Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рекомендации. При изучении данной темы прежде всего следует принять во внимание целостность и взаимозависимость процессов




При изучении данной темы прежде всего следует принять во внимание целостность и взаимозависимость процессов, развертывающихся в различных сферах общественной жизнедеятельности. Тем самым любая типология глобальных проблем будет носить в известной мере условный характер, что, однако, не свидетельствует в пользу невозможности их классифицировать.

Определяющей тенденцией мирового развития в конце ХХ в. стало формирование глобальных структур мироцелостности. Тем самым обозначился переход от всемирной истории (существует как эмпирическая реальность с эпохи великих географических открытий) к истории глобальной. Целостность исторического процесса, возобладав над локальностью, позволяет рассматривать единство человечества уже не как умозрительную категорию, а как реальное явление. С середины ХХ в., после краха теорий расовой и национальной исключительности, распространяются концепции всеобщности прав человека, общечеловеческих ценностей. В начале 90-х гг. рухнул биполярный мир и социалистическая система – «второй мир», пытавшийся конкурировать с «первым».

Подобная ситуация скорее создала целый веер новых проблем, нежели разрешила уже имеющиеся. Крах социализма породил в западном мире (прежде всего в США) непоколебимую уверенность в своей абсолютной правоте и преимуществах своего типа общественного устройства и образа жизни. Отсюда стратегической задачей американской политики стало недопущение даже потенциальной угрозы собственному мировому господству. Источником процесса глобализации служат центры транснациональной экономики и финансов, формирующие не только реальную мир-экономику, но и виртуальную, базирующуюся на глобальном информационном контроле и манипуляции общественным сознанием. Вестфальская система, основанная на концепции национального суверенитета, воспринимается уже как пережиток, не соответствующий новым реалиям глобализации. Любое государство, пытающееся его отстоять, может быть причислено к «странам-изгоям», к «глобальной оси зла» и т.п.

Между тем, возможности управления планетарным сообществом из единого центра отнюдь не безграничны. Подобная система в принципе может столкнуться с теми же трудностями, что и плановая система при социализме. Больший потенциал устойчивости, соответствующий современному состоянию производительных сил, имеет многополюсная система, однако ее геополитические возможности должны быть реализованы через противоборство с моноцентрической тенденцией.

Тем самым, если в основе глобализации лежат объективные процессы (прежде всего это транс-национализация хозяйственных связей), и в этом отношении она является закономерным этапом всемирной истории, то попытки рассматривать глобализацию через призму унификационных процессов, через эталонные подходы, в русле которых все остальные страны оцениваются по мере их соответствия западной модели, что ведет к сужению эволюционного поля к одной ветви. Таким образом, подлинное единство человечества заключается в его многообразии, а равноправный диалог между всеми субъектами планетарной цивилизации должен рассматриваться как глобальная стратегия мир-целостности. Альтернативное деление участников всемирного процесса на субъекты и объекты, на центр и периферию не имеет долгосрочной перспективы.

Глобализационный процесс не может развиваться без контртенденций, в качестве таковых можно рассматривать рост культурно-цивилизационного разнообразия мира. Об этом свидетельствуют процессы дифференциации в «третьем мире», формирование новых центров силы, прежде всего в ЮВА, использующих оригинальные цивилизационные стратегии.

Становится очевидным, что третьемирская общность сохранит свою специфику и социально-экономические отношения, связанные с капиталистическим способом производства, развиваясь в социально чужеродной среде, сами трансформируются под ее воздействием, воспроизводя множество превращенных форм. Западная модель организации социума оказывается особенно непригодной для таких крупных социокультурных образований как Индия, Китай, Бразилия и т.п. Пробуксовывает вестернизация и на постсоветском пространстве. В целом в мире формируется несколько типов общественного устройства. Сближаясь по технико-организационным параметрам, они расходятся по социально-экономическим (отношения собственности, управление экономикой и т.д.), политическим (например, роль государства в социальной структуре) и социокультурным. Все это является основой для сохранения и цивилизационных отличий. Наиболее серьезное противодействие вестернизационная глобализация вызвала в мусульманском мире, именно здесь происходит наибольшее отчуждение западных эталонов в социокультурной – религиозной сфере. Тем самым создаются предпосылки для перманентного обострения межцивилизационных противоречий, учитывая важную роль социокультурных и религиозных факторов. Это позволяет ряду исследователей говорить о столкновении цивилизаций, их противоборстве и т.п. Обострившаяся проблема международного терроризма есть лишь одно звено в общем процессе глобализации. При этом следует отметить, что попытки США силовыми методами установить новый миропорядок под лозунгами борьбы с международным террористическим заговором (где реальность еще следует отделить от пропагандистских технологий) отнюдь не ведут к разрешению проблемы, а являются стратегией глобального господства, наиболее отчетливо сформированной З.Бжезинским.

На межцивилизационные противоречия наслаиваются национальные конфликты, очередной виток которым дал распад государств унитарного типа (СССР, Югославия), однако наиболее застарелый и труднопреодолимый характер носят конфликты, где разлом произошел как на национальной, так и на цивилизационной основе (Ближний Восток, Индо-пакистанский регион и т.д.). Возвращение национализма, о котором говорится в литературе, не следует связывать с какой-нибудь одной причиной (здесь чаще всего указывается на распад так называемых империй), но представляет воплощение всего комплекса глобально-региональных проблем.

Определяющей чертой развития мировой экономики на современном этапе является транс-национализация хозяйственных связей и создание в 70 – 90-х гг. новой системы разделения труда в соответствии с потребностями мирового рынка. Развивающиеся страны к традиционным сырьепоставляющей роли добавили производство и поставку трудо-ресурсов и энергоемких изделий, наиболее развитые из них стали выходить на рынок и с наукоемкими товарами. Производство всех этих изделий осваивалось как дочерними предприятиями ТНК, так и местными предприятиями. Прорыв к постиндустриальным технологиям азиатских «драконов», дополнился повышением статуса в мировой хозяйственной системе таких стран как Мексика, Аргентина, Бразилия. Однако в рамках данной системы их экономические успехи оказались весьма неустойчивыми, что подтвердили кризисы 1994-1995, 1999-2002 гг. в латиноамериканских странах. В целом им не удалось преодолеть негативы периферийного развития, описанного Р.Пребишем. Рядом исследователей уже говорится об исчерпанности процесса интернационализации мирового хозяйства, показателем чего служит падение роста ВВП в мировой экономике». В 70-е гг. ежегодный прирост составлял 3,4%, в 80-е –2,9%, а в 90-е – 0,6%. Обозначились негативные тенденции и в производстве сельскохозяйственной продукции. Выявляется паразитарная роль центров виртуальной экономики, основанной на финансовых спекуляциях. В русле всех этих процессов нет оснований говорить о сокращении разрыва между развитыми и развивающимися странами. Данная проблема обозначена как проблема оси «Север – Юг». О характере противостояния «золотого миллиарда» и остального населения можно судить по тому, что 20% наиболее богатых стран получают 83% мирового дохода, при этом на долю наиболее беднейшей части приходится всего лишь 1,4%. Число больных, голодающих, неграмотных, бедных увеличивается и сосредотачивается на одном из полюсов. Неравномерность концентрации богатств на одном полюсе подрывает устойчивость всей системы в целом. Принцип неограниченного «свободного» всемирного рынка можно сопоставить со «свободным» рынком «дикого» национального капитализма XIX в.

Анализ глобальных проблем современности свидетельствует об их динамичном характере: одни уходят на периферию, другие выдвигаются на первый план. Так, если в 50-е – 80-е гг. одной из важнейших угроз для человечества была глобальная термоядерная война, то теперь резко возросла значимость социо-экологического комплекса проблем.

Рост мировой экономики ведет к рассогласованию регенерационных функций биосферы. Ежегодно из недр земли извлекается 100 млрд. тонн различных пород, сжигается 1 млрд. тонн условного топлива, сбрасывается в гидросферу 600 млрд. тонн промышленных и бытовых стоков, 10 млн. тонн нефтепродуктов. Атмосфера и гидросфера оказываются уже не в состоянии нейтрализовать антропогенные нагрузки. Разрушение озонового слоя и «парниковый» эффект могут вызвать непредсказуемые последствия. Окружающая среда подвергается и быстро увеличивающемуся радиационному загрязнению. Поток промышленных и бытовых отходов нарушает сложившиеся глобальные природные циклы и создает предпосылки генетических мутаций. Идет ускоренный процесс вытеснения дикой природы. Под непосредственным хозяйственным воздействием уже находится 50% суши. Резко обострилась нехватка сельскохозяйственных земель. Ежегодное падении числа видов диких животных и растений можно назвать катастрофическим.

Рост энерговооруженности современной экономики (за последние 140 лет ее энергетический потенциал увеличился в 1000 раз) привел к наметившейся ограниченности энергоносителей. Это требует как глобального развития ресурсосбережения, так и увеличения количеств перерабатываемого материала.

Экологические проблемы тесно взаимосвязаны с социально-экономическими. Потребление ресурсов сосредоточено на богатом «Севере». Например, потребление ресурсов на душу населения по нефти в США больше чем в Индии в 43 раза, природного газа в 184. И этот диспаритет продолжает увеличиваться. Если стандарт потребления всего населения поднять до уровня «золотого миллиарда», то надо удвоить потребление всех ресурсов и в 500 раз увеличить производство энергии. Естественно, таких антропогенных нагрузок биосфера планеты просто не выдержит.

Демографическая ситуация на планете также порождает целый комплекс проблем. Прежде всего, рост населения ведет к нагрузкам на биосферу, которые могут оказаться катастрофическими. Так, население Земли за 100 лет с 1850 по 1950 увеличилась вдвое, а для следующего удвоения понадобилось всего 37 лет. В 1987 г. население Земли составило 5 млрд. чел. За последние 40 лет при росте населения в 4 раза нагрузка на биосферу возросла в 100 раз. При этом концентрация населения отличается крайней неравномерностью. Если на азиатской части России проживают всего 27 млн. чел., то южнее размещаются многомиллиардные массы населения, прежде всего в Индии и Китае. Прирост населения особенно быстрыми темпами идет в наиболее бедных районах планеты, что создает интенсивные миграционные потоки в развитые страны, следствием этого может быть то, что через несколько десятилетий европейцы в своих странах будут составлять меньшинство населения. Все это позволяет некоторым исследователям говорить о кризисе белой расы. Все попытки ограничения рождаемости в глобальном масштабе пока не увенчались успехом.

В качестве новых глобальных вызовов человечеству следует отметить и появление новых эпидемических заболеваний (СПИД, вирус «Эбола» и т.п.). Вполне реальной является возможность появления подобных заболеваний и в дальнейшем, например, в результате разрушения экосферы, техногенных катастроф и т.п.

Компьютерная революция привела к формированию глобального информационного поля, плотность которого постоянно возрастает. Особую роль здесь приобрел Интернет, который называют глобальным интеллектом. Наряду с несомненными преимуществами усиливается и негативное влияние информационного поля. Прежде всего следует отметить несбалансированность межкультурных информпотоков. Здесь действует все та же моноцентрическая система, что и в мировой экономике, доминирует тенденция управлять информационным полем из единого центра. Отсюда межкультурный обмен приобретает неэквивалентный характер и вместо диалога культур получается монолог, который к тому же служит инструментом глобального воздействия на массовое сознание. Распространение ничем не обеспеченной «революции притязаний», формируемой западным образом жизни, разрушает экономику незападных обществ, создает значительные слои населения чуждых своей собственной стране. Культурное превосходство рассматривается американскими неоглобалистами как один из важнейших аспектов своего всемирного господства. Новейшие технологии сделали возможным и установление глобального информационного контроля, слежки за подавляющим большинством населения.

Перечень глобальных проблем можно было бы продолжить, но главный вопрос состоит в их разрешимости. Думается, что в макроэволюционной перспективе, связанной с термодинамическим принципом неизбежности возрастания уровня энтропии в сложноорганизованных системах, окончательного решения данных проблем быть не может. Следует вспомнить мысль Гегеля о том, что линейная динамика ведет к «дурной» бесконечности, а подлинная бесконечность – есть циклическая, следовательно, гибель земной цивилизации – исходный пункт для возникновения новой. Однако все это не означает пассивного отношения к глобальным проблемам. Многие из них поддаются решению или хотя бы определенной гармонизации.

Римский клуб еще в начале 70-х годов привлек внимание к социоэкологической проблематике. Однако, если концепция «нулевого роста» отличалась крайним утопизмом, то теории «органического роста» легли в основу стратегии «устойчивого развития», выдвинутой в 1992 г. на конференции в Рио-де-Жанейро. В ее основе лежат принципы социальной справедливости, ограничение потребления ресурсов планеты, взаимозависимость глобальных социально-экономических процессов с экологическими и т.д. Данная концепция во многом перекликается с теорией ноосферы В.Вернадского и Тейяра де Шардена. Тем не менее распространяются и альтернативные концепции «Ноева ковчега» – т.е. спасения «избранного» населения «золотого миллиарда». Форум в Йоханнесбурге в 2002 г. с прискорбием констатировал, что за 10 лет решения конференции в Рио-де-Жанейро фактически сорваны. Не удается договориться с целым рядом западных стран по ограничению вредных выбросов в атмосферу, а США отказались ратифицировать Киотские соглашения.

Не следует ожидать от постиндустриального общества бесконфликтного, беспроблемного существования и пользования благами техногенной цивилизации, того, что глобализация как линейное движение к «всемирной деревне» сама по себе разрешит все проблемы. «Дикая» глобализация их не решает, а создает. Перспективы видятся нам в том, что если классический капитализм, столкнувшись с глобальным вызовом со стороны социалистической идеи, сумел трансформироваться в русле кейнсианской политики, приобрел социально-ориентированный характер, то и «дикая» глобализация может быть трансформирована в русле стратегии равноправного диалога цивилизаций. При этом проповедей межконфессиональных мессий представляется явно недостаточно. Унификационная, вестернизационная глобализация, столкнувшись с непреодолимыми противоречиями, должна осознать свою предельность и осуществить еще одну «великую трансформацию».


ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.