Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международное производственное сотрудничество




В свою очередь, оно является результатом двух дополняющих друг друга процессов – международной специализации и международного кооперирования производства.

Международная специализация приводит к тому, что отдельные страны начинают производить те или иные товары в количествах, превосходящих потребности своего внутреннего рынка – в расчете на их сбыт за рубежом. Так возникают отрасли международной специализации. Международное кооперирование производства представляет собой объективный процесс развития устойчивых производственных связей между странами, обусловленный всем ходом дифференциации общественного производства. В зависимости от числа субъектов такое кооперирование может быть двусторонним и многосторонним, а по территориальному охвату – внутрирегиональным, межрегиональным и межконтинентальным. Международные специализация и кооперирование производства сокращают время на налаживание выпуска новых товаров, снижают их капиталоемкость, повышают качество, способствуют созданию крупных народнохозяйственных объектов. В условиях рыночной экономики решающую роль в этих процессах играют ТНК.

Международное производственное сотрудничество может осуществляться в различных формах. Это специализация и соответствующее ей кооперирование, создание совместного производства на международной основе и совместное сооружение народнохозяйственных объектов, учреждение совместных предприятий. Разумеется, что вся эта система сложилась не сразу, а постепенно, пройдя в своем развитии несколько последовательных этапов.

На первом этапе, до Второй мировой войны, наибольшее значение имела межотраслевая специализация, которая предполагает формирование в отдельных странах определенных отраслей международной специализации. В качестве наиболее яркого примера такого рода можно привести колониальные и полуколониальные страны Азии, Африки и Латинской Америки, которые специализировались на производстве отдельных видов минерального и сельскохозяйственного сырья и продовольствия. Подобная же специализация была характерна и для целого ряда сравнительно небольших высокоразвитых стран Европы, обладавших только отдельными видами природных ресурсов. Так, Бельгия имела международную специализацию на производстве чугуна и стали, Норвегия – алюминия, Финляндия – лесоматериалов, Польша – на добыче каменного угля, Венгрия и Югославия – бокситов, а Нидерланды и Дания – на выпуске мясо-молочной продукции. В известной мере их межотраслевая специализация такого рода сохранилась и до наших дней.

На втором этапе, который последовал за началом НТР, главную роль стала играть уже не межотраслевая, а внутриотраслевая специализация, связанная не столько с добывающими, сколько с обрабатывающими отраслями промышленности, прежде всего с машиностроением. Поскольку машиностроение наиболее характерно для высокоразвитых стран, именно в них внутриотраслевая специализация получила наибольшее распространение. Затем в нее стали втягиваться и некоторые развивающиеся страны. На втором этапе внутриотраслевая специализация выступала еще в относительно простой форме, а именно – предметной специализации, при которой отдельные страны и отрасли специализируются на выпуске различных типоразмеров тех или иных видов продукции.

Выше уже говорилось о специализации Японии и новых индустриальных стран Азии на различных видах бытовой электроники. Другой пример – тракторостроение: в США оно специализируется на производстве тяжелых гусеничных и колесных тракторов, в Великобритании – колесных тракторов средней мощности, в ФРГ – таких же тракторов малой мощности, а в Японии – садово-огородных тракторов. В период деятельности Совета Экономической Взаимопомощи СССР, Польша, ГДР, Венгрия, Чехословакия, Румыния, Болгария имели четкую специализацию на выпуске различных типов морских и речных судов, грузовых автомобилей, металлорежущих станков и т. п.

На третьем этапе происходит переход к более сложной форме – подетальной (поузловой) специализации, при которой возникают еще более тесные связи между предприятиями-производителями из разных стран. Они выражаются в обмене комплектующими деталями и узлами, не имеющими самостоятельного потребления, а использующимися в качестве частей конечного продукта – будь то автомобиль, трактор, станок, ЭВМ. Такая специализация достигла наиболее высокого уровня в пределах интеграционных группировок, и в первую очередь ЕС, где предприятия отдельных стран связаны между собой многими тысячами производственных нитей.

То же можно сказать и о постадийной (технологической) специализации, которую широко применяют там, где возможно расчленение единого технологического процесса на отдельные стадии, например, в производстве этилена и других продуктов нефтехимии. Подобная специализация получила наибольшее развитие в отраслях с массовым поточным производством, например, в автомобильной промышленности, в результате чего многие марки автомобилей стали продуктом международного кооперирования. Так, знаменитую английскую модель «роллс-ройс» не менее чем на 1/3 собирают из зарубежных узлов и компонентов: автоматическая коробка передач поступает из США, амортизаторы и тормоза– из Германии, стартер – из Японии, кожа для сидений – из Скандинавских стран. Французская компания «Рено» производит кузова грузовиков для заводов компании «Форд Мотор», а «Дженерал Моторс» и «Тойота» собирают двигатели друг для друга. Другой пример такого же рода – авиационная промышленность: тот же «Роллс-Ройс» выпускает реактивные двигатели для самолетов, собираемых в США.

Для третьего этапа, кроме подетальной (поузловой) специализации, характерно также совместное производство на международной основе. Оно означает совместный выпуск продукции двумя или несколькими странами, при котором каждая из них участвует в производстве того или иного вида конечной продукции, а окончательную сборку из агрегатов и узлов осуществляют затем в одной из них. Например, еще в 1970-х гг. начали выпускать так называемый европейский грузовик, который собирали в Великобритании, но моторы для него поступали из Швеции, шасси – из США, кузова – из Италии, оборудование управления из ФРГ. Еще более яркий пример подобного рода – производство европейского самолета-аэробуса международным консорциумом «Эйрбас индастри».

Этот консорциум возник в 1980-х гг., будучи образован национальными авиастроительными фирмами Франции («Аэроспасъаль»), Германии («Даймлер-Бенц»), Великобритании («Бритиш аэроспейс»), Испании («Каса»), Нидерландов («Фоккер») и Бельгии («Блэрблас»). В 1990-х гг. концерн приступил к выпуску аэробуса А-300 и его модификаций А-310 и А-320. Каждая из перечисленных стран производит для аэробуса определенные детали и узлы, а его сборку осуществляют на заводах во французском городе Тулуза (известном и своими сверхзвуковыми пассажирскими лайнерами «Конкорд»). В 2000 г. концерн «Эйрбас» запустил в эксплуатацию аэробусы А-340, которые способны конкурировать с американским «Боингом-747». А в 2007 г. предполагали начать выпуск суперлайнера А-380(АЗХХ), который может брать на борт 853 человека! Крылья для него длиной 30 м должны изготовлять в Великобритании, основную часть фюзеляжа и некоторые управляемые поверхности крыльев – в Германии (совместными усилиями недавно слившихся компаний «Аэроспейс» и «Даймлер-Бенц», которые образовали единую компанию ДАЗА). По соглашению, заключенному в 2001 г., в создании аэробусов А-320 и А-380 будет участвовать и Россия.

Помимо специализации и кооперирования международное производственное сотрудничество осуществляется и в других формах. В первую очередь к ним относятся совместное сооружение производственных объектов и создание совместных предприятий.

Совместное сооружение производственных объектов представляет собой форму международного подрядного кооперирования, при которой фирмы двух или нескольких стран объединяют свои производственные, финансовые и иные ресурсы для сооружения промышленных, транспортных и других объектов в третьих странах. С позиций экономической географии эта форма представляет, пожалуй, наибольший интерес, так как она оказывает прямое воздействие на территориальную структуру хозяйства.

Самое большое число объектов такого рода было связано с народнохозяйственной практикой бывшего СССР, при технической помощи которого в послевоенный период в зарубежных странах – членах СЭВ было сооружено более 2000, а в развивающихся странах – около 1000 крупных народнохозяйственных объектов. Среди них крупнейшие металлургические комбинаты в Бхилаи и Бокаро (Индия), Исфахане (Иран), Хелуане (Египет), большие комплексные гидроузлы в Египте, Сирии, Ираке, Индии и десятки других объектов, которые стали важными ядрами индустриализации, настоящими «полюсами роста». В большинстве своем это были так называемые компенсационные объекты, называвшиеся так потому, что техническая помощь, предоставлявшаяся СССР, обычно компенсировалась поставками продукции с новых предприятий.

Совместные предприятия (СП) – относительно новая форма международного производственного сотрудничества, предусматривающая создание общей собственности на материальные и финансовые ресурсы и на производимые такими СП товары и услуги. Наибольшее распространение они получили в странах Запада, где служат важнейшим средством специализации и кооперирования. Считается, что в начале 1990-х гг. не менее 1/4– 1/3 всех заграничных филиалов ТНК приходилось на акционерные компании коллективного владения. Доля совместных компаний в зарубежной сети ТНК Японии достигает 33 %, США – 37, Великобритании – 40 %. Непосредственные мотивы создания совместных предприятий: разделение риска, доступ к новейшим технологиям и передовому менеджменту, экономия на масштабах производства, использование сбытовой сети партнера и известных в мире торговых марок. В развивающихся странах СП с участием западных ТНК часто бывают совместными не по существу, а лишь по форме. В 1980-х гг. СП появились в странах Восточной Европы, особенно в Югославии, Венгрии, а в 1987 г. – в СССР.

Россия довольно активно участвует в различных формах международного производственного сотрудничества. Наиболее ярким примером включения ее в международные специализацию и кооперирование производства может служить автомобильная промышленность (ГАЗ – ФИАТ, АЗЛК – «Рено», новый завод в Елабуге – «Дженерал Моторс»). Россия оказывает техническое содействие в сооружении народнохозяйственных объектов более чем 30 странам. Например, Китаю, Индии, Ирану она помогает в строительстве атомных электростанций. Но особенно широкое распространение получили совместные предприятия, которых еще в конце 1990-х гг. насчитывалось почти 25 тыс. Около 1/4 из них приходилось на промышленность, но преимущественно горнодобывающую (проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2» с участием американского, японского, а с начала 2001 г. – и индийского капитала, «Север-ТЭК» в Тимано-Печорском районе с участием французского и финского капиталов, разработка газовых месторождений Ямала с участием германских фирм и др.), и в меньшей степени – на обрабатывающую промышленность. Совместные предприятия возникли также в строительстве, на транспорте, в науке и научном обеспечении. Но все же большинство из них функционирует в сфере торговли и общественного питания. Среди СП России преобладают предприятия с капиталом США, Германии, Великобритании, Италии, Франции, а в районах Дальнего Востока – Китая, Японии, Республики Кореи. Специалисты полагают, что участие России в международном производственном сотрудничестве может быть значительно расширено.

147. Международное научно-техническое сотрудничество

Научно-техническое сотрудничество – еще более молодая форма международных нематериальных экономических отношений. Она во многом обусловлена НТР и развитием межгосударственной специализации и кооперирования не только в производстве, но и в сфере НИОКР. В первую очередь это относится к странам, вступившим в стадию постиндустриального (информационного) общества. Научно-техническое сотрудничество может осуществляться на коммерческой и некоммерческой основе и иметь разные формы: купли-продажи научно-технических знаний, реализации совместных международных проектов, создания общих научно-исследовательских центров, совместного экспериментирования и др.

Главной из этих форм была и остается купля-продажа научно-технических знаний, которую в научной литературе обычно именуют трансфером (франц.) или трансфертом (англ.) – терминами, имеющими один латинский корень – transfero (передача, перемещение). Когда говорят о трансфере технологий, то чаще всего имеют в виду торговлю патентами – документами, содержащими описание того или иного изобретения и условий его применения и продажи, и лицензиями, которые позволяют другим лицам и организациям пользоваться этими патентами.

В последнее время торговлю патентами и лицензиями все чаще дополняют передачей передового опыта, незапатентованных секретов производства, или, как их принято называть, – ноу-хау («знать как»). Происходит также передача передовых технологий по таким новым каналам, как строительство предприятий «под ключ», инжиниринг – инженерные услуги, включающие проектирование и строительство, консалтинг – техническое консультирование и экспертиза проектов, лизинг – аренда промышленного и научно-технического оборудования.

О масштабах мирового рынка технологий свидетельствует то, что в середине 1990-х гг. продажа лицензий оценивалась уже в 25 млрд долл., а на основе иностранных лицензий в мире выпускалась продукция почти на 1 трлн долл. Объем зарубежного патентирования составил 450 тыс. патентов. Поскольку ведущую роль в этой торговле играют ТНК, 95–97 % мирового трансферта технологий происходит между экономически развитыми странами Запада, которые ныне фактически связаны международным технологическим разделением труда.

Экономико-географы МГУ им. М. В. Ломоносова выделяют три основных мировых центра трансферта технологий.

Первый такой центр – Северная Америка при безусловном лидерстве США, которые на мировом рынке патентов и лицензий занимают первое место, являясь и крупнейшим экспортером технологий, и очень крупным их импортером. США активно экспортируют свои научно-технические разработки во многие страны мира, но в особенности – в Канаду, Западную Европу и Японию. Оттуда же они получают заграничные патенты и лицензии.

Второй центр– Западная Европа. Здесь лидируют ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Нидерланды, Швеция и Швейцария. Как экспортеры технологий они выступают на рынках других развитых стран, а также некоторых развивающихся государств. Покупают же технологии они друг у друга, а также в США и Японии.

Третий центр – Восточная Азия с лидирующей ролью Японии. Еще в 50—70-х гг. XX в. эта страна была едва ли не самым главным в мире получателем иностранных лицензий, но затем она превратилась в их экспортера, заняв второе место после США. Японский трансфер технологий направлен как в США и Западную Европу, так и в соседние страны Азии. Кроме Японии, в этом центре уже заявили о себе в качестве продавцов и покупателей технологий Китай и Республика Корея.

Все сказанное означает, что огромный технологический разрыв между США, с одной стороны, и Западной Европой и Японией – с другой, который имел место после Второй мировой войны, больше уже не существует. Оно означает также, что Центрально-Восточная Европа, Юго-Западная и Южная Азия, Африка и Латинская Америка пока принимают сравнительно небольшое участие в международном научно-техническом сотрудничестве.

Наряду с трансфером технологий получила развитие более высокая форма научно-технического сотрудничества, заключающаяся в подготовке и осуществлении совместных научно-исследовательских проектов, которые могут реализовываться на основе либо двусторонних, либо многосторонних соглашений. Наиболее яркие примеры такого сотрудничества демонстрирует, пожалуй, мирное освоение космического пространства, причем и на двустороннем (Россия – США), и на многостороннем (в создании Международной космической станции участвуют 15 государств) уровнях.

Участие России в международном научно-техническом сотрудничестве в 1990-е гг. заметно сократилось. Раньше страна имела двусторонние соглашения примерно со 100 государствами, а в середине 1990-х гг. – только с 30. По объему реального сотрудничества из партнеров России выделяются Германия и США, с которыми она осуществляет наибольшее число совместных программ и проектов и ведет обмен учеными. За этими двумя странами следует Италия, а далее с большим отрывом идут

Франция, Великобритания, Япония, Китай, Индия, Республика Корея. Еще одна особенность заключается в том, что Россия стала не столько продавцом, сколько получателем научных технологий. Так, для содействия российским экономическим реформам Европейским союзом была создана программа ТАСИС («Техническое содействие Содружеству Независимых Государств»), превратившая ЕС в главного безвозмездного донора экономических преобразований в России. Но и российские ученые в начале XXI в. участвовали в осуществлении более 500 международных научных проектов.

148. Развитие международного туризма

Международный туризм – одна из форм обмена услугами. В основе туристского бума, который охватил весь мир в последние десятилетия, лежат конкретные экономические, социальные и другие причины. Это прежде всего научно-техническая революция, с которой связан совершенно новый уровень производительных сил. Это глобальный феномен урбанизации, заставляющий жителей больших городов искать отдохновения в других районах и странах. Это и «транспортная революция», в особенности быстрое развитие автомобилизации и авиационных перевозок. Это и общее повышение качества и уровня жизни, увеличение доходов и продолжительности отпусков. Наконец, это и общий рост культуры, вызывающий рост познавательных потребностей людей.

Один из видных отечественных экономико-географов пишет в не так давно вышедшей книге: «Главный ресурс туризма – разнообразие мира. Стремление посмотреть великую «землю людей» вызывает желание посетить огромные города и неосвоенные, дикие места, увидеть поражающие воображение горные вершины и умиротворяющие ландшафты равнин, лесов и озер, исторические памятники и нетронутые заповедники природы… Для жителя большого города, уставшего от шума, скопления людей, от многоэтажной стандартной застройки урбанизированных районов, важна полная смена впечатлений и образа жизни в малолюдных курортных поселках на берегу моря, в деревнях средней полосы, в хижинах и приютах в горах».[74]

Наиболее яркое выражение туристский бум находит в двух показателях – численности участников международного туризма и размерах доходов от него. Динамику того и другого показателя демонстрирует таблица 166.

Таблица 166

ДИНАМИКА МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА В 1950–2006 гг.

Анализ таблицы 166 показывает, что в 1950–2006 г. численность международных туристов увеличилась почти в 34 раза, а поступления от этого вида услуг возросли в 365 раза! По данным Всемирной туристской организации (ВТО), еще в середине 1990-х гг. в мировой торговле товарами и услугами на долю туризма приходилось более 1/10, что позволило ему занять место после экспорта нефти и автомобилей. А в торговле услугами его доля превысила 1/3.

Факторы, влияющие на развитие международного туризма, подробно исследовали Н. С. Мироненко и другие экономико-геогра-фы. Обычно эти авторы выделяют несколько групп таких факторов.

Во-первых, к ним относятся социально-экономические факторы, играющие главную роль. Когда говорят о таких факторах, то обычно имеют в виду общий уровень развития страны, структуру ее хозяйства, качество жизни, социально-профессиональный состав общества, его образовательный уровень, степень урбанизированности и мобильности населения, политическую стабильность и др.

В последнее время в постиндустриальных странах на туристские потоки все больше воздействует и возрастная структура населения. Статистика свидетельствует о том, что наибольшей туристско-рекреационной подвижностью отличаются люди в возрасте от 30 до 50 лет. Не менее 1/5 всех туристов составляют молодые люди, которые в развитых странах материально достаточно обеспечены, имеют хорошее образование и стремятся удовлетворить свои разнообразные познавательные интересы; среди них есть и группы, и «одиночки». Тем не менее еще большее внимание все исследователи обращают на то, как быстро в международном (и внутреннем) туризме возрастает доля лиц пожилого возраста (старше 65 лет). В принципе в этом нет ничего удивительного, поскольку пожилые люди, относящиеся к так называемому третьему туристскому возрасту, привыкли к туристским поездкам еще в молодые и зрелые годы, приобрели большой опыт путешествий и не собираются отказывать себе в этом удовольствии и после выхода на пенсию.

Во-вторых, к числу факторов, влияющих на развитие международного туризма, относят и рекреационно-ресурсный потенциал территории, выражающийся в количестве и качестве природных и культурно-исторических ресурсов. Но нужно иметь в виду, что влияние рекреационно-ресурсного потенциала обычно также опосредуется социально-экономическими факторами и в первую очередь зависит от размеров и характера рекреационных потребностей населения.

В-третьих, немалую роль играет инфраструктурный фактор, который определяется уровнем развития производственной и социальной инфраструктуры. Впрочем, можно говорить и о специальной туристской инфраструктуре, основу которой составляют средства размещения (гостиницы, кемпинги, туристские базы и др.) и транспортирования туристов.

В-четвертых, нужно учитывать и фактор географического положения, который выступает во всех своих разновидностях: и физико-географического положения, во многом определяющего набор природно-рекреационных ресурсов, и экономико-географического положения, в особенности по отношению к главным туристским рынкам, и транспортно-теографического положения, и, наконец, геополитического положения, поскольку близость того или иного района к очагам международной напряженности отпугивает от него туристов. Характерно, что теракты 11 сентября 2001 г. в США, удары США по Афганистану, а затем начало войны в Ираке привели к резкому уменьшению притока туристов в мусульманские страны.

Добавим, что иногда наряду с перечисленными объективными выделяют и субъективные факторы, влияющие на международный туризм. Они определяются изменениями, происходящими в психологии современного человека, и касаются его отношения к своей личности, к другим людям и их социальным группам, а также к окружающей среде.

Со своей стороны и международный туризм оказывает очень большое воздействие на социально-экономическое развитие отдельных стран. В наибольшей мере оно проявляется в увеличении занятости: в наши дни только в сфере международного туризма непосредственно и косвенно занято более 150 млн человек. При этом в экономически развитых странах в ней занято в среднем 5 % трудоспособного населения, а в небольших развивающихся странах-«квартиросдатчиках» этот показатель иногда достигает 50 % и более.

Основной объект такой занятости – индустрия туризма. К ней относят: предприятия, предоставляющие услуги по размещению туристов (гостиницы, мотели, кемпинги, пансионаты, предприятия общественного питания); туристические фирмы, занимающиеся организацией туризма; транспортные организации, занимающиеся перевозкой туристов; учебные заведения, занимающиеся подготовкой и переквалификацией туристских кадров; информационные и рекламные службы; органы управления туризмом; предприятия по производству товаров туристского сервиса; предприятия розничной торговли.

Международный туризм, связанный и с движением капиталов, и с продажей услуг, оказывает немалое воздействие и на платежные балансы отдельных стран, способствуя их превращению в активные или, наоборот, в пассивные. Иногда рассчитывают и специальный туристский баланс, характеризующий соотношение поступлений от зарубежных туристов в стране и расходы ее туристов за границей. В странах, наиболее привлекательных для иностранных туристов, туристский баланс, как правило, положительный (Франция, Италия, Испания, Мексика и др.), а в странах, где выезд туристов превышает их прибытие (Германия, Скандинавские страны, Канада и др.), он отрицательный.

Особенно важен и сложен вопрос о классификации международного туризма по его целям (видам). Разные авторы предлагают немало подобных классификаций, но если исходить из рекомендаций Всемирной туристской организации, то таких целей можно выделить пять (рис. 121).

Досуг, рекреация и отдых были и остаются главной целью туризма, и на их долю приходится было 1/2 всего мирового туризма. Этот вид туризма отличается также наибольшим внутренним разнообразием, включая в себя путешествия, экскурсии, походы, отдых на пляже, альпинизм, морские и речные круизы, туристские базы и лагеря, посещение культурных и спортивных мероприятий, магазинов и т. п. Доля деловых и профессиональных поездок в международном туризме составляет примерно 16 %. Это участие в конгрессах и научных симпозиумах, выступление с лекциями и концертами, учеба и образование, направление технических специалистов для монтажа оборудования, дипломатов, сотрудников международных организаций и др. Посещение знакомых и родственников (27 %) включает поездки с целью поддержания дружеских и родственных связей. Для лечения выезжают на зарубежные курорты, направляются в санатории, клиники и лечебницы. А выезд за границу с религиозными целями предусматривает участие в религиозных праздниках (самый большой из них в последние годы был посвящен 2000-летию рождения Иисуса Христа), посещение религиозных центров и собраний. В ряде случаев огромные масштабы приобретает паломничество (например, мусульман в Мекку).

Наряду с этой существуют и другие классификации международного туризма. Так, его подразделяют на приморский, горный, речной, морской, городской. В последнее время стали все чаще писать об экологическом туризме (экотуризме), который тоже подразделяют на научный, познавательный, рекреационный. Его объектами служат национальные парки, отдельные ландшафты, природные, природно-культурные и культурные достопримечательности. Конечно, многие экотуристы путешествуют по своим и соседним с ними странам, но все же основной их поток направляется из Европы и Северной Америки в тропические страны (Кения, Танзания, Коста-Рика, Эквадор). Согласно имеющимся оценкам, экотуризм стал наиболее быстро развивающейся ветвью мирового туризма. Все большее распространение получает и так называемый экстремальный туризм – путешествия в Арктику, Антарктику (ежегодно более 10 тыс. чел.), прыжки с парашютом на Северный полюс, спуск в глубины океана. Появляются статьи о перспективах космического туризма. Что же касается классификации туристских поездок по времени, то они могут продолжаться от одного-двух дней до нескольких месяцев. Впрочем, в последнее время специалисты отмечают все больший интерес туристов к кратковременным поездкам (например, на выходные и праздничные дни).

Рис. 121. Цели международного туризма

По видам транспорта международный туризм подразделяют на автомобильный, воздушный, железнодорожный, морской и речной, причем соотношение между ними меняется. За последние два десятилетия особенно вырос объем воздушного туризма, который еще в середине 1990-х гг. вышел на первое место (в 2006 г. 46 % международных туристских поездок). Эксплуатация вместительных самолетов-аэробусов, организация чартерных (специально арендованных) рейсов со сниженными тарифами, преимущества в скорости и комфортности привели к тому, что перевозки туристов воздушным транспортом стали расти особенно быстро – тем более на межконтинентальных маршрутах между Северной Америкой, Европой, Азиатско-Тихоокеанским регионом. Автомобильный туризм, который еще совсем недавно лидировал, ныне немного уступает воздушному. Автобусы и личные автомобили обслуживают преимущественно туристские поездки между смежными странами на короткие и средние расстояния – в первую очередь в Европе, отличающейся высоким уровнем урбанизации и субурбанизации и имеющей густую сеть автодорог. А вот роль водного и железнодорожного транспорта в международном туризме сократилась соответственно до 7 и 4 %. Использование этих видов транспорта также особенно характерно для Европы.

Отдельно нужно сказать о морском круизном туризме, который начал развиваться в 1950-х гг., а в 1990-х гг. приобрел характер настоящего бума. Еще в 1980 г. в таких круизах участвовало 1,5 млн пассажиров, а уже в 1996 г. – 6,5 млн. Среди причин быстрого роста численности «морских» туристов называют общее динамичное развитие туристской отрасли, перенасыщенность приезжими большинства излюбленных туристами территорий, совмещение на судне свойств транспортного средства, плавающей гостиницы и культурно-развлекательного центра, большие познавательные и рекреационные возможности морских круизов.

Продолжительность их отличается очень широким диапазоном: от одного дня до нескольких месяцев. Ныне в мире сформировались четыре главных района морского круизного туризма. Первое место среди них занимает Карибский бассейн, наиболее приспособленный для приема туристов из США. За ним следуют Средиземное море (с Черным морем и Канарскими островами), а также Северное и Балтийское моря, наиболее привлекающие туристов из Европы. Но особенно быстро растет круизный туризм в странах-архипелагах Азиатско-Тихоокеанского региона. К этому перечню можно добавить и более экзотические круизные маршруты к берегам Шпицбергена, Гренландии, путешествия вокруг Африки, Австралии и даже Антарктиды. Ныне в мире построено уже более 200 комфортабельных круизных морских судов, на сооружении которых специализируются прежде всего Норвегия и Финляндия.

Перспективы международного туризма обычно оценивают очень высоко. Согласно прогнозу ВТО, в 2010 г. в мире будет примерно 1 млрд путешествующих за рубеж. Это значит, что по сравнению с 1990 г. численность их более чем удвоится. А к 2020 г., как полагают, вмеждународном туризме будут принимать участие примерно 1,5 млрд человек.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 6169; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.