенка ощущением одиночества и беспомощности в потенциально враждебном ему мире».

К.Хорни сохраняет в своей теории идею Фрейда о значении бессознательного и мысль об антагонизме между внешним миром и человеком. Она считает причиной тревоги отчуждение родителей, чрезмерную опеку, подавление личности ребенка, враждебную атмосферу или чрезмерное восхищение ребенком. К.Хорни выделяла два вида тревоги: физиологическую и психологическую. Первый вид связан со стремлением человека удовлетворить насущные потребности в еде, комфорте. При заботливых родителях тревога уходит, а если ухода за ребенком нет, личность ребенка невротизируется. Преодолеть психологическую тревожность сложно, т.к. надо создать у ребенка адекватный образ «Я». Одним из открытий К.Хорни является введение этого понятия – образ «Я». По К.Хорни, образ «Я» включает две части – это знания о себе и отношение к себе. В норме адекватность образа «Я» связана со знанием человека о себе в реальном плане. А отношение к себе должно быть позитивным. По К.Хорни, существует несколько образов «Я»: «Я» - реальное, «Я» - идеальное, «Я» - в глазах других людей. В идеале эти три образа «Я» должны совпадать между собой, только в этом случае можно говорить о нормальном развитии личности и ее устойчивости к неврозам. Основой невроза может быть несовпадение «Я» - реального и «Я» в глазах других людей. В этом случае не важно, лучше или хуже думают окружающие о человеке, чем он сам о себе. И пренебрежение, и чрезмерное восхищение могут привести к развитию тревоги, а чтобы от нее избавиться, человек прибегает к психологической защите, как считал Фрейд. К.Хорни пересмотрела это положение Фрейда. Если, по Фрейду, какой-либо способ защиты разрешает внутренний конфликт между Ид и Супер-Эго, то, по мнению К.Хорни, психологическая защита направлена не на преодоление конфликта между человеком и обществом, а на приведение в соответствие мнения человека о себе и мнения о нем окружающих.

К.Хорни выделила три основных вида защиты, в основе которых лежит удовлетворение определенных невротических потребностей. Если в норме эти потребности и - соответственно - эти виды защиты гармонически сочетаются между собой, то при отклонениях одна из них начинает доминировать, приводя к развитию у человека того или иного невротического комплекса.

Защиту человек находит либо в стремлении «к людям» - уступчивый тип, либо в стремлении «против людей» - агрессивный тип, либо в стремлении «от людей» - устраненный тип.

При повышенном стремлении к людям человек преодолевает тревогу благодаря соглашению с окружающими, которые не заметят (или сделают вид, что не заметили) неадекватность его «образа Я». Но при этом у субъекта развиваются невротические потребности в привязанности и одобрении, он ищет другого человека, который позаботился бы о нем, восхитился им. Как и все невротические потребности, эти потребности нереалистичны и ненасыщаемы, ведь добившись признания от других, человек ищет еще больших похвал и признания. Такие люди не переносят одиночества, постоянно напрягаются от якобы холодности окружающих, и это напряжение служит у них основой невроза.

Уход от людей как способ защиты – это игнорирование мнения других, человек остается наедине со своим образом «Я», он старается быть независимым, из-за боязни критики бывает неприступен, но в душе остается неуверенным и напряженным. Это приводит к изоляции, сильно переживаемой им, она ведет к неврозу.

Попытка преодолеть тревогу, навязывая окружающим свой образ «Я» силой другим людям, тоже не ведет к успеху, т.к. развиваются такие невротические потребности, как потребность в эксплуатации, стремлении к власти. Внимание окружающих кажется недостаточным, растет потребность в доминировании. В этом случае К.Хорни считает обязательной психотерапию.

Подход К.Хорни к пониманию психологической защиты повлиял на позиции социологический школы психоанализа.

Эрик Фромм (1900 – 1980)

Он окончил Франкфуртский университет, специализацию проходил в Мюнхенском университете и в Берлинском психоаналитическом институте, в 1933 году переехав в США, сначала работал в Чикагском психоаналитическом университете у К.Хорни, затем в Нью-Йорке. Занимался частной практикой, одновременно читая лекции в ряде институтов США.

Э.Фромм считается наиболее социально ориентированным из всех психоаналитиков, т.к. для него социальное окружение было не просто условием, а самым важным фактором в развитии личности. Но в отличие от А.Адлера, Э.Фромм понимал под средой не только ближайшее окружение человека, но и то общественное устройство, при котором он живет. От Фрейда Э.Фромм взял идею о доминирующей роли бессознательного в личности человека, от К.Маркса – мысль о значении социальной формации для развития психики и идею о развитии отчуждения при капитализме (он понимал под этим психологическое отчуждение от людей).

Вывод Э.Фромма был таков: движущими силами развития личности являются две врожденные бессознательные потребности, находящиеся в антагонизме, - потребность в укоренении и потребность в индивидуализации. Первая потребность заставляет человека стремиться к обществу, соотносить себя с другими его членами, стремиться к общим с другими людьми ценностям, убеждениям, идеалам.

Вторая же потребность, в индивидуализации, толкает человека к изоляции от других, к свободе от давления и требования общества. Эти две потребности и есть причина внутренних противоречий, конфликта, мотивов у человека.

Индивидуализация развивается в ущерб укорененности, по которой человек тоскует, он стремится убежать от обретенной им свободы. Это бегство от свободы, характерное для общества, в котором все люди чужие, проявляется не только в желании получить надежную работу, но и в идентификации с теми, кто обещает надежность и стабильность.

Стремлением убежать от свободы, которое слишком трудно для человека, Э.Фромм объяснял и приход фашизма, свидетелем которого он был, и социализм, который лишает людей индивидуальности и навязывает стереотипы образа жизни и мышления. Единственным чувством, которое помогает человеку примерить две противоположные потребности (в укоренении и индивидуализации), является любовь в самом широком понимании.

Желание свободы от всех и любой ценой не дает человеку возможности задуматься, зачем эту нужна эта свобода. Обретя ее, он не знает, что с ней делать, у него возникает желание променять ее опять на укорененность. Итак, свобода от всех ¦ желание укорененности.

В то же время существует и другая свобода – свобода для, т.е. свобода, необходимая человеку для осуществления его намерений. Эта свобода требует освобождения не от всех связей с обществом, а только от тех, которые мешают осуществить задуманное человекам. Обретение такой свободы и индивидуальности не тяготит человека, принимается им с радостью. Такая свобода для жизни с близкими людьми и рождается в любви.

Э.Фромм говорил о механизмах психологической защиты, с помощью которых человек стремится избежать внутриличностного конфликта. Это такие механизмы, как садизм, мазохизм, конформизм, деструктивизм. При садизме, мазохизме происходит «укорененность жертвы с палачом», которые нуждаются друг в друге. При конформизме чувство укорененности берет вверх, а при деструктивизме, наоборот, верх одерживает стремление к индивидуализации, к разрушению общества, не дающего человеку возможности укорениться в нем. На основе этих размышлений Э.Фромм приходит к выводу, что есть два способа реализовать свою внутреннюю природу – способ «быть» и способ «иметь».

Люди, которые живут, для того чтобы иметь ориентируются на внешнюю сторону жизни, на укорененность в обществе. Для таких людей главное - продемонстрировать свое значение, придать себе вес в глазах других людей. При этом неважно, за счет чего они хотят придать себе значительность, чем они хотят обладать в этой жизни – знаниями, властью, деньгами, любовью, религией. Главное для них – показать всем, что это их собственность, отсюда их догматизм, нетерпимость к мнению других, агрессивность и неуверенность, т.к. они бессознательно боятся, что кто-то будет лучше них, кто-то отберет у них незаслуженную собственность. Это и приводит к неврозу, делая потребность этих людей ненасыщаемой, приводящей их к все большей невротизации.

Развитие по принципу «быть» характеризуется внутренней свободой и уверенностью в себе. Таким людям все равно, что о них думают другие, для них главное - не демонстрировать обладание знанием, властью, любовью, а быть, т.е. чувствовать себя знающим, любящим и имеющим власть. В этом и реализуется индивидуальность, понимание своей самооценки. Эти люди не стремятся рвать связи с обществом, не стремятся к свободе от всего. Им нужна свобода для самоосуществления, реализация себя, чтобы быть самими собой. Они уважают стремление других людей быть самими собой, а потому они терпимы к окружающим, они не агрессивны. Такие люди подходят к жизни как к творчеству. Именно в человеческой потребности в творчестве, в трансцендентности (это выход за пределы сущего, возможность выйти в акте творчества за пределы себя как творения) лежат корни любви, искусства, религии, науки, материального производства.

Работы Э.Фромма заложили в западной психологии основы направления, названного фрейдо-марксизм. Оставаясь в русле основных положений психоанализа, он отвечал на вопрос второй половины XX века, соединив в своем учении идеи Фрейда, Адлера и гуманистической психологии.

Влияние открытий в «смежных» психологических школах отразилось в концепциях Г.Салливена, Э.Берна, Э.Эриксона.

Американский психолог и психиатр Харри Стэк Салливан (1892 - 1949)

Защитил докторскую диссертацию в 1917 году и в Первую мировую войну был военным врачом. Специализировался в практической психиатрии, к началу 20-х годов возник актуальный интерес к теоретической психологии. В 1923 году он – профессор в медицинской школе при Мерилендском университете. В 1948 он издатель двух специальных журналов – «Журнала биологии и патологии» и «Журнала для изучения интерперсональных процессов».

Свою теорию он назвал интерперсональной теорией психиатрии. В ее основе лежат три биологических принципа - принцип коммунального (общественного) существования, принцип функциональной активности и принцип организации. Он соединил в своей концепции два наиболее популярных в США направления – психоанализ и бихевиоризм.

Личность, по Салливану, является не врожденным качеством, но формируется в процессе общения младенца с окружающими, т.е. «личность – это модель повторяющихся межличностных, интерперсональных отношений». В своем развитии ребенок проходит несколько этапов – от младенчества до юношества, причем на каждом этапе формируется определенная модель. Так, в детстве эта модель формируется на основе совместных со сверстниками игр, в предюношестве – на основе общения с представителями другого пола и т.п. Социальные чувства формируются у ребенка в первые дни жизни, и процесс их развития связан со стремлением человека к разрядке напряжения, создаваемого его потребностями. Салливан считал, что потребность создает напряжение и формирует способы ее преодоления – динамизмы. Эти динамизмы - не только модели энергетических трансформаций, они – способ накопления опыта нужного для удовлетворения потребностей и адаптации.

Главными для людей потребностями Салливан считал потребность в нежности и потребность в избегании тревоги. Последняя потребность – ведущая для личности. Она определяет формирование «Я-системы», лежащей в основе личности человека.

Салливан выделил три структуры в «Я-системе»- «хорошее «Я»», «плохое «Я»», и «не-Я». Стремление к персонификации себя как «хорошего «Я»» и избегание в себе и мнений о себе, как о «плохом «Я»» наиболее важны для личности, ведь мнение о себе как о «плохом Я»» – это источник постоянной тревоги.

Для защиты своей положительной сущности человек формирует специальный механизм, называемый Салливаном «избирательным вниманием». Этот механизм отсеивает все раздражители, приносящие тревогу или меняющие мнение человека о себе.

Салливану принадлежит одно из основных понятий социальной психологии – это изучение роли стереотипов в восприятии людьми друг друга, он исследовал модели контроля, оптимизирующие процесс общения.

Салливан согласился с психоанализом по идее о бессознательном характере основных потребностей, в частности, в потребности в нежности и избегании тревоги, но оспаривал при этом мнение об их врожденности (особенно о врожденном инстинкте агрессии). Он считал, что и агрессия и беспокойство неизбежно развиваются у ребенка с первых дней жизни. Сначала беспокойство идет от матери, которая волнуется, сыт ли, здоров ли ее ребенок, потом неудовлетворение важных для ребенка потребностей может вести к развитию агрессии, но это зависит от того, какая же из структур «системы «Я»» больше развита, - «хорошее Я» или «плохое Я».

Теория Салливана была одной из первых, соединившей разные подходы к пониманию законов развития личности. Этот успешный опыт привел современных психологов к заимствованию из разных психологических школ наиболее значительных открытий для расширения рамок традиционного направления.

Работы Салливана влияли не только на психологию личности, но и на изучение социальной психологией восприятия в процессе общения людей.

Об Эрике Эриксоне (1902 – 1994) и его Эго-психологии следует сказать, что он стал основоположником этой концепции, по которой главной частью структуры личности является не бессознательное – Ид, как у Фрейда, а ее осознаваемая часть – Эго, которая стремится к сохранению своей цельности и индивидуальности. В теории Э.Эриксона не только пересмотрена позиция Фрейда в отношении иерархии структур личности, но существенно меняется понимание роли среды, культуры, социального окружения ребенка, имеющие значение для его развития. Отправным пунктом для создания его теории у Эриксона были его находки в области культурной антропологии, социальной этологии и этнопсихологии, которые он изучал, будучи в Северной Калифорнии и в Южной Дакоте, в жизни индейцев. Он изучал личность, группы, этносы, которые стали традиционными объектами внимания в истории психологии в годы Второй мировой войны. Э.Эриксон изучал американских подводников, личность А.Гитлера, а это и стало стимулом создания психоистории. В психоисторическом методе Эриксона было стремление объединить психологию индивида и общества. Он утверждал доминирующее значение психологических факторов в историческом процессе, подчеркивая роль личностного начала в жизни. Он считал, что психическая жизнь людей зеркально отражает исторические события, что личностные кризисы соответствуют социальным кризисам и имеют ту же структуру. Таким образом, Эриксон считал, что, анализируя развитие личности, можно с большой степенью точности реконструировать развитие истории.

Эриксон писал об особой роли лидера в истории, о том, что лидеры обладают способностью выводить разрешение индивидуальных кризисов за пределы собственной личности и возлагать их преодоление на все свое поколение.

По Эриксону, развитие личности продолжается всю жизнь (а не только первые 6 лет, по Фрейду). На этот процесс влияет не только узкий круг людей, как считает психоанализ, но и общество в целом. Эриксон называл этот процесс «формированием идентичности». Он выделил 8 основных этапов формирования идентичности, в течение которых ребенок переходит от одной стадии осознания себя к другим, каждая из стадий дает возможность формирования и противоположных качеств и черт характера, осознаваемых человеком, с которым он себя идентифицирует.

Первая стадия – до 1 года. В это время развитие детерминируется в основном близкими людьми, родителями, которые формируют у ребенка чувство базового доверия или недоверия, т.е. открытости к миру либо настороженности, закрытости к окружающему.

Вторая стадия – с 1 года до 3 лет. В это время у детей развивается чувство автономности или чувство зависимости от окружающих. Это связано с тем, как взрослые реагируют на первые попытки ребенка добиться самостоятельности. В какой-то степени описание этой стадии у Эриксона коррелирует с описанием формирования новообразования «Я-Сам» в отечественной психологии.

Третья стадия – с 3 до 6 лет. В это время у детей развивается либо инициативность, либо чувство вины, что связано с тем, насколько благополучно протекает процесс социализации ребенка, насколько строгие правила поведения ему предлагаются и насколько жестко взрослые контролируют их соблюдение. В этот период ребенок учится соотносить свои желания с нормами, принятыми в обществе, реализовывать собственную активность с учетом принятых в обществе норм.

Четвертая стадия – с 6 до 14 лет. В течение этого периода у ребенка развивается либо трудолюбие, либо чувство неполноценности, причем одноклассники, учителя, школа играют доминирующую роль в самоидентификации.

Пятая стадия – с14 до 20 лет – формирование чувства ролевой инициативы или неопределенности. Важно осознание себя и своего предназначения.

Шестая стадия – с 20 до 35 лет – развитие близких интимных отношений или при их отсутствии чувство изоляции.

Седьмая стадия – с 35 до 60 лет – стремление человека к постоянному развитию, творчеству или к покою, стабильности. Эриксон считает, что желание стабильности, отвержение нового останавливает саморазвитие и гибельно для личности.

Восьмая стадия наступает после 60 – 65 лет. Подводится итог жизни, формируется чувство удовлетворения. Осознание идентичности или чувство отчаяния, ведущее к невротизации. Чувство отчаяния всегда связано с потерей идентичности, по Эриксону.

Эриксон подчеркнул важность сохранения цельности, непротиворечивости структуры личности и пагубности внутренних конфликтов. Он считает, что изменение социальных норм и ценностей нарушает идентичность и обесценивает жизнь.

29. Основы гуманистической психологии

В середине XX века (50-60 годы) в США возникла гуманистическая психология – целое направление, альтернативное школам бихевиоризма и психоанализа. Лидеры гуманистической психологии К.Роджерс, Р.Мэй, А.Маслоу, Г.Олпорт. Последний отмечал, что в американской психологии мало собственных идей, но именно Америке принадлежит активное распространение и уточнение вкладов Павлова, Бине, Фрейда и других ученых в науку. Теперь, считает Олпорт, американская психология может сослужить такую же службу и в отношении философских учений Хайдеггера (немецкий философ, один из основоположников немецкого экзистенциализма. Развил учение о бытии («фундаментальная онтология»), в основе - которого противопоставление подлинного существования (экзистенции) и мира повседневности, обыденности; постижение смысла бытия связано, по Хайдеггеру, с осознанием бренности человеческого существования), Ясперса, немецкий философ, представитель религиозного экзистенциализма, психиатр. Основную задачу философии усматривал в раскрытии «шифров бытия» — различных выражений трансценденции (непостижимого абсолютного предела бытия и мышления). Соотнесенность экзистенции с трансценденцией прозревается человеком в т. н. пограничных ситуациях (страдание, борьба, смерть). Эта идея Олпорта говорит о влиянии философского экзистенциализма (экзистенция – основа, существо), его идея сегодня жива в психологических исследованиях.

Гуманистическая психология усматривала недостатки других психологических школ в том, что картину личности они представляли фрагментарно, нецелостно, не считали личность неповторимой и единой. Это была либо «система реакций» (Скиннер), либо структур «Я», «Оно», «Сверх-Я» (по Фрейду), т.е. личность лишалась ими такой черты, как свобода воли, она зависима от раздражителей, сил «полей», бессознательных стремлений и т.д. Стремления личности сводились к разрядке внутреннего напряжения (редукции), к достижению равновесия со средой, сознания и самосознания личности, либо игнорируются вовсе, либо маскируются под «бессознательное».

А гуманистическая психология призывает понять человеческое существо (экзистенцию) во всей непосредственности и неповторимости. Возникла необходимость в новых подходах к личности, к объяснению возможностей людей преодолевать давление ситуаций, «встать над полем» (К.Левин), реализовать имеющиеся у человека способности. Эти стремления человека невозможно было объяснить в терминах старой психологии только на основе естественной детерминации без философской основы.

Гуманистическая психология обратилась к наработкам экзистенциальной философии, изучавшей внутренний мир и существование человека. Так появилась новая детерминация – психологическая; она объясняла развитие человека его стремлением к самореализации, творческой реализации своих способностей (самореализации). Гуманистические психологи пересматривали отношение личности с обществом, потому что социальное окружение не всегда может обогатить человека, способствовать его саморазвитию, но и стереотипизированность его.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.