Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Темы для самостоятельного изучения 3 страница




Задание 81. Какое требование стилистики намеренно нарушено в стихотворении Е. Бергера «Нюрины дебаты»? С какой целью? Дайте толкование лексического значения иноязычных слов.

Агафье говорила Нюра:

–Чудесна нынче конъюнктура,

И мой опинион таков,

Что есть немало женихов.

Но хоть я этому и рада,

Дифференцировать их надо.

Давай, Агафья, мы вдвоем

По ним дебаты проведем.

Во-первых, исключим из квоты

Тех, у которых, нет работы

Или валюты в банке нет,

А есть с нуждою паритет,

И тех, кто ростом слишком мал,

Пусть и имеет капитал,

И финишируем вступленье –

Начнем само перечисленье:

Варфоломей еще студент,

Он не создаст истеблишмент,

Ивана я не уважаю,

Ему импичмент выражаю,

И мне не нравится Семен –

Спонтанно нелоялен он,

А трансформировать Павлина

Весьма опасно в семьянина,

Зато Василий мной любим:

Есть у меня консенсус с ним!

 

Задание 82. Определите стиль следующего текста, докажите. Представьте себе, что муж за обедом спрашивает жену, чем она занималась, и в ответ слышит:

В предобеденное время я ускоренными темпами обеспечила восстановление надлежащего порядка на жилой площади, а также в предназначенном для приготовления пищи подсобном помещении общего пользования (в том числе источник электротеплоэнергии). В последующий период времени мною было организовано посещение ближайшей торговой точки с целью приобретения необходимых для жизнедеятельности продовольственных товаров, а затем их незамедлительное приготовление в виде меню, состоящего из салата, первого и второго блюд, включающих необходимое количество калорий.

Какое требование стилистики нарушено? Изложите смысл текста в одном предложении. Дайте оценку выделенному словосочетанию.

Задание 83. Почему логические и фактические ошибки не являются речевыми, хотя проявляются в речи? Найдите логические и фактические ошибки в следующих текстах и предложениях, укажите разновидность логических ошибок. Какие качества речи нарушены в этих примерах?

… а посмотрели бы вы, что у него в саду! Чего там только нет! Сливы, вишни, черешни, огородина всякая, подсолнечники, огурцы, дыни, стручья, даже гумно и кузница (Н.В. Гоголь. Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем).

Наши знания о богатствах недр земли являются лишь частью скрытых, еще больших богатств. В первый год жизни дети ходят гулять только на руках. Шоколадная фабрика приглашает на работу в качестве карамельщиков мужчин и женщин обоего пола. Сто лет назад радио принесло нам печальную весть: от руки наемного убийцы погиб Пушкин. Состояние больного удовлетворительное: температура нормальная, стула не было, был обход профессора. Базаров, Онегин и Печорин очень похожи друг на друга по характеру, потому что они были друзьями. Меняю 2-комнатную квартиру со всеми удобствами (кроме горячей воды), отопление печное… Ельцин был истинно русским человеком, несмотря на то, что он 8 лет был Президентом России. В Канаде у фермера родилась необыкновенная овца. Агафия Федосеевна носила на голове чепец, три бородавки на носу и кофейный капор с желтенькими цветами (Н.В. Гоголь).

Иван Иванович несколько боязливого характера. У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строениями (Н.В. Гоголь).

Между прочим, я забыл сказать вам, что в музыкальной школе моей жены, кроме заведования хозяйством, на мне лежит еще преподавание математики, физики, химии, географии, истории, сольфеджио, литературы и прочее. За танцы, пение и рисование жена берет особую плату, хотя танцы и пение преподаю тоже я. Наше музыкальное училище находится в Пятисобачьем переулке, в доме номер тринадцать. И дочери и мои родились тринадцатого числа… У моей жены семь дочерей… Нет, виноват, кажется шесть… (Живо.) Семь!.. Я прожил с женой тридцать три года, и, могу сказать, это были лучшие годы моей жизни, не то чтобы лучшие, а так вообще. Протекли они, одним словом, как один счастливый миг, собственно говоря, черт бы их побрал совсем (А.П. Чехов. О вреде табака).

Задание 84. Определите, какие законы логики нарушены в следующих текстах. Приведите свои примеры.

А. В горах Памира продолжаются подземные толчки. Сегодня в 2 часа 25 минут по московскому времени жителей разбудило новое землетрясение. Памир – горная страна в Средней Азии. Высшая точка Памира 7 495м (из газет).

Б. По результатам соревнований в прыжках с шестом в высоту самых высоких показателей добился Сергей Бубка. Не менее высокие результаты оказались у легкоатлетов из другого спортивного общества.

В. Все студенты нашей группы прошли практику успешно. А Иванов не прошел практику и не сдал отчет, потому что он болел.

Г. Правильная речь – это речь без употребления жаргонных слов, потому что они затрудняют правильное понимание смысла.

Задание 85. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенныебуквы и знаки препинания. Нарушение какого требования стилистики высмеивает Г. Рыклин в этом фельетоне? Отредактируйте текст.

 

Совещание имен существительных

В одно пр..красное утро, на лужайк.. (не) д..л..ко от..краины которая за ср..внительн.. (не) большой отрезок врем..ни до (не) узн..ваемости пр..обр..зилась ш..роко р..зв..рнулись прения и целый ряд ораторов выступ..л(?) с взв..лнова(н, нн)ыми р..чами где были пр..веде(н, нн)ы яркие факты упорной б..рьбы имен существительных прот..в шаблона. Получалась люб..пытная к..ртина которая (не) могла (не) остав..ть (не) изгл..дим.. вп..чатлени... Собравш..еся р..зошлись только тогда когда н..ступил ясный (пол) день. Буд..м н..деят(?)ся что эта мощ(?)ная в..лна протеста против одно..бразия пр..л..гательных д..йдет до литераторов и они твердой поступ(?)ю пойдут по пут.. улучшения св..его языка.

Задание 86. Определите стиль и тип текста, род и вид красноречия. Какие особенности научного стиля и какие речевые ошибки пародирует К. Мелихан?

 

Как писать научные статьи

Прежде чем начать об этом разговор, остановимся на том, с чего вообще начинать. Начинать надо с главного. Многие авторы, особенно начинающие, страдают болезнью раскачки, начинают вяло, с неважного, второстепенного, долго разгоняются, тянут резину, боятся сразу взять быка за рога, сразу ввести в курс дела и вводят в него медленно, постепенно, что, конечно, утомляет читателя. Иногда на вводную часть уходит целый абзац.

Читателя утомляют и бесконечные перечисления фамилий, имен, отчеств, стран, городов, деревень, лесов, морей, полей и рек, озер, пойм, дамб, каналов, заливов и лиманов, а также арыков, айсбергов, оазисов, водопадов, водопроводов, керогазов, козерогов, кристаллических решеток и т.д. Перечислять можно до бесконечности. Перечислять можно до бесконечности. Но размер данной статьи не позволяет это сделать. А потом сразу перейдем к другой распространенной ошибке – злоупотребление цитатами.

«Следует больше видеть самому, чем повторять чужие слова». Эти замечательные слова принадлежат Лихтенбергу. Гельвеций в этой связи заметил: «Немногие авторы мыслят самостоятельно». Поэтому не увлекайтесь цитатами. «Учеными глупцами» называл цитатчиков Лев Толстой. В подкрепление этой мысли не по побоюсь привести цитату из латинского: «Цитатум минимум» (Цитируйте только в случае необходимости).

Избегайте красивых сравнений. Красивое, но ненужное сравнение подобно бриллиантовому колье на груди бородавчатой жабы, которую из серебристого тумана выносит гнусная макака.

Теперь спросим, что такое риторический вопрос? Когда он ставится? И так ли он необходим?

К скучному тексту также привлечь внимание может инверсия. Неправильный в предложении слов порядок – вот что инверсия значит такое.

Избегайте банальностей. Пишите хорошо, оригинально. Оригинально то, что не банально. Если бы все вокруг было оригинально, писать банально было бы оригинально, а писать оригинально – банально. Однако чем больше вокруг оригинального, тем оригинальней банальное. Не правда ли, сказано оригинально?

Не повторяйтесь. Не высказывайте одну и ту же мысль дважды. Дважды высказанная мысль – есть повторение сказанного. Потому не повторяйте сказанное дважды. Дважды сказанное – это фактическое повторение уже дважды сказанного.

Избегайте и большого числа числительных на одной странице: одно, два числительных – куда ни шло; но три, четыре – уже много; пять, шесть, семь – очень много; восемь – предел; максимум – девять; хотя можно и десять; если нужно – пятнадцать; но не больше сорока.

Будьте краткими. Не удлиняйте непомерно фразу, загромождая ее деепричастным оборотом, стоящим вдобавок перед причастным, который лучше, однако, придаточного предложения, ибо не увеличивает, не расширяет и не нагнетает количества глаголов, различных, необязательных и лишних прилагательных, существительных, стоящих уже непонятно в каком падежу, из чего ясно, что крайне много появляется не только наречий, но также и союзов, опять-таки каких-либо-нибудь-кое частиц, скобок, усложняющих (затемняющих) мысль, запятых, точек с запятой; многоточий… прочих знаков препинания, в том числе – тире, если к тому же слог изобилует ложными аллитерациями, иллюстрирующими лишь иллюзорность любви к слову, и ненужными и натужными рифмами- шнифмами, потому что в конце фразы уже забываешь то, о чем говорилось в ее начале.

Готовя статью к публикации, не льстите редакторам. Редактора талантливы, умны и не нуждаются в ваших похвалах.

Заканчивать статью ни в коем случае нельзя категорически. Никогда никого и ни в чем не поучайте! Запомните это раз и навсегда!!!

Задание 87. Лауреат Нобелевской премии физик Уильям Брегг, высказывая свои суждения об искусстве научной речи, использовал следующее сравнение:

Я считаю, что собрать слушателей, а затем читать им написанный материал – это все равно, что, пригласив приятеля прогуляться, спросить, не возражает ли он пройтись пешком, а самому ехать рядом с ним в автомобиле.

Выскажите свое мнение по этому поводу.

Задание 88. Какой из следующих текстов, содержащих одну и ту же мысль, воспринимается лучше? Почему? Определите стиль, род и вид речи.

I. Предупреждение педагогической запущенности представляет собой профилактическую работу, в ходе которой педагоги имеют дело с вполне «нормальными» детьми и осуществляют ее обычным средством обучения и воспитания. А преодоление представляет собой некое подобие лечебной работы, в ходе которой педагоги имеют дело уже с «трудными» детьми, психологически травмированными и нуждающимися в специальном подходе, поэтому осуществляется данная работа соответственно особыми средствами.

II. Одно дело предупреждение. Эта работа с вполне «нормальными» детьми. Она выполняется обычными средствами. Другое дело преодоление. Это уже работа с «трудными» детьми. А что такое – «трудные»? Это дети, израненные бедами своей недоброй жизни. Работа с ними непременно включает «лечение» их душевных ран. Она выполняется особыми педагогическими средствами.

Задание 89. Определите тему и идею следующих цитат. Как вы думаете, кем и когда это сказано? Напишите свое мнение о цитируемых здесь мыслях.

I. Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков.

II. Я утратил всякие надежды относительного будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна.

III. Наш мир достиг критической стадии. Дети больше уже не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далеко.

IV. Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру.

(Первое высказывание принадлежит Сократу (470 – 399 гг. до н.э.), второе – Гесиоду (720 г. до н.э.), третье – одному египетскому жрецу, жившему за 2 000 лет до н.э., четвертое обнаружено на глиняном горшке среди развалин Вавилона, возраст горшка – больше 3000 лет.)

Задание 90. Подберите по одному отрывку (тексту) на каждый род красноречия. Определите методы изложения материала в текстах и средства выразительности речи.

Задание 91. Определите род и стиль речи, средства речевой выразительности. Что вы думаете по этому поводу?

Сегодня – рубеж. История близко приблизилась к нам и с надеждой заглядывает нам в глаза: не ошибись, не струсь, не испугайся! Человек, сегодня ты еще многое можешь сделать, завтра может быть поздно! Будь умным, и не чужой дядя будет за нас решать, а мы сами должны отстоять и укрепить демократию и народовластие, другой силы нет! (М.А. Ульянов)

Задание 92. Прочитайте отрывки из работ известных русских лингвистов. Определите основную мысль каждого текста и свое отношение к сказанному. Составьте агитационную (убеждающую) речь о необходимости владения языком на высоком уровне.

Литературный язык, которым мы пользуемся, – это подлинно драгоценнейшее наследие, полученное нами от предшествующих поколений, драгоценнейшее, ибо он дает нам возможность выражать свои мысли и чувства и понимать их не только у наших современников, но и у великих людей минувших времен (Л.В. Щерба).

Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутье родного языка, уменье пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием – самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности (В.В. Виноградов).

Речь устная и письменная, ораторская и разговорная, канцелярская и поэтическая, митинговая и парламентская, докладная записка или указ, беседа с приятелем и дипломатический обмен любезностями, язык в прозе и в стихах – все эти языковые задания … требуют своих средств выполнения и своей «техники». Сами по себе лингвистические знания не могут воспитывать лингвистического вкуса и лингвистической дисциплины, если они не предваряются общей культурностью говорящего. Культурность в общем смысле этого слова и является необходимым условием сознательной любви к языку (Г.О. Винокур).

Уменье говорить – это то смазочное масло, которое необходимо для всякой культурно-государственной машины и без которого она просто остановилась бы. Если для общения людей вообще необходим язык, то для культурного необходим как бы язык в квадрате, язык, культивируемый как особое искусство, язык нормируемый (А.М. Пешковский).

Но вот мысль, над которой стоит задуматься: язык не только лучший показатель культуры, но и лучший воспитатель человека. Четкое выражение своей мысли, богатый язык, точный подбор слов в речи формирует мышление человека и его профессиональные навыки во всех областях человеческой деятельности. Это не сразу кажется ясным, но это так. Если человек точно может назвать ошибку, допущенную им в работе, значит, он определил ее суть. Если он, не озлясь и не употребив грубого выражения, четко указал на недочеты товарища, значит, он умеет руководить работой. Точность, правильность и прямота без грубостей в языке – нравственный показатель работы, товарищества, семейной жизни, залог успеха в учении (Д.С. Лихачев).

Задание 93. Проанализируйте язык и стиль отрывка из выступления выдающегося русского философа И.А. Ильина. Какие средства речевой выразительности использует оратор? Определите идеи, высказанные автором, и свое отношение к ним.

И еще один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. В нем вся она, – наша Россия. В нем все дары ее: и ширь неограниченных возможностей, и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и нежность; и простор, и размах, и парение; и мечтательность, и сила; и ясность, и красота. Все доступно нашему языку. Он сам покорен всему мировому и надмирному, и потому властен все выразить, изобразить и передать.

В нем гудение далеких колоколов и серебро ближних колокольчиков. В нем ласковые шорохи и хрусты. В нем травяные шелесты и вздохи. В нем клёкот, и грай, и свист, и щебет птичий. В нем громы небесные и рыки звериные; и вихри зыбкие, и плески чуть слышные. В нем – вся поющая русская душа: эхо мира, и стон человеческий, и зерцало божественных видений…

Пока звучит он, в своей неописуемой музыкальности, в своей открытой четкой, честной простоте, в своей скромности, в коей затаилась великая власть, в своем целомудрии, в своей коварности и ритмической гибкости, – кажется, что это звучат сами именуемые предметы, знаменуя о самих себе и о том большем, что скрыто за ними. А когда смолкают его звуки, столь властные и столь нежные, – то водворяется молчание, насыщенное высказанными невысказанностями…

Это язык острой, режущей мысли. Язык трепетного, рождающегося предчувствия. Язык волевых решений и свершений. Язык парения и пророчеств. Язык неуловимых прозрачностей и вечных глаголов.

Это язык зрелого самобытного национального характера. И русский народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той высоты, на которую зовет его – его язык…

Горе нам, что не умели мы беречь наш язык и бережно растить его, – в его звучании, в его закономерной свободе, в его ритме, и в ризах его органически выросшего правописания. Не любить его – значит не любить и не блюсти нашу Родину.

А что есть человек без Родины?

Чем были бы мы, если бы кому-нибудь удалось оторвать нас от нашей России?

Пусть же другие народы поймут и запомнят, что им только тогда удастся увидеть и постигнуть Россию, когда они познают и почуют нашу речь. А до тех пор Россия будет им непонятна и недоступна; до тех пор они не найдут к ней ни духовного, ни политического пути.

Пусть мир познает наш язык и через него впервые коснется нашей Родины. Ибо тогда, и только тогда он услышит не о Ней, а Её.

А о Ней – говорить нельзя. Она как живая тайна: Ею можно жить, о ней можно вздыхать. Ей можно молиться; и, не постигая Её, блюсти Её в себе; и благодарить Творца за это счастье; и молчать. (О России)

Что можно сказать о самом авторе по этому высказыванию?

Задание 94. Проанализируйте следующую речь, составленную учеником 8-го класса; определите ее род, вид; исправьте.

 

Поганки – достояние России

Охраняйте грибы, особенно поганки! Поганки бывают разные: белые и черные. С помощью одной поганки можно отравить соседа или вылечить его. Мухоморы едят лоси и делают из них разные отвары. Отвар из поганок нужно уметь приготовлять. С помощью грибов в брянских лесах выжили партизаны: травили немцев поганками и мухоморами. Зачем люди топчут поганки? Это достояние России! Не рубите леса, а то грибы не будут расти. Туристы их топчут, не понимая, что уничтожают здоровье зверей и людей.

Задание 95. Подготовьте информационную речь на одну из тем:

· События в нашей стране.

· События за рубежом.

· Новости науки и техники.

· Новости культурной жизни нашего города.

· Новости спорта.

· Университетские новости.

Задание 96. Подготовьте агитационную речь на одну из тем:

· Прочтите книгу (статью).

· Посмотрите кинофильм (спектакль).

· Подпишитесь на газету (журнал).

· Сходите на концерт.

· Занимайтесь спортом.

· Посетите выставку.

· Занимайтесь риторикой.

· Поступайте учиться в наш университет.

Задание 97. Подготовьте приветственную речь. Выберите событие, которому будет посвящена ваша речь: юбилей человека (организации, фирмы), встреча делегации, презентация, открытие памятника, начало работы съезда (конференции и т.п.), памятная дата, встреча выпускников и т.п.

Задание 98. Как вы понимаете следующие фразы? Напишите.

Заговори – чтобы я тебя увидел (Сократ). Как ни красиво ты слова завьешь – что толку в них, коли внутри их ложь (Сенека). Много говорить и много сказать – не одно и то же (Софокл). Хороший стиль кроется в сердце (Д. Дидро). И самая блестящая речь надоедает, если ее затянуть (Б. Паскаль). Слова – оружие; заимствовать их из арсенала врага опасно как в теории, так и в политике (Д. Сантаяна). Хорошо говорить – значит просто хорошо думать вслух (Э. Ренан). Убогость слова – это убогость мысли, а убогость мысли ведет к моральной, интеллектуальной, эмоциональной, эстетической «толстокожести» (В.А. Сухомлинский). Кто не умеет говорить, карьеры не сделает (Наполеон).

Задание 99. Сделайте полный анализ текста (язык, стиль, соответствие языковым нормам). Отредактируйте текст.

Кафедры учебного заведения, в соответствии с типовым положением о кафедре, разрабатывают свое положение, с постановкой задач в соответствии с целями образовательных программ, по которым кафедра ведет образовательную деятельность.

По степени участия в процессе подготовки специалистов кафедры подразделяются на выпускающие, общенаучные, общетехнические и гуманитарные. На филиалах университета могут организовываться Кафедры по блокам преподаваемых дисциплин.

В целях осуществления вузом образовательного процесса на кафедру возлагается:

- рассмотрение и представление на утверждение в установленном порядке планов работы кафедры, индивидуальных планов работ преподавателей по учебной, научной, методической, организационной и воспитательной работе;

- обеспечение рационального сочетания традиционных способов и новейших методов обучения студентов и активизации их познавательной деятельности в изучении дисциплин кафедры;

- обеспечение эффективного использования в обучающем процессе имеющихся в вузе технических средств обучения, компьютерной техники, лабораторного оборудования, осуществление задач всесторонней компьютеризации учебного процесса;

- участие в разработке текущих и перспективных планов вуза;

- работа по разработке и выполнению плана;

- разработка рабочих учебных планов специальности (направления) в соответствии с государственным стандартом;

- организационная работа по согласованию рабочих программ совместно с советом по специальности;

- определение тем дипломных проектов (работ) с представлением студенту права выбора темы или предложения своей темы.

Задание 100. Определите стиль текста, сделайте его полный анализ, отредактируйте.

Прочитайте наше интереснейшее пособие «Практикум по русскому языку»! Содержание и структура пособия ответят на многие вопросы. В каждом разделе предоставлен теоретический материал (правил) для повторения и углубления, обобщения, поэтому автор предлагает вам визуально увидеть материал, составить схемы, таблицы, познакомиться с исключениями, восполнить известные из школьного курса сведения, обращаясь к разнообразным учебным пособиям. Практическая часть, располагаясь в порядке возрастающей сложности, позволяет укрепить знания и сформировать необходимые правописные умения, расширить лексический запас за счет толкования значения слов иноязычного происхождения, употребления их в речи. Ко многим упражнениям предлагаются задания творческого характера, обеспечивающие углубление речеведческих знаний и коммуникативно-речевых умений студентов, при этом отобранный автором пособия дидактический материал, несомненно, интересен и полезен для филолога и журналиста, позволяет высказать индивидуальную точку зрения, включиться в спор.

Я считаю, что студенты получили такое изумительное учебное пособие, которое поможет им стать активными субъектами обучения, расширить не только лингвистический кругозор, но и получить информацию культурную, сделать самостоятельную работу по практикуму результативной и творческой.

 

 

Контрольные вопросы

1. Язык. Функции языка.

2. Понятие «культура речи». Понятие «норма», критерии нормативности, формулы языковой нормы.

3. Русский национальный язык. Формы (разновидности) русского национального языка. Родственные языки.

4. Речь. Речь устная и письменная, их языковые особенности. Речь правильная и образцовая.

5. Русский литературный язык. Особенности (свойства) русского литературного языка.

6. Основные качества речи: правильность, содержательность, точность и логичность.

7. Неречевые (фактические и логические) ошибки, проявляющиеся в речи.

8. Нормы (правила) русского литературного языка.

9. Типы речевых ошибок.

10. Произносительные (орфоэпические) нормы: произношение гласных и согласных звуков (звукосочетаний).

11. Русское словесное ударение и его особенности. Акцентологические нормы.

12. Слово, признаки слова. Содержание слова.

13. Лексика. Лексическое значение (ЛЗ) слова.

14. Нормы лексики. Виды лексических ошибок.

15. Фразеология. Фразеологизм. Виды фразеологизмов. Фразеологизм и слово.

16. Нормы фразеологии и виды фразеологических ошибок.

17. Морфология. Морфологические нормы и ошибки.

18. Синтаксис. Нормы синтаксиса и синтаксические ошибки.

19. Трудные случаи орфографии.

20. Функциональные стили русского литературного языка.

21. Научный стиль: цель, сфера функционирования, языковые средства, жанры, подстили.

22. Официально-деловой стиль: цель, сфера функционирования, языковые средства, формы реализации.

23. Качества образцовой речи. Виды стилистических ошибок.

24. Риторика как наука об искусстве ораторской речи: роды и жанры красноречия.

25. Речевой этикет. Формулы речевого этикета.

Список рекомендуемой литературы




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1032; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.