КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Южная Азия
В течение длительного времени новая история стран Южной Азии — Индии, Цейлона (Шри Ланка), Непала — изучалась советскими специалистами-индологами. Проблемы новой истории этих стран, особенно Индии, ставились в работах советских ученых уже в 20-е годы. Однако систематически разрабатываться они стали в следующем десятилетии, когда в 1932 г. вышла монография И. М. Рейснера «Очерки классовой борьбы в Индии». Исследование И. М. Рейснера было направлено против глубоко укоренившегося в буржуазной литературе утверждения, будто Индии классовая борьба не свойственна вообще. Особое внимание уделялось в этой связи анализу крупных народных движений в Индии в XVII—XVIII вв. и характеристике народного восстания 1857—1859 гг. На базе анализа социально-экономического строя индийского общества в доколониальный и колониальный периоды и политики колонизаторов И. М. Рейснер обосновал тезис о прогрессивном характере индийского национально-освободительного движения, показал его социальную сущность и внутренние противоречия. Проблемы, поставленные ученым в этом труде, и другие важные проблемы разрабатывались им в последующие годы в ряде исследований, в том числе в посмертно изданной монографии «Народные движения в Индии в XVII—XVIII вв.» (1961). Более детально и полно комплекс вопросов, связанных с новой историей Индии, изучался в трудах советских ученых, пришедших в науку преимущественно в 40—50-х годах. Существенные проблемы как периода, непосредственно предшествующего новому времени, так и самого нового времени изучены в трудах К. А. Антоновой. Перу этого автора принадлежат многочисленные исследования, в том числе монография «Английское завоевание Индии в XVIII в.» (1958), в которых дан анализ социально-экономического строя и политических событий в стране, сделан вывод о крайне медленном развитии феодализма и зарождении товарно-денежных отношений. Усилия специалистов по новой истории Индии концентрировались в основном вокруг решения сложных проблем социально-экономического развития, поскольку эти проблемы были менее всего освещены в мировой литературе. Большое внимание было уделено анализу аграрного строя, в особенности процессам эволюции индийской общины. Эти вопросы подверглись изучению в монографии Л. Б. Алаева «Южная Индия. Социально-экономическая история XIV—XVIII веков» (1964); в труде К. 3. Ашрафян «Аграрный строй Северной Индии (XIII — середина XVIII в.)» (1965); в статьях Г. Г. Котовского, Э. Н. Комарова, Н. И. Семеновой. В исследованиях названных авторов показано, что эволюция аграрного строя Индии проходила в принципе по тем же законам, что и повсюду, и вскрыто искажающее воздействие колониализма на эволюцию аграрного строя и развитие капиталистических отношений. Генезис и этапы развития капитализма, особенности формирования индийской национальной буржуазии, этапы и формы колониальной эксплуатации были предметом исследования в таких монографических работах, как «Особенности развития капитализма в Индии» А. И. Левковского (1963), «Формиро-вание индийской буржуазии» В. И. Павлова (1958), «Экономи-ческое развитие Индии перед английским завоеванием (Ремес-ло и торговля в XVI—XVIII вв.)» А. И. Чичерова (1965) и др. В этих работах вскрыты объективные основы зарождения индийского национально-освободительного движения. Важным вкладом в изучение политической истории Индии нового времени явились труды, посвященные анализу наиболее значительных общественно-политических движений. В сборнике «Народное восстание в Индии. 1857—1859 гг.» (1957) и ряде других публикаций был показан прогрессивный характер восстания, вскрыты причины его поражения, дано объективное описание хода событий. В книге «Национально-освободительное движение в Индии и деятельность Б. Г. Тилака» (1958) освещены различные стороны революционного подъема 1905— 1908 гг., борьба индийских демократов с последней трети XIX в. до второго десятилетия XX в. Проблемы развития индийской общественно-политической мысли в новое время еще недостаточно разработаны в советской литературе. Внимание было сосредоточено в основном на изучении программных документов ряда крупнейших политических организаций (таких, например, как Индийский национальный конгресс) либо общественно-политических воззрений некоторых крупных представителей национально-освободительного движения (таких, как Р. М. Рай, Б. Г. Тилак, С. Вивека-нанда). В связи с изучением индийской общественно-политической мысли следует назвать обстоятельную монографию Л. Р. Гордон-Полонской «Мусульманские течения в общественной мысли Индии и Пакистана» (1963) и серию опубликованных в 60-е годы статей Э. Н. Комарова о радикально-демократических течениях в общественной мысли Индии. Немало сделано советскими учеными для воссоздания истории дружественных отношений между Россией и Индией. На основе архивных материалов были подготовлены работы К. А. Антоновой, Л. С. Гамаюнова, Н. М. Гольдберга, Е. Я. Лю-стерник, А. М. Осипова и др. Важным этапом обобщения исследований по новой истории Индии был коллективный труд «Новая история Индии» (1961), в котором дана периодизация исторического процесса в новое время, рассмотрены во взаимосвязи явления социально-экономической, политической и духовной жизни Индии, подготовившие рост национально-освободительного движения в стране. Проблемы новой истории отражены на базе новейших исследований в книге К. А. Антоновой, Г. М. Бонгард-Левина, Г. Г. Котовского «История Индии» (1973). В труде Э. Д. Талмуд «История Цейлона» (1973) рассмотрены процессы генезиса капитализма, зарождения национально-освободительного движения и политики колонизаторов на Цейлоне в XIX — начале XX в. Проблемам новой истории Цейлона уделено также значительное внимание в KHnrejB. И. Коч-нева «Шри Ланка. Этническая история и социально-экономические отношения до начала XX в.» (1976). ближний и Средний Восток (без арабских стран) В послеоктябрьскую эпоху советские туркологи, иранисты, аф-ганисты сосредоточили свое внимание на изучении наиболее актуальных, ключевых проблем новой истории, которое подводило бы к объяснению причин крупнейших социально-политических сдвигов на современном Ближнем и Среднем Востоке. Одной из главных тем было исследование социально-экономического базиса, особенностей феодальной формации у народов Турции, Ирана, Афганистана и генезиса в ее недрах капиталистических отношений со всеми вытекающими отсюда политическими последствиями. Феодальные отношения в Иране в первый период нового времени изучал И. П. Петрушевский; особенностями афганского феодализма и становления афганской государственности много занимался И. М. Рейснер (монография «Развитие феодализма и образование государства у афганцев», 1954, и другие труды), а впоследствии также Ю. В. Ган-ковский («Империя Дуррани. Очерки административной и военной системы», 1958); аграрным отношениям в Османской империи и ее экономике в условиях полуколониального режима посвящены труды А. Д. Новичева. Другая ведущая тема в советской историографии новой истории Ближнего и Среднего Востока — массовые движения против феодально-абсолютистского, национального и колониального гнета. Ценные изыскания проведены в изучении бабидского; движения (М. С. Иванов, «Бабидское восстание в Иране 1848 —: 1852 гг.», 1939), борьбы афганского народа против британской колониальной экспансии (Н. А. Халфин, «Провал британской; агрессии в Афганистане. XIX в.— начало XX в.», 1959). Особое внимание уделялось эпохе пробуждения Азии, в изучении которой на материалах отдельных стран достигнуты фундаментальные результаты (работы М. С. Иванова, Н. К. Беловой и других авторов об иранской революции 1905—1911 гг.; А. Ф. Миллера, Ю. А. Петросяна, В. И. Шпильковой и других исследователей о младотурецкой революции). По степени разработки проблем освободительных движений в странах Ближнего и Среднего Востока в новое время советская историография занимает ведущее место в мировой востоковедной науке. Серьезные усилия были предприняты советскими востоковедами по изучению ведущих идеологических течений в странах Ближнего и Среднего Востока в новое время. Здесь особенно важно было преодолеть груз идеалистических воззрений буржуазной науки. Вышли обстоятельные и хорошо аргументированные марксистские труды, в которых разрабатывались проблемы панисламизма (М. В. Малюковский, О. В. Богушевич и др.), османизма, пантюркизма и турецкого национализма (А. Ф. Миллер, Ю. А. Петросян, Э. Ю. Гасанова), мусульманских течений в общественной мысли Ирана и Афганистана (А. А. Семенов, Е. А. Беляев, А. М. Аршаруни). В советское время продолжалась разработка и традиционных тем, унаследованных от дореволюционного востоковедения. Во всеоружии марксистско-ленинской методологии и на новой, исключительно богатой документальной базе (благодаря введению в научный оборот недоступных прежде для исследователей документов внешнеполитического и военного ведомства царской России, а также западных держав) изучались дипломатическая и военно-политическая история соседних стран Западной Азии, их отношения с Россией. В этой связи следует назвать труды Б. М. Данцига «Ближний Восток в русской науке и литературе (дооктябрьский период)» (1973); Д. Д. Джалиле «Восстание курдов 1880 года» (1966); М. С. Лазарева «Курдский вопрос (1891—1917)» (1972); Е. Ф. Лудшувейта «Турция в годы первой мировой войны 1914—1918 гг.» (1966); Н. А. Смирнова «Россия и Турция в XVI—XVII вв.» (в двух томах, 1946) и др. Важное место в исследованиях советских историков (А. Ф. Миллера, А. С. Аветяна, Ю. А. Боева,. Г. Л. Бондаревского, И. С. Галкина, А. С. Ерусалимского, A. С. Силина и др.) заняло изучение колониальной политики европейских империалистических держав на Ближнем и Среднем Востоке. Успешная разработка советскими историками-востоковедами перечисленных наиболее важных и актуальных проблем позволила им создать общую марксистско-ленинскую концепцию всего исторического процесса основных стран Ближнего и Среднего Востока в новое время, особенно с конца XVIII в. В отношении Османской империи это сделали А. Ф. Миллер и А. Д. Но-вичев, в отношении Ирана — М. С. Иванов и И. М. Рейснер,. в отношении Афганистана — И. М. Рейснер, В. М. Массой, B. А. Ромодин. Ими опубликованы капитальные монографии, в которых систематизированы основные факты гражданской и социальной истории указанных стран в эпоху новой истории. Таковы уже упоминавшаяся книга И. М. Рейснера, фундаментальная монография А. Ф. Миллера «Мустафа-паша Байрак-тар. Оттоманская империя в начале XIX в.» (1947) и его обобщающие труды по истории Турции, три книги А. Д. Новичева, охватывающие историю Турции с 1792 по 1875 г. (1968, 1973, 1978), «Очерки новой истории Ирана (XIX — начало XX в.)» (1978) Б. П. Балояна, «Очерк истории Ирана» (1952) М.С.Иванова, книга В. М. Массона и В. А. Ромодина «История Афганистана» (1964—1965), второй том которой посвящен новому времени. В 1977 г. был опубликован коллективный труд «История Ирана». Большое место в нем занимают проблемы новой истории.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |