Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Состав и структура нематериальных активов




В составе внеоборотных активов хозяйствующего субъект (предприятия, организации) определенную часть имущества занимают нематериальные активы. Их доля зависит от отраслевой специфики. Нематериальные активы являются новым объектом наблюдения, учета, анализа, управления предприятий. Экономический интерес российских предпринимателей свя­зан с желанием использовать исключительные права на резуль­таты интеллектуальной деятельности для повышения уровня до­ходности. Нематериальные активы представляют собой затраты хозяйствующего субъекта в нематериальные объекты, принадлежащие ей на правах собственности и используемые в течение дли; тельного периода (свыше одного года) в хозяйственной деятельнос­ти и приносящие доход. Нематериальные активы отражаются в форме № 1 — бухгал­терский баланс, приложении к балансу — форма № 5. К нематериальным активам относят патенты, лицензии, то­варные знаки (знаки обслуживания), права на пользование землей, полезными ископаемыми, брокерские места, гудвилл, ноу-хау, про­граммное обеспечение, деловую репутацию организации, организа­ционные расходы, НИОКР, прочие активы, не имеющие матери­ально-технической основы. Инвестиции в нематериальные активы окупаются в течение оп­ределенного периода за счет дополнительной прибыли, получае­мой хозяйствующим субъектом в результате их применения и за счет амортизационных отчислений. Наличие нематериальных активов в составе имущества хозяй­ствующего субъекта характеризует выбранную хозяйствующим субъектом стратегию как инновационную. Отличите льной особенностью нематериальных активов явля­ется то, что хозяйствующим субъектом не предполагается последу­ющая перепродажа данного имущества, они не имеют материально вещественной (физической) структуры, обособлены от другого иму­щества, используются в течение длительного времени (свыше 12 месяцев) с определенной целью в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, либо для управленческих нужд организации, способны приносить экономические выгоды (до­ход) в будущем. Материальные активы не однородны по своему составу, ха­рактеру использования в процессе производства, по степени влия­ния на хозяйственные и финансовые результаты. Нематериальные активы по источник ам поступления могут быть, приобретенны­ми за плату или в обмен на другое имущество, получены безвоз­мездно от юридических и физических лиц, внесены учредителями, получены в виде субсидий государственных органов. Нематериальные активы оцениваются в зависимости от ис точника приобретения, вида активов, их роли в хозяйственной дея| тельности хозяйствующего субъекта: • Внесенные учредителями в счет их вкладов в уставный ка питал — по цене договоренности сторон. • Приобретенные за плату у других организаций и физичес| ких лиц — исходя из практических затрат на приобретение: приведение в состояние, в котором они пригодны для ис| пользования в запланированном виде. • Полученные от других предприятий и лиц безвозмездно по цене оприходования, устанавливаемой экспертным путем По степени правовой защищенности выделяют нематериальные активы, защищенные патентами, лицензиями и авторским! правами и без соответствующей защиты. Нематериальные активы различаются по срокам полезного использования. Выбытие нематериальных активов осуществляется вi • их списания по истечении срока службы и если они полностью амортизированы; • их списания ранее установленного срока службы; • их продажи (уступки) исключительных прав; • их безвозмездная передача. По степени ликвидности и степени риска инвестиций немате­риальные активы делятся на три группы: высоколиквидные, среднеликвидные, низколиквидные. Необоснованный рост нематериальных активов приводит к уменьшению собственного оборотного капитала, снижению теку­щей ликвидности, замедлению оборачиваемости совокупного капи­тала. Направляя средства в нематериальные активы, хозяйствующие субъекты преследуют целью получение дополнительной прибыли от их использования. Темпы роста выручки и прибыли должны превышать темпы роста нематериальных активов. Хозяйствующий субъект устанавливает срок полезного исполь­зования по каждому виду нематериальных активов, если он не ус­тановлен в договоре, патенте, свидетельстве. Особый интерес в составе нематериальных активов вызывает деловая репутация хозяйствующего субъекта, которая определяется в виде разницы между покупной ценой хозяйствующего (как при­обретенного имущественного комплекса в целом) и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех активов и обязательств. Разница может быть либо положительной, либо отрицатель­ной. Положительная деловая репутация представляет собой надбавку к цене, уплачиваемую покупателем в ожидании будущих экономи­ческих выгод. Это свидетельствует о том, что хозяйствующему субъекту присуще нечто такое, что не определяется как активы и пассивы. Например, репутация качества, навыки маркетинга и сбы­та, деловые связи, опыт управления, техническое ноу-хау. Отрицательная деловая репутация — своего рода скидка с цены, свидетельствующая об отсутствии этих факторов. В составе нематериальных активов учитывается только поло­жительная деловая репутация, а отрицательная деловая репутация оценивается как доходы будущих периодов. Объектом учета деловая репутация становится только при про­даже хозяйствующего субъекта как имущественного комплекса в целом.

 

В составе внеоборотных активов хозяйствующего субъект (предприятия, организации) определенную часть имущества занимают нематериальные активы. Их доля зависит от отраслевой специфики. Нематериальные активы являются новым объектом наблюдения, учета, анализа, управления предприятий. Экономический интерес российских предпринимателей свя­зан с желанием использовать исключительные права на резуль­таты интеллектуальной деятельности для повышения уровня до­ходности. Нематериальные активы представляют собой затраты хозяйствующего субъекта в нематериальные объекты, принадлежащие ей на правах собственности и используемые в течение дли; тельного периода (свыше одного года) в хозяйственной деятельнос­ти и приносящие доход. Нематериальные активы отражаются в форме № 1 — бухгал­терский баланс, приложении к балансу — форма № 5. К нематериальным активам относят патенты, лицензии, то­варные знаки (знаки обслуживания), права на пользование землей, полезными ископаемыми, брокерские места, гудвилл, ноу-хау, про­граммное обеспечение, деловую репутацию организации, организа­ционные расходы, НИОКР, прочие активы, не имеющие матери­ально-технической основы. Инвестиции в нематериальные активы окупаются в течение оп­ределенного периода за счет дополнительной прибыли, получае­мой хозяйствующим субъектом в результате их применения и за счет амортизационных отчислений. Наличие нематериальных активов в составе имущества хозяй­ствующего субъекта характеризует выбранную хозяйствующим субъектом стратегию как инновационную. Отличите льной особенностью нематериальных активов явля­ется то, что хозяйствующим субъектом не предполагается последу­ющая перепродажа данного имущества, они не имеют материально вещественной (физической) структуры, обособлены от другого иму­щества, используются в течение длительного времени (свыше 12 месяцев) с определенной целью в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, либо для управленческих нужд организации, способны приносить экономические выгоды (до­ход) в будущем. Материальные активы не однородны по своему составу, ха­рактеру использования в процессе производства, по степени влия­ния на хозяйственные и финансовые результаты. Нематериальные активы по источник ам поступления могут быть, приобретенны­ми за плату или в обмен на другое имущество, получены безвоз­мездно от юридических и физических лиц, внесены учредителями, получены в виде субсидий государственных органов. Нематериальные активы оцениваются в зависимости от ис точника приобретения, вида активов, их роли в хозяйственной дея| тельности хозяйствующего субъекта: • Внесенные учредителями в счет их вкладов в уставный ка питал — по цене договоренности сторон. • Приобретенные за плату у других организаций и физичес| ких лиц — исходя из практических затрат на приобретение: приведение в состояние, в котором они пригодны для ис| пользования в запланированном виде. • Полученные от других предприятий и лиц безвозмездно по цене оприходования, устанавливаемой экспертным путем По степени правовой защищенности выделяют нематериальные активы, защищенные патентами, лицензиями и авторским! правами и без соответствующей защиты. Нематериальные активы различаются по срокам полезного использования. Выбытие нематериальных активов осуществляется вi • их списания по истечении срока службы и если они полностью амортизированы; • их списания ранее установленного срока службы; • их продажи (уступки) исключительных прав; • их безвозмездная передача. По степени ликвидности и степени риска инвестиций немате­риальные активы делятся на три группы: высоколиквидные, среднеликвидные, низколиквидные. Необоснованный рост нематериальных активов приводит к уменьшению собственного оборотного капитала, снижению теку­щей ликвидности, замедлению оборачиваемости совокупного капи­тала. Направляя средства в нематериальные активы, хозяйствующие субъекты преследуют целью получение дополнительной прибыли от их использования. Темпы роста выручки и прибыли должны превышать темпы роста нематериальных активов. Хозяйствующий субъект устанавливает срок полезного исполь­зования по каждому виду нематериальных активов, если он не ус­тановлен в договоре, патенте, свидетельстве. Особый интерес в составе нематериальных активов вызывает деловая репутация хозяйствующего субъекта, которая определяется в виде разницы между покупной ценой хозяйствующего (как при­обретенного имущественного комплекса в целом) и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех активов и обязательств. Разница может быть либо положительной, либо отрицатель­ной. Положительная деловая репутация представляет собой надбавку к цене, уплачиваемую покупателем в ожидании будущих экономи­ческих выгод. Это свидетельствует о том, что хозяйствующему субъекту присуще нечто такое, что не определяется как активы и пассивы. Например, репутация качества, навыки маркетинга и сбы­та, деловые связи, опыт управления, техническое ноу-хау. Отрицательная деловая репутация — своего рода скидка с цены, свидетельствующая об отсутствии этих факторов. В составе нематериальных активов учитывается только поло­жительная деловая репутация, а отрицательная деловая репутация оценивается как доходы будущих периодов. Объектом учета деловая репутация становится только при про­даже хозяйствующего субъекта как имущественного комплекса в целом.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1120; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.