Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура самостоятельного научного направления




Цели и задачи изучения темы

Тема 1. Системные исследования

Целью изучения данной темы является ознакомление с системными исследованиями как самостоятельным научным направлением.

При этом ставятся следующие задачи:

- ознакомление со структурой самостоятельного научного направления;

- структурирование системных исследований как самостоятельного научного направления;

- изучение эволюции системного подхода и его принципов.

Рассмотрим основные компоненты самостоятельного научного направления и их взаимодействие, обеспечивающее его функциональную целостность.

Схема взаимодействия компонент самостоятельного научного направления представлена на рисунке 1.1. Описание схемы заимствовано из работ Г.П. Мельникова.

 

 
 
Рис. 1.1 - Схема взаимодействия компонент самостоятельного научного направления.  

 

 


На схеме, кроме блоков (компонент научного направления или научной дисциплины), представлено еще два типа связей между этими компонентами. Связи типа «что» или «по данным», по которым осуществляется информационное взаимодействие компонент (обмен знаниями), изображены одинарными стрелками. Связи типа «как» или «по управлению», по которым осуществляется методологическое или методическое управление компонентами, изображены двойными стрелками.

Цель исследовательской деятельности – познание наблюдаемых и потенциальных свойств объекта исследований, являющегося первым необходимым компонентом научного направления. Результат исследовательской деятельности – знания его (объекта) текущего состояния, предыстории становления и умения на достаточно серьезных основаниях прогнозировать его будущее и делать выводы о его поведении, в том числе и в необычных для него условиях.

При рассмотрении научной дисциплины как системы в ее структуре функционально выделяется два вида знаний, обеспечивающих взаимодействия ее компонентов. Во-первых, это феноменологические знания, основанные на учете того, что дано непосредственно в наблюдении за объектом исследования как явлением, феноменом. Во-вторых, это логические знания, вырабатываемые на основе феноменологических, с учетом знания законов, отражающих причинно-следственные связи явлений. При равной степени полноты и достоверности знаний об изучаемом объекте предпочтительнее тот путь исследования, который позволяет обойтись меньшей долей феноменологически получаемых знаний и, соответственно, большую долю знаний об объекте получать логически.

Отработанные приемы наблюдения и эксперимента для получения новых феноменологических, эмпирических знаний об объекте представляют собой методики исследований, также являющиеся необходимым компонентом научной дисциплины.

Получение на основании феноменологических знаний новых логически устанавливаемых (выводных) может быть обеспечено только с помощью опорных, априорных знаний более универсального характера. Накопление, хранение и передачу таких знаний об объекте обеспечивает еще один необходимый компонент научной дисциплины – концепция или теория, обслуживающая данное научное направление.

Выведение на основе новых феноменологических знаний и ранее установленных концептуальных знаний новых логически устанавливаемых знаний о данном объекте обеспечивается следующим компонентом научной дисциплины – методом исследования. Метод представляет собой способ теоретического освоения наблюдаемого и выявленного в эксперименте, ориентированный на определенную феноменологию и концепцию.

Любая самостоятельная научная дисциплина (научное направление), представляя собой определенную целостность конкретно-научных знаний, не существует, тем не менее, сама по себе. Она функционирует в среде общенаучных знаний, которые периодически привлекаются данной дисциплиной, что обеспечивает формирование навыков и приемов философского осмысления и анализа специальных концепций, теорий, методов и методик данной науки. Эти специфические навыки, возникающие из потребностей философского осмысления проблем конкретной науки и конкретно-научного осмысления философских категорий и законов, формируют особый компонент данной науки – методологию. Методология обеспечивает эффективность всей научной деятельности за счет согласования и усовершенствования всех ее компонентов, особенно в «нештатных» ситуациях.

О существовании самостоятельной научной дисциплины (научного направления) можно говорить в тех случаях, когда достаточно четко сформировались границы ее объекта, сложились методики получения новых феноменологических знаний, существует концепция или теория данной дисциплины. Для существования самостоятельной научной дисциплины, кроме того, должен существовать метод (или набор методов) данной научной дисциплины и должна сформироваться определенная методология. Лишь в этом случае возможна эффективная исследовательская деятельность, имеющая в своем составе все необходимые компоненты: объект, методики, метод, теорию или, хотя бы, концепцию и методологию.

Самостоятельная научная дисциплина (научное направление) как система навыков изучения определенного объекта и накопленных данных о нем отражает в себе объект несколькими проекциями в совокупности своей составляющими предмет (концепт) данной науки: объект как носитель некоторой сущности представлен как отражение этой сущности в концептуальном ядре теории; объект как феномен, как явление представлен с помощью средств индикации и фиксации в массиве феноменологических данных актуально и в феноменологической части теории.

При анализе природы научной дисциплины представляется полезным учитывать мнения основоположников системологии о соотношении формального и содержательного.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 879; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.