Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Самостоятельная работа №8. 1.Впиши ответы на вопросы




1. Впиши ответы на вопросы. В качестве ответа может выступать одно слово, цифра, слова «да» или «нет».

1) Выпишите подлежащее из предложения «Скверная это штука – оползни».  
2) Какой частью речи выражено подлежащее в предложении: «Шутить – это признак здоровья»?  
3) Сколько существует видов односоставных предложений?  
4) Верно ли, что в предложении «Каждый пытался гладить грача» подлежащее выражено прилагательным?  
5) Может ли служебная часть речи стать подлежащим?  
6) Определи вид односоставного предложения «Не жалею, не зову, не плачу…»  
7) Сколько видов сказуемого выделяется в русском языке?  
8) Выпишите сказуемое из предложения «Я сбит с толку».  
9) Предложение «Стукнуло в прихожей» неопределенно-личное или безличное?  
10) Какой вид сказуемого представлен в предложении «Урок окончен»?  
11) В предложении «Пол был из досок» сказуемое простое или составное?  
12) Если в предложении есть только подлежащее, то это односоставное…  
13) Если сказуемое выражено причастием, то это…  
14) Сколько слов входят в сказуемое в предложении «Я хочу научиться стрелять»?  
15) Верно ли, что предложение «Семь раз отмерь – один отрежь» двусоставное?  

 

2. В предложениях подчеркни подлежащие.

1) Большая часть моего общения с Горьким протекала в обстановке почти деревенской. 2) В глубине где-то шевелится червяк сомнения. 3) Всегда она была в хлопотах. 4) Елизавета с девушкой сидели на кухне. 5) За столом сидело человек пятнадцать. 6) Замесить руками пятнадцать пудов, двадцать пудов – это не игрушка. 7) Каков мастер, такова и работа. 8) Любила Русь колокольный звон. 9) Много времени прошло с тех пор. 10) Мы с Игорем никогда не сидим за одной партой. 11) Наехавшие ворвались в боярский дом, сорвали замки с сундуков и ларей. 12) Нелюбопытные жар-птицу не ловят. 13) Ничто не заменит встречи с очевидцем. 14) Новгородская летопись отметила создание колокола мастером Борисом. 15) О колоколах и колокольном звоне складывалось в народе множество остроумных притч, пословиц, поговорок, загадок и шуток. 16) По-моему, в умах этих людей созревает ужасное. 17) Расчудесное это занятие снегирей ловить. 18) Семеро одного не ждут. 19) У каждого из нас есть свое несостоявшееся.

 

Чем они выражены? Заполните пропуски номерами предложений.

А. Существительное: _________________________

Б. Местоимение: _________________________

В. Прилагательное: _________________________

Г. Причастие: _________________________

Д. Числительное: _________________________

Е. Инфинитив: _________________________

Ж. Сочетания с числительными и со словами, обозначающими

количество: _________________________

З. Конструкции с

предлогами «из» и «с»: _________________________

И. Названия,

устойчивые сочетания: _________________________

 

3. Какими формами выражено простое глагольное сказуемое в предложениях? Соотнеси характеристику с примером.

А. наст. вр., 1 л., ед.ч. 1)Выпьем чаю?
Б. наст. вр., 2 л., ед.ч. 2)Слушай ты меня, нечестивец!
В. составная форма буд. вр. глагола несов. вида 3)Отец, куда путь держишь?
Г. простая форма буд. вр. глагола сов. вида 4)Наматывая мили на кардан, я еду параллельно проводам.
Д. прош. вр., ед.ч., м.р. 5)На меже он распряг лошадь.
Е. прош. вр., мн.ч. 6)Мы некоторое время молчали.
Ж. повелит. наклонение 7)Именно Борис положил начало литью колоколов в России.
З. фразеологизм 8)Завтра будем убирать территорию школы.

 

А Б В Г Д Е Ж З
               

 

 

4. В предложениях выдели составные глагольные сказуемые. Какое значение имеет связка в данных примерах?

А – значение этапа действия (начало, продолжение, конец);

Б – значение возможности (невозможности) действия;

В – значение желания, намерения выполнить действие;

Г – эмоциональная оценка действия.

 

1) А в совхоз пока повременим ездить. (___)

2) Как-то ранней весной отец собирался засеять уже вспаханную десятину пшеницей. (___)

3) Мать старалась привить ощущение природы нам, детям. (___)

4) Орфей не мог похвастаться знатностью своего рода. (___)

5) Этот предмет можно было принять за лук, со свистом выпускающий жалящие стрелы. (___)

6) Я рад был отказаться от предлагаемой чести. (___)

7) Я сам жадно начинал смотреть на дерущихся воробьев. (___)

8) Я хочу вам рассказать свою жизнь. (___)

 

5. Подчеркни составные именные сказуемые. Укажи, словами какой части речи выражена именная часть сказуемого.

А – существительное

Б – прилагательное

В – числительное

Г – местоимение

Д – причастие

Е – наречие (категория состояния)

Ж – устойчивое или фразеологическое сочетание

 

1) В парке было таинственно и прекрасно. (___)

2) В этом доме ты свой. (___)

3) Дважды два - четыре. (___)

4) Жаворонок чуть покрупнее воробья, а большекрылый. (___)

5) Жизнь была полна звуков. (___)

6) Жизнь сельских учителей на виду. (___)

7) Каждый день одет в новое. (___)

8) Но разговор с нами тут был иной. (___)

9) С колоколами связаны самые различные поверья. (___)

10) Самопроизвольный звон колокола ночью был дурной приметой. (___)

11) Стекла очков были хорошего качества. (___)

12) Церковные колокола были своеобразным оркестром, музыкой для всех, грандиозным музыкальным инструментом. (___)

 

Отметь номера предложений, в которых связка в составном именном сказуемом является нулевой._______________________

 

6. Определи, какие виды сказуемых встречаются в предложениях. Заполни пропуски в таблице, вписав номера предложений в пустые ячейки..

Простое глагольное сказуемое Составное глагольное сказуемое Составное именное сказуемое
     

1) В корчме мы стали вспоминать прошлое. 2) Глаза ее оставались незамутненными до глубокой старости. 3) По коридору беленькая медсестра катила тележку с лекарствами. 4) У жаворонка крылья в сравнении с туловищем и длинны, и широки. 5) Солнце заливало голые, дымившиеся парком поля. 6) Лицо матери всегда было обращено к радости, к деянию добра. 7) Женя, ты хочешь научиться петь? 8) Сегодня Коля не настроен ничего объяснять. 9) Ситуация была не из приятных. 10) Энтузиаст? По вихрам вижу!

 

7. В данных предложениях выдели грамматическую основу. Отметь, чем выражено подлежащее, определи вид сказуемого.

1) Без камня и палки тогда не осмеливался покинуть пещеру ни один человек. 2) Тот, кто услышит ночью звон, должен ждать для себя величайшего несчастья. 3) С детства большой радостью для нее стали леса, поля и все живое в них. 4) Немало людей живут злобой, корыстью, завистью. 5) Четыре пули пролетели в четырех местах сквозь меня, и ни одна из ран не зажила совсем. 6) Самое тяжелое – встать, отделить хотя бы на сантиметр голову от подушки и хотя бы чуть-чуть приоткрыть глаза.

7) В сердце взрослого человека

Скрыт ребячий волшебный мир.

А футбол – это детство века,

Это рыцарский наш турнир.

Здесь прекрасны законы чести,

Здесь красив благородный бой,

Каждый рад быть в опасном месте,

Каждый жертвовать рад собой.

 

8. Определи характеристику предложения. Впиши номера предложений в зависимости от вида односоставных предложений.

А – двусоставное: _________________________________________________

Б – односоставное, определенно-личное: ______________________________

В - односоставное, неопределенно-личное: ____________________________

Г – односоставное, безличное: _______________________________________

Д – односоставное, назывное: ________________________________________

 

1) Слушателей с каждым мгновением прибывало все больше и больше.

2) Музыканта звали Орфей.

3) Бывшему новгородцу мало пришлось послужить москвичам.

4) Смотри, смотри, Алеша!

5) Слепцы они.

6) А со слепого какой спрос?

7) Выйду на улицу, гляну на село.

8) Нет для счастья пути запасного.

9) Плыть ночью по реке хорошо.

10) Страшись, о рать иноплеменных!

11) Такой печальный маленький мальчик.

12) В те дни много говорили о фронте.

13) Этот фильм, снятый в октябре прошлого года, покажут только в следующем месяце.

14) Все ставни заперты.

15) Под навесами сумрак.

 

9. Измени двусоставные предложения односоставными, а односоставные - двусоставными. Укажи тип односоставного предложения.

В такие дни ты особенно начинаешь ценить пустяки. – В такие дни особенно начинаешь ценить пустяки (опред.-личн.)

1) В понтоны накачивался воздух.

______________________________________________________________________

2) К вечеру все стихло.

______________________________________________________________________

3) Сметаниной спать не хотелось.

______________________________________________________________________

4) Ты не волнуйся.

______________________________________________________________________

5) Было уже поздно.

______________________________________________________________________

6) На скалы выбросило два парохода.

______________________________________________________________________

7) Я буду у вас в лазарете сегодня вечером.

______________________________________________________________________

8) Севастополь митинговал.

______________________________________________________________________

9) Снегом заметает дверь.

______________________________________________________________________

10) Тишина.

______________________________________________________________________

 

10. Укажите, сколько грамматических основ в каждом предложении.

(1) Пообедали, стало смеркаться, смерклось – Нефеда не было. (2) Решили, что, значит, ночевать остался, если Бог донес. (3) Но от того, что его все-таки не было, ночь была еще страшней. (4) Весь дом гудел, ужасала одна мысль, чт о теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и сумрака. (5) А когда наконец рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый, зловещий стук в окно.

(По И.А. Бунину)

(1) ____ основ(-ы);

(2) ____ основ(-ы);

(3) ____ основ(ы);

(4) ____ основ(ы);

(5) ____ основ(-ы).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1295; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.