КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общие положения криминалистической регистрации
Криминалистическая регистрация раздел криминалистической техники, содержащий совокупность научных положений и технических средств для учета накопления и использования информации об объектах, попадающих в сферу следственной и оперативно-розыскной деятельности, в целях раскрытия и расследования преступлений. Система криминалистической регистрации состоит из отдельных учетов, каждый из которых охватывает группу однородных объектов. В настоящее время в ее рамках функционирует более 30 различных видов учетов, которые в зависимости от особенностей регистрируемых объектов и характеризующих их признаков группируются по трем основным направлениям: оперативно-справочные, криминалистические и розыскные учеты, экспертно-криминалистические коллекции. С появлением нового вида регистрируемых объектов создается новый вид учета. Следовательно, учет это подсистема криминалистической регистрации, аккумулирующая информацию об однородных объектах. Говоря об учете, нужно иметь в виду не только его содержание, то есть зафиксированные в нем данные, но и процедуру их фиксации, включающую действия по собиранию, систематизации, хранению и поиску информации. К подучетным объектам относятся: 1) люди (известные объявленные в розыск, арестованные, задержанные, представляющие оперативный интерес, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, пропавшие без вести, неизвестные преступники, скрывшиеся с места совершения преступления, душевнобольные и дети, личность которых неизвестна); 2) трупы (погибшие, умершие граждане, личность которых не установлена); 3) предметы (утраченное огнестрельное нарезное оружие, похищенные вещи, угнанные автомобили и т.д., а также те, принадлежность которых неизвестна, выявленное огнестрельное оружие; орудия взлома, применявшиеся на месте преступления, и др.); 4) следы (например, следы пальцев рук с мест нераскрытых преступлений); 5) документы (в частности, фальшивые денежные знаки и ценные бумаги, поддельные рецепты и др.); 6) животные (похищенные или пригульный скот); 7) нераскрытые преступления (см. схему).
—————————————————————————— —————————————————————— ———————————————————— ————————————————————— | Известные: | | Неизвестные: | | Известные: | | Неизвестные: | |- объявленные в розыск| |- преступники, | |- утраченное нарез-| |- выявленное нарезное| | арестованные, | | скрывшиеся с места| | ное огнестрельное| | огнестрельное | | задержаные; | | преступления; | | оружие; | | оружие; | |- представляющие оператив-| |- психические больные,| |- похищенные вещи; | |- орудия взлома,| | ный интерес; | | дети, личность| |- угнанные | | применявшиеся на| |- без вести пропавшие и| | которых не| | автомашины и т.д. | | местах преступле-| | т.д. | | установлена, и т.д. | | | | ний, и т.д. | —————————————————————————— —————————————————————— ———————————————————— ————————————————————— | ———————————————— | | ———————————— | ————————| Люди |—————— ———————| Предметы |—————— ———————————————— ———————————— —————————————————————————————————————————————————— —————————————————————————————————————— | Объекты криминалистических учетов | —————————————————————————————————————— —————————————————————— | —————————————————— | Животные (похищенный | | | Нераскрытые | | или пригульный скот) | | | преступления | —————————————————————— | —————————————————— ————————————————————————————————————|————————————————————————————————— ————————————————————————————————— ——————————————————————————————————— ———————————————————————— |Трупы погибших и умерших граждан,| | Документы: | | Следы: | |личность которых не установлена | |- поддельные документы; | |- пальцев рук с мест| | | |- поддельные рецепты, ценные бумаги| | нераскрытых | | | | и т.д. | | преступлений; | | | | | |- орудий взлома и т.д. | ————————————————————————————————— ——————————————————————————————————— ————————————————————————
Сущность криминалистической регистрации состоит в установлении групповых и индивидуальных признаков регистрируемых объектов. Материалы систематизируются в соответствии с научно разработанной классификацией признаков, обеспечивающих быстрое отыскание нужных сведений. В криминалистической регистрации используются следующие способы фиксации информации: а) описание (письменная фиксация сведений, признаков подучетных объектов, зарисовка, изображение в виде схем); б) получение оттисков (в том числе дактилоскопирование); в) фотографирование; г) звуко- и видеозапись; д) коллекционирование (собирание и хранение объектов в натуре); е) комбинированный (когда задействовано несколько способов фиксации подучетных объектов). При регистрации признаки объектов (сведения о них) фиксируются в определенном порядке. Соответственно различают такие формы ведения учетов: картотеки, журналы, альбомы, фото-, видеотеки, коллекции, базы данных компьютерных систем и др. В настоящее время наиболее перспективным направлением эффективного использования регистрационной информации является создание автоматизированных информационно-поисковых систем (АИПС), базирующихся на применении компьютерной техники, средств связи, терминальных комплексов, особых устройств ввода и вывода информации. Следует подчеркнуть, что информация должна быть защищена от несанкционированного доступа. В результате обращения к учетам может быть установлено сходство проверяемого объекта с уже зарегистрированным или получены сведения, характеризующие проверяемый объект как значимый для расследования. В ряде случаев существенное значение может иметь и отрицательный ответ, когда регистрационный орган сообщает, что объект в числе подучетных не значится. Необходимо иметь в виду, что итоговый результат проверки по учетам не обязательно установление индивидуального тождества, но и информирование о наличии или отсутствии в регистрационных массивах объектов, подобных или максимально схожих с проверяемым. Правовые основы функционирования системы криминалистической регистрации подробно регламентированы в подзаконных актах, в частности в приказах и инструкциях МВД России. Юридическим основанием для ведения криминалистической регистрации являются: Закон РФ от 18 апреля 1991 г. "О милиции", предусматривающий ведение учета лиц, предметов и фактов, использование данных этого учета, производство регистрации, фотографирование, звукозапись, кино-, видеосъемку, дактилоскопирование лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, обвиняемых в совершении умышленных преступлений и подвергнутых административному аресту; Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации", в статье 10 которого сказано, что органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, могут создавать и использовать информационные системы; Закон РФ от 21 июля 1993 г. "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы", а также федеральные законы: от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", от 4 июля 1996 г. N 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене", от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии". Большое значение имеют внутриведомственные правовые акты, такие как "Концепция развития органов внутренних дел и внутренних войск МВД России" (приказ от 20 марта 1996 г. N 146), "Наставление по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, розыскных, криминалистических учетов, экспертно-криминалистических коллекций и картотек органов внутренних дел Российской Федерации", утвержденное приказом МВД России от 12 июля 2000 г., приказ МВД России от 1 июня 1993 г. "О повышении эффективности экспертно-криминалистического обеспечения органов внутренних дел Российской Федерации" и прилагаемая к нему Инструкция по формированию и использованию экспертно-криминалистических учетов, картотек, коллекций и справочно-информационных фондов органов внутренних дел. Основанием регистрации конкретного объекта являются постановление прокурора, следователя или лица, производящего дознание, об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей либо о привлечении в качестве обвиняемого; приговор или определение суда; постановление об объявлении лица в розыск; протокол задержания подозреваемого. Для постановки на учет иных объектов юридическим основанием служат протоколы следственных действий. Регистрация таких объектов и снятие их с учета производятся при наличии достаточных оснований, предусмотренных нормативными актами. Система криминалистической регистрации, функционирующая в органах внутренних дел, где сосредоточена основная часть криминалистических и иных учетов, предназначенных для целей раскрытия и расследования преступлений, достаточна сложна. Она может быть классифицирована по двум основаниям: 1) по территориальности и подразделениям, в которых ведутся учеты; 2) по функциональному и объектовому признакам. В зависимости от территориального охвата обслуживаемого региона все учеты можно подразделить на: централизованные (федеральные), местные (региональные) и централизованно-местные. Централизованные (федеральные) учеты ведутся только в соответствующих центральных аппаратах МВД России: Главном информационном центре МВД России (ГИЦ МВД), Экспертно-криминалистическом центре МВД России (ЭКЦ МВД) и охватывают регистрацией всю территорию Российской Федерации. Местные (региональные) учеты ведутся в пределах республики, края, области в соответствующих информационных центрах (ИЦ МВД, ГУВД, УВД), экспертно-криминалистических управлениях или отделах (ЭКУ, ЭКО), в подразделениях уголовного розыска. Некоторые местные учеты ведут в низовых звеньях горрайлинорганов внутренних дел. Централизованно-местные учеты предполагают регистрацию однотипных объектов как в центре, так и на местах. Таких учетов большинство. Конечно, не все одноименные объекты, учитываемые на местах, регистрируются в центральных аппаратах, чтобы не загромождать их массивы. Так, на местном уровне оперативно-справочного учета состоят лица, осужденные за любые преступления, совершенные на территории обслуживаемого региона независимо от меры и срока наказания, а в ГИЦ МВД России учитываются лишь осужденные за особо тяжкие преступления к смертной казни, лишению свободы или ссылке, а также за иные преступления к лишению свободы на срок от 3 лет и выше. Обращаясь в централизованно-местный учет, следует знать, что подучетный объект мог быть зарегистрирован лишь на местном уровне в другой республике, крае, области, поэтому запрос следует направить в ИЦ или ЭКУ (ЭКО) соответствующего МВД, ГУВД, УВД, а не ограничиваться запросами в ГИЦ или ЭКЦ МВД и в местный информационный центр или криминалистическое подразделение. Особенности проверки регистрируемых объектов централизованных и местных учетов второе основание классификации. Одна группа учетов ведется по линии информационно-справочных служб ГИЦ МВД России, ИЦ МВД, ГУВД, УВД, учетных подразделений горрайорганов. Для проверки объектов по этим учетам специальных криминалистических познаний не требуется. Это учеты оперативно-справочные, похищенных и изъятых номерных и обычных вещей, предметов антиквариата и т.д. Другая группа учетов ведется в экспертно-криминалистических подразделениях: ЭКЦ МВД России, ЭКУ (ЭКО) МВД, ГУВД, УВД, горрайорганах. Для их организации и функционирования необходимы специальные криминалистические познания. Это дактилоскопическая регистрация неизвестных преступников, оставивших следы рук на местах нераскрытых преступлений, и лиц, взятых милицией на учет; регистрация пуль, гильз, патронов со следами оружия; фальшивых бумажных и металлических денег; поддельных документов, изготовленных на полиграфическом оборудовании; поддельных медицинских рецептов на получение сильнодействующих и наркотических веществ и образцов почерка лиц, занимающихся их подделкой; следов орудий взлома и инструментов; транспортных средств; обуви, а также микрообъектов и запаховых следов, изъятых с мест нераскрытых преступлений. Выдача необходимых сведений осуществляется по запросам. Последние могут содержать: а) полную совокупность необходимых признаков объекта; б) частичную информацию о подучетном объекте; в) задание на подборку аналитико-статистических сведений. От этого, а также от степени автоматизации ведения учета зависят точность и быстрота ответа на запрос.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |