Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Второй период танзимата




В феврале 1856 г., накануне открытия Парижского конгресса, султан опубликовал новый манифест о реформах, который объявлял о возобновлении выполнения программы реформ, обнародованной в 1839 г. Однако манифест 1856 г. в отличие от рескрипта 1839 г. был разработан в значительной мере под давлением англо-французской дипломатии, стремившейся по­мешать России вынести на обсуждение Парижского конгресса вопрос о положении угнетенных народностей Османской им­перии, и санкционировал иностранную опеку над Турцией. Упо­минание о манифесте 1856 г. в дальнейшем было включено в Парижский трактат.

Манифест 1856 г. подтвердил провозглашенное в 1839 г. ра­венство в правах мусульман и немусульман. Он расширял пра­ва связанной с западноевропейским капиталом компрадорской буржуазии нетурецкой национальности. Иностранцы получили право приобретать землю и недвижимость. Характерно, что Решид-паша считал манифест 1856 г. разрушительным для Турции. В манифесте, однако, были такие пункты, как обеща­ние постепенно отменить откупную систему сбора налогов, вес­ти строительство дорог и т. п.

В 1858 г. был принят земельный закон, закреплявший зе­мельные отношения, сложившиеся после отмены ленной систе­мы. Подавляющая часть земель принадлежала государству или являлась вакуфной. Она сдавалась в аренду. Эти арендован­ные земли нельзя было продавать, закладывать, дарить. На­следование таких земель также было ограничено. Все же это не могло остановить обезземеливания крестьянства и перехода земли в руки помещиков.

В 60-х годах были отменены цеховые регламентации, осу­ществлены административные реформы. Продолжалось нача­тое в 40-х годах открытие светских школ — начальных, средних и высших. Для руководства светскими школами было создано министерство просвещения. В середине 60-х годов в светских начальных школах насчитывалось 660 тыс. учеников. Средних же школ было только несколько десятков. При этом сохрани­лись все школы при мечетях, а в светских начальных школах половина учебного времени отводилась религии. Фактический контроль над школами по-прежнему оставался у духовенства. В 1869 г. был принят закон, предусматривавший введение в турецких школах трех-четырехлетнего всеобщего образо­вания.

Реформы второго периода танзимата (1856—1870) не смог­ли существенно изменить положение в Османской империи. В целом политика танзимата потерпела неудачу. Танзимат не создал предпосылок для промышленного развития страны, а некоторое усиление позиций компрадорской буржуазии отражало усилившуюся политическую и экономическую зависи­мость Османской империи от капиталистических держав За­пада.

Рост недовольства. «Кулелийский инцидент»

Война с Россией, усилившаяся зависимость от Англии и Фран­ции принесли новые бедствия населению Османской империи. Непосильные налоги вызывали крестьянские волнения. Нарас­тала борьба угнетенных народов.

О силе недовольства в стране свидетельствовал раскрытый в 1859 г. заговор с целью свержения султана, в котором уча­ствовали ученики медресе (духовные школы), мелкие чинов­ники и офицеры. Историки располагают лишь самыми смутны­ми сведениями о характере и целях этого движения. Судя по некоторым свидетельствам, его участники стремились «разру­шить порядки и законы путем смены правительства, подняв народ и войска против „высокого султана". Однако заговор­щики не имели опоры в массах. Они были арестованы и со­держались в Кулелийских казармах в Стамбуле. Отсюда при­нятое в литературе название «Кулелийский инцидент».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2031; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.