КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Возникновение сегуната Токугава. Синтоизм
Первые связи между Японией и Европой ЯПОНИЯ В ПЕРИОД ТОКУГАВСКОГО СЕГУНАТА Как и другие страны Азии, Япония к началу нового времени была феодальным государством. Но феодальные отношения и формы земельной собственности в том виде, как они сложились в период расцвета японского феодализма (XIII—XVI вв.), несколько отличались от рассмотренных выше форм феодальной собственности на землю в Индонезии, Индии, Османской империи, Китае. В Японии феодальная собственность различных групп феодалов сочеталась с широко развитым мелкокрестьянским хозяйством, что приближало формы феодального землевладения в Японии к соответствующим формам, существовавшим в средневековой Европе. Маркс отмечал: «Япония с ее чисто феодальной организацией землевладения и с ее широко развитым мелкокрестьянским хозяйством дает гораздо более верную картину европейского средневековья, чем все, наши исторические книги, проникнутые по большей части буржуазными предрассудками. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 23, с. 729, примеч. 192. Возникшие в феодальную эпоху японские города, так же как и города Индии и других стран Азии, были ставками феодальных правителей, но они сравнительно рано приобрели важное экономическое значение, а некоторые из них добились статуса «вольного города» (Сакаи) или боролись за создание самоуправления бюргерского типа. Средневековая Япония развивалась, имея тесные культурные и экономические связи с соседними странами Азии — Китаем и Кореей. Некоторые элементы культуры, в том числе письменность, религиозно-идеологические системы (буддизм, конфуцианство), были заимствованы феодальной Японией у Китая. В 1542 г. у южного побережья о-ва Кюсю впервые появились португальцы. С этого времени в течение нескольких лет португальские корабли систематически посещали Японию. Португальцы завязали торговые отношения с Японией, ввозя туда огнестрельное оружие в обмен на золото. Начиная с 1549 г. в Японии развернули активную деятельность католические миссионеры. Купцы и миссионеры опирались на некоторых японских феодалов. Это были по преимуществу правители тех районов, в которых находились посещаемые европейцами портовые города. Они извлекали немалую выгоду от расширения внешней торговли Японии. Японские феодалы были заинтересованы также в приобретении европейского оружия. В 80-х годах XVI в. на о-ве Кюсю насчитывалось уже свыше 100 тыс. христиан. В начале XVII в. в Японии активизировались английские и особенно голландские купцы. Появление европейцев в Японии совпало с острой борьбой за создание централизованного феодального государства. К концу XVI — началу XVII в. на Японских островах для этого уже сложились известные экономические и политические предпосылки. В предшествующие столетия хотя и медленно, но росли производительные силы, расширялась торговля, развивались города. Непрекращавшиеся крестьянские восстания толкали феодалов к объединению. Усилению централизаторских тенденций способствовала также угроза со стороны европейских колонизаторов. Императорская власть занимала в феодальной Японии своеобразное положение. Возникнув еще в период перехода к классовому обществу, династия японских императоров, носивших титул микадо или тенно, сохранила в последующие столетия свое официальное положение. Оно освящалось японской религией — синтоизмом (синто — «путь богов»). Эта религия возникла на базе первобытных верований, одухотворявших природу и обожествлявших умерших предков. Синтоисты считали, что людей окружают многочисленные духи и боги (ками), олицетворяющие силы природы. Люди также происходят от богов (ками), и при определенных обстоятельствах душа умершего может стать ками. Ками могут воплотиться и в предметы ритуального поклонения (фигурку бога, дощечку с его именем и т. п.). Главная роль в синтоистском пантеоне принадлежит богине солнца Аматерасу, согласно преданию пославшей на землю своего сына, потомок которого Дзимму 11 февраля 660 г. до н. э. вступил на императорский престол, основав японскую императорскую династию. Эта мифическая дата отмечается правящими классами Японии как день основания империи. Японские императоры считались верховными жрецами синтоистской религии. Они руководили главными синтоистскими храмами. В условиях феодальной раздробленности религиозный статус японских императоров способствовал тому, что их светская власть стала номинальной. Не удивительно поэтому, что борьба за преодоление феодальной раздробленности не пошла в Японии по пути укрепления императорской власти, а приняла форму борьбы отдельных феодальных группировок за установление контроля над страной. К началу XVII в. Иэясу Токугава подчинил своей власти удельных князей всей Японии и принял наследственный титул сегуна -— главнокомандующего (полный титул: тайсегун — «великий полководец»). С этого времени более 250 лет Япония управлялась династией сегунов Токугава. Сегун стал неограниченным правителем страны. Правда, императору воздавались всяческие почести, но подчеркивалось, что божественному императору не к лицу снисходить до какого бы то ни было общения со своими подданными. «По той же причине, по которой солнце и луна совершают свой путь, — утверждали Токугава, — император обязан сохранять свое сердце нетронутым. Поэтому он обитает во дворце, как на небе... Сегун указывает все государственные повинности и не нуждается при отправлении правительственных дел в разрешении императора. Когда земля среди четырех морей неспокойна, то это вина сегуна». Режим сегуната, окончательно сложившийся при третьем сегуне, Иэмйцу Токугава (1623—1651), стал своеобразной формой централизованного феодального государства.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 579; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |