Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация работ по продаже и закупке лицензий




 

Торговля лицензиями в системе экономических взаимоотношений возникла как одна из форм товарообмена и явилась производной от системы привилегий, введенной правительствами различных государств для поощрения и защиты предпринимательской деятельности. Получив привилегию от правительства, предприятия промышленности в течение короткого промежутка времени монополизировали рынок и получали повышенную норму прибыли, что облегчало им конкурентную борьбу и способствовало дальнейшему развитию производства. Однако такое положение в ряде случаев противоречило растущим потребностям общества, выражаемым через повышенный спрос рынка на определенную продукцию. Возникла необходимость расширения производства, которое владелец привилегии, обладая ограниченными возможностями, был не в состоянии осуществить. Стремясь получить большой объем прибыли, он переуступал свои права другим производителям за вознаграждения, в определенной степени удовлетворяя растущие потребности потребителей.

Торговля лицензиями развивалась между предприятиями и организациями как внутри отдельно взятого государства, так и в международных масштабах, что привело к возникновению и совершенствованию мировой патентной системы.

Пик развития лицензионной торговли приходится на конец второй мировой войны, что было связано с утратой значительного объема основного капитала такими крупными промышленно развитыми странами, как Германия и Япония, а также с необходимостью восстановления разрушенных предприятий в Англии, Франции, Италии и других странах. Дальнейшему совершенствованию лицензионной торговли способствовала и неравномерность развития разных стран мира, катализатором которого явились научно-технические достижения.

Повышение роли науки и техники в современном производстве привело к тому, что экономические взаимоотношения на международных рынках все больше сводятся к обмену новейшими товарами и технологиями. Ни один производитель не может игнорировать новейшие достижения науки и техники и выпускать длительное время одну и ту же продукцию традиционными способами. Только систематическое обновление номенклатуры выпускаемой продукции, совершенствование техники и технологии, применение оригинальных материалов позволяют выжить в условиях жесткой конкуренции.

Не каждое крупное предприятие, не говоря о небольшой фирме, имеет возможность самостоятельно проводить прикладные и тем более фундаментальные исследования в силу ограниченности финансовых, трудовых, сырьевых ресурсов и т.д.

Что является причиной развития и совершенствования лицензионной торговли, которая стала одной из наиболее выгодных торговых операций как для продавца (лицензиара), так и для покупателя (лицензиата)?

Для лицензиара торговля лицензиями позволяет получить дополнительную прибыль без капитальных вложений в организацию или расширение собственного производства, сократить сроки окупаемости затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выйти на рынки, на которые трудно или невозможно проникнуть с товарной продукцией (например, из-за высоких таможенных пошлин, действующих квот и т.д.), организовать экспорт оборудования, полуфабрикатов и услуг, а также использовать научно-технический потенциал лицензиата для дальнейшего улучшения и модернизации объекта лицензии.

Для лицензиата – это в первую очередь возможность применения новейших научно-технических разработок без проведения необходимых НИОКР, экономия капиталовложений в эту сферу и особенно сокращение времени выхода на рынок с новой конкурентоспособной продукцией или существенное снижение себестоимости производства уже известной на рынке продукции.

Главными центрами международной торговли лицензиями являются США, страны Западной Европы, Япония, на долю которых приходится 85% продаваемых лицензий на мировом рынке. Ведущие места по обороту лицензионной торговли занимают США (около 40 млрд. долл. США), Япония (более 16 млрд. евро), Великобритания (примерно 12 млрд. евро), Германия (более 8 млрд. евро), Франция (более 6 млрд. евро).

В последнее время в Российской Федерации ежегодно регистрируется более 2 тыс. лицензионных договоров и примерно 1,5 тыс. договоров об уступке патента. В Республике Беларусь за период 1993–2005 гг. зарегистрировано более 1 тыс. лицензионных договоров и 1280 договоров на уступку прав.

Экономические выгоды от приобретения иностранных лицензий заключаются в экономии средств на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, в сокращении сроков освоения новых технологий и технических средств, в повышении уровня и конкурентоспособности продукции.

Закупка иностранных лицензий взамен проведения собственных исследований и разработок особенно эффективна в тех областях науки и техники, где имеется отставание от уровня мировых достижений.

Приобретение лицензий также позволяет:

1) в короткие сроки удовлетворить потребности собственного рынка в новейшей продукции и сократить расходы на экспорт такой продукции;

2) увеличить экспорт и валютные поступления за счет продукции, выпускаемой по лицензии;

3) повысить уровень собственных научных исследований и разработок за счет приобретения прав на патенты и ноу-хау;

4) развивать производственную кооперацию с передовыми зарубежными фирмами, что будет способствовать снижению себестоимости продукции.

Экономическая эффективность закупки лицензий определяется с целью выбора наиболее приемлемых вариантов организации производства продукции у лицензиата. При этом в качестве показателей эффективности рассчитываются сроки окупаемости затрат, прибыль, получаемая от производства и реализации продукции за период действия лицензионного соглашения, рентабельность продукции.

При проведении работ по продаже и закупке лицензий целесообразно прибегать к помощи компетентных лиц – технических специалистов, специалистов в области патентно-лицензионной деятельности, юристов, экономистов-аналитиков.

 

ЛИТЕРАТУРА




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.