Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. Морфологический анализ




В русском языке

Глагола и имени

Морфологический анализ

И. Романовская, Е. Офицерова

(методическое пособие для студентов отделения

начального образования педагогических вузов)

Санкт-Петербург

Данное пособие разработано для студентов РГПУ им. А.И. Герцена, обучающихся по направлению 050100 «Педагогическое образование» русскому языку в рамках модуля «Лингвистические основы начального языкового образования», и может быть использовано при изучении основ морфологического анализа как на занятиях, так и внеаудиторно, как в процессе коллективной работы, так и в ходе самостоятельной подготовки.

Знание принципов и приёмов морфологического анализа языковых единиц на уровне начальной школы и вуза, понимание различий между этими двумя уровнями, умение отбирать языковой материал для обоих типов анализа – всё это является условием успешного усвоения дисциплин модуля, способствующим подготовке компетентных специалистов – учителей начальной школы.

Пособие имеет чётко выраженную структуру, что позволяет быстро перейти к необходимому разделу и найти план анализа слова определённой части речи, а также лингвометодический комментарий к нему и образцы разбора. Рассматриваются именные части речи (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное), местоимение, глагол и его особые формы – причастие и деепричастие. Поскольку в лингвистической и лингвометодической литературе существует две точки зрения на статус причастия и деепричастия (они могут быть представлены как особые формы глагола либо как самостоятельные части речи), в данном пособии каждая из этих форм дана в отдельном разделе. Местоимение представлено в совокупности всех разрядов по соотношению с другими частями речи (местоимения-существительные, местоимения-прилагательные и местоимения-числительные).

Понятие «морфологический анализ» подразумевает анализ слова как части речи и заключается в рассмотрении грамматических значений и способов их выражения, в прослеживании взаимовлияния морфологических и лексических значений и их связи с синтаксическими функциями.

В данном пособии приводятся образцы анализа знаменательных частей речи, каждая из которых выделяется на основании:

1) общего категориального значения,

2) морфологических признаков,

3) синтаксических свойств.

Слово рассматривается как элемент морфологичекой системы языка, с одной стороны, и как элемент текста, в котором оно функционирует, с другой стороны. Анализ каждой единицы является двуступенчатым: сначала мы устанавливаем принадлежность слова к конкретной знаменательной части речи, затем проводим анализ конкретной словоформы, представленной в тексте.

Морфологический анализ слов проводится по единому плану, заложенному в схеме (см. выше). Последовательность анализа морфологических категорий определяется их характером: вначале рассматриваются классифицирующие категории, затем словоизменительные (последние есть не у всех частей речи). Так, для имени существительного классифицирующей категорией является категория рода, а категории числа и падежа – словоизменительные, для имени прилагательного категории рода, числа и падежа являются словоизменительными.

Лингвометодический комментарий к плану морфологического анализа каждой части речи призван помочь студенту сориентироваться в том, какие морфологические категории являются основными для данной части речи и для группы частей речи в целом (например, для имени), как они реализуются в рамках каждой части речи, какие имеются особенности реализации. Представленные в пособии образцы анализа включают «трудные» случаи морфологического разбора.

Студентам предлагаются план разбора, образцы разбора и тестовые задания. По целям использования данные тесты могут быть реализованы:

а) как предварительные определяющие тесты, т.е. для определения знаний в начале обучения,

б) как тесты прогресса, достигнутого в процессе обучения, для выявления типичных ошибок студентов,

в) как диагностические тесты – с целью определения трудностей обучения,

г) как суммирующие тесты, т.е. для оценки широкого диапазона результатов обучения, ожидаемого в конце учебного процесса.

Использование тестового контроля на занятиях по русскому языку позволяет оценить как студенту, так и преподавателю возможные пробелы и недочеты в знаниях каждого студента. Данные тестовые задания могут быть использованы для проверки знаний студентов преподавателем на практическом занятии или зачете, а также студентами в процессе самоподготовки и самопроверки. По аналогии с представленными материалами для анализа и образцами разбора студенты могут сами подбирать языковой материал для занятий и осуществлять его анализ, выполняя задания преподавателя.

В ходе итоговой аттестации по модулю «Лингвистические основы начального языкового образования», которая осуществляется в форме экзамена, студент должен выполнить задание, включающее лингвистический анализ (фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический) на уровне начальной школы и вуза, а также отбор языкового мате­риала для уроков рус­ского языка в началь­ной школе с лингвис­тическим обоснова­нием; при этом проводится оценка компетенций, сформированных по модулю. Данное учебное пособие позволяет подготовиться к выполнению той части экзаменационной работы, которая связана с морфологическим анализом на уровне вуза и отбором материалов для него.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 646; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.