Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура Индии




Индия после революционных событий 1905—1908 гг.

После 1908 г. наступил период политической реакции. Однако английским колонизаторам приходилось учитывать в своей по­литике уроки революционных событий 1905—1908 гг. В 1909 г. английским парламентом был принят «Акт об индийских за­конодательных советах». По новому закону половина членов Всеиндийского законодательного совета и большинство членов провинциальных законодательных советов должны были изби­раться.

Но это была чисто внешняя уступка, ибо сами советы ни­каких реальных прав не имели. Хотя они официально и име­новались законодательными, но выполняли лишь весьма огра­ниченные совещательные функции при английском вице-коро­ле и губернаторах провинций. Выборы в них были не прямыми, а двух- и трехстепенными. Избирательные права получили лишь несколько тысяч человек из примерно трехсотмиллионно­го в то время населения Индии. Создавалась отдельная курия для мусульман. Они получали больше мест в марионеточных советах, чем им полагалось по числу избирателей-мусульман. Такая система выборов способствовала разжиганию религиоз­ной вражды.

В 1911 г. британское правительство пересмотрело закон о разделе Бенгалии. Западная и восточная части Бенгалии вос­соединились. Бихар и Орисса были выделены в самостоятель­ную провинцию. Самостоятельной провинцией стал также Ас­сам. Одновременно было объявлено о перенесении столицы Индии из Калькутты в Дели. Англичане хотели, чтобы цент­ральный аппарат колониального порабощения народов Индии находился подальше от пролетарской Калькутты.

Несмотря на поражение, революционные выступления наро­дов Индии в начале XX в. свидетельствовали о наступлении новой эпохи в истории этой крупнейшей колониальной страны Азии. Народы Индии пробудились к сознательной борьбе за свободу. Активизировалась индийская политическая эмиграция. Ее представители установили контакты с социалистическим движением европейских стран и II Интернационалом. Весь ход развития страны делал неизбежным наступление нового рево­люционного подъема. Пробуждение Индии имело всемирно-ис­торическое значение. Оно было важнейшей составной частью общего пробуждения угнетенных народов колониального Во­стока.

Зарождение национально-освободительного движения, формиро­вание наций, связанное с развитием капиталистических отно­шений, находили свое отражение в культурной жизни страны. Вопреки политике колонизаторов, направленной на подавление национальной культуры и создание воспитанного на западных идеях, проанглийски настроенного слоя интеллигенции, среди получивших европейское образование выходцев из имущих классов, а затем и разночинцев росло национальное самосозна­ние. Стремление к возрождению национальной литературы, традиции которой на различных языках Индии (бенгали, хин­ди, урду, маратхи, тёлугу и т. д.) восходили к средним векам, было тесно связано с социально-экономическими процессами в Индии на рубеже XIX—XX вв. Прежде всего это сказалось в Бенгалии.

Литература на бенгальском языке к концу XIX в. заняла ведущее место. Великий бенгальский поэт и писатель Рабинд-ранат Тагор (1861—1941) приобрел большое влияние у себя на родине и получил всемирное признание. После выхода в свет его первого произведения, напечатанного, когда Тагору было 13 лет, появились его многочисленные стихи, поэмы, рассказы и романы. В рассказах 90-х годов Тагор отражал жизнь Ин­дии, показывал произвол колониальных властей, осуждал средневековые предрассудки и пережитки. В крупных романах Тагора начала XX в. («Крушение», «Гора») нашли свое отра­жение настроения и конфликты, охватывавшие индийскую ин­теллигенцию.

Выступивший в начале XX в. бенгальский писатель Шорот-чондро Чоттопадхай в своих произведениях ярко и реалистиче­ски рисует жизнь Индии, бенгальской деревни. Он, как и Тагор, изобличает произвол угнетателей, борясь с пережитка­ми средневековья.

Все больше сказывается связь с национально-освободитель­ным движением и в литературе хинди, где родоначальником новой литературы справедливо считается Премчанд. Его пер­вый сборник рассказов, «Любовь к родине», отразивший нацио­нально-освободительный подъем в Индии 1905—1908 гг., был публично сожжен колониальными властями.

Поэты, писавшие на урду (Мухаммад Икбал и др.), на ма­ратхи (Харинараяна Апте) и других языках Индии, искали новые формы, отражали в своем творчестве национальное про­буждение народов Индии.

В XIX в. отмечается создание целого ряда драматических произведений.

Развитие изобразительного искусства характеризовалось так называемым Бенгальским возрождением, связанным с име­нем крупного художника Обониндроната Тагора (1871—1951), племянника Рабиндраната Тагора. Обращение к лучшим об­разцам национальной живописи, фрескам Аджанты, сопровож­далось дальнейшим развитием индийской техники акварели к темперы преимущественно в произведениях с религиозно-мифо­логической и исторической тематикой. В этом сказывались подъем национальных чувств и известный протест против про­никновения в Индию — не без влияния колонизаторов — ев­ропейской техники живописи маслом. Мастера и последовате­ли бенгальской школы, выступая организаторами и учителями в других центрах Индии, сыграли определенную положитель­ную роль в дальнейшем развитии национального изобразитель­ного искусства.

С ростом национального самосознания и с борьбой за эко­номическое развитие Индии связано появление ряда исследо­ваний по экономике. Их авторы, выдвигая требования эконо­мических и политических реформ с либеральных позиций, разоблачали порядки, созданные в Индии английским господ­ством, и их отрицательное влияние на экономическое развитие страны.

Политика английского империализма сказывалась на всей постановке образования и, естественно, на организации выс­ших учебных заведений, программа которых была рассчитана на идеологическую обработку молодежи в угодном колонизато­рам духе. В нескольких существовавших тогда высших учеб­ных заведениях почти отсутствовала подготовка высококвали­фицированных специалистов по разным наукам. Высших тех­нических учебных заведений не было совсем. Лаборатории университетов были плохо оборудованы. Однако, несмотря на неблагоприятные условия, и в этот период Индия дала целый ряд крупных физиков, математиков, биологов.

 

Глава XXXIII




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.