КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Самостоятельная работа №8. 1.Впиши ответы на вопросы
1. Впиши ответы на вопросы. В качестве ответа может выступать одно слово, цифра, слова «да» или «нет».
2. В предложениях подчеркни подлежащие. 1) Большая часть моего общения с Горьким протекала в обстановке почти деревенской. 2) В глубине где-то шевелится червяк сомнения. 3) Всегда она была в хлопотах. 4) Елизавета с девушкой сидели на кухне. 5) За столом сидело человек пятнадцать. 6) Замесить руками пятнадцать пудов, двадцать пудов – это не игрушка. 7) Каков мастер, такова и работа. 8) Любила Русь колокольный звон. 9) Много времени прошло с тех пор. 10) Мы с Игорем никогда не сидим за одной партой. 11) Наехавшие ворвались в боярский дом, сорвали замки с сундуков и ларей. 12) Нелюбопытные жар-птицу не ловят. 13) Ничто не заменит встречи с очевидцем. 14) Новгородская летопись отметила создание колокола мастером Борисом. 15) О колоколах и колокольном звоне складывалось в народе множество остроумных притч, пословиц, поговорок, загадок и шуток. 16) По-моему, в умах этих людей созревает ужасное. 17) Расчудесное это занятие снегирей ловить. 18) Семеро одного не ждут. 19) У каждого из нас есть свое несостоявшееся.
Чем они выражены? Заполните пропуски номерами предложений. А. Существительное: _________________________ Б. Местоимение: _________________________ В. Прилагательное: _________________________ Г. Причастие: _________________________ Д. Числительное: _________________________ Е. Инфинитив: _________________________ Ж. Сочетания с числительными и со словами, обозначающими количество: _________________________ З. Конструкции с предлогами «из» и «с»: _________________________ И. Названия, устойчивые сочетания: _________________________
3. Какими формами выражено простое глагольное сказуемое в предложениях? Соотнеси характеристику с примером.
4. В предложениях выдели составные глагольные сказуемые. Какое значение имеет связка в данных примерах? А – значение этапа действия (начало, продолжение, конец); Б – значение возможности (невозможности) действия; В – значение желания, намерения выполнить действие; Г – эмоциональная оценка действия.
1) А в совхоз пока повременим ездить. (___) 2) Как-то ранней весной отец собирался засеять уже вспаханную десятину пшеницей. (___) 3) Мать старалась привить ощущение природы нам, детям. (___) 4) Орфей не мог похвастаться знатностью своего рода. (___) 5) Этот предмет можно было принять за лук, со свистом выпускающий жалящие стрелы. (___) 6) Я рад был отказаться от предлагаемой чести. (___) 7) Я сам жадно начинал смотреть на дерущихся воробьев. (___) 8) Я хочу вам рассказать свою жизнь. (___)
5. Подчеркни составные именные сказуемые. Укажи, словами какой части речи выражена именная часть сказуемого. А – существительное Б – прилагательное В – числительное Г – местоимение Д – причастие Е – наречие (категория состояния) Ж – устойчивое или фразеологическое сочетание
1) В парке было таинственно и прекрасно. (___) 2) В этом доме ты свой. (___) 3) Дважды два - четыре. (___) 4) Жаворонок чуть покрупнее воробья, а большекрылый. (___) 5) Жизнь была полна звуков. (___) 6) Жизнь сельских учителей на виду. (___) 7) Каждый день одет в новое. (___) 8) Но разговор с нами тут был иной. (___) 9) С колоколами связаны самые различные поверья. (___) 10) Самопроизвольный звон колокола ночью был дурной приметой. (___) 11) Стекла очков были хорошего качества. (___) 12) Церковные колокола были своеобразным оркестром, музыкой для всех, грандиозным музыкальным инструментом. (___)
Отметь номера предложений, в которых связка в составном именном сказуемом является нулевой._______________________
6. Определи, какие виды сказуемых встречаются в предложениях. Заполни пропуски в таблице, вписав номера предложений в пустые ячейки..
1) В корчме мы стали вспоминать прошлое. 2) Глаза ее оставались незамутненными до глубокой старости. 3) По коридору беленькая медсестра катила тележку с лекарствами. 4) У жаворонка крылья в сравнении с туловищем и длинны, и широки. 5) Солнце заливало голые, дымившиеся парком поля. 6) Лицо матери всегда было обращено к радости, к деянию добра. 7) Женя, ты хочешь научиться петь? 8) Сегодня Коля не настроен ничего объяснять. 9) Ситуация была не из приятных. 10) Энтузиаст? По вихрам вижу!
7. В данных предложениях выдели грамматическую основу. Отметь, чем выражено подлежащее, определи вид сказуемого. 1) Без камня и палки тогда не осмеливался покинуть пещеру ни один человек. 2) Тот, кто услышит ночью звон, должен ждать для себя величайшего несчастья. 3) С детства большой радостью для нее стали леса, поля и все живое в них. 4) Немало людей живут злобой, корыстью, завистью. 5) Четыре пули пролетели в четырех местах сквозь меня, и ни одна из ран не зажила совсем. 6) Самое тяжелое – встать, отделить хотя бы на сантиметр голову от подушки и хотя бы чуть-чуть приоткрыть глаза. 7) В сердце взрослого человека Скрыт ребячий волшебный мир. А футбол – это детство века, Это рыцарский наш турнир. Здесь прекрасны законы чести, Здесь красив благородный бой, Каждый рад быть в опасном месте, Каждый жертвовать рад собой.
8. Определи характеристику предложения. Впиши номера предложений в зависимости от вида односоставных предложений. А – двусоставное: _________________________________________________ Б – односоставное, определенно-личное: ______________________________ В - односоставное, неопределенно-личное: ____________________________ Г – односоставное, безличное: _______________________________________ Д – односоставное, назывное: ________________________________________
1) Слушателей с каждым мгновением прибывало все больше и больше. 2) Музыканта звали Орфей. 3) Бывшему новгородцу мало пришлось послужить москвичам. 4) Смотри, смотри, Алеша! 5) Слепцы они. 6) А со слепого какой спрос? 7) Выйду на улицу, гляну на село. 8) Нет для счастья пути запасного. 9) Плыть ночью по реке хорошо. 10) Страшись, о рать иноплеменных! 11) Такой печальный маленький мальчик. 12) В те дни много говорили о фронте. 13) Этот фильм, снятый в октябре прошлого года, покажут только в следующем месяце. 14) Все ставни заперты. 15) Под навесами сумрак.
9. Измени двусоставные предложения односоставными, а односоставные - двусоставными. Укажи тип односоставного предложения. В такие дни ты особенно начинаешь ценить пустяки. – В такие дни особенно начинаешь ценить пустяки (опред.-личн.) 1) В понтоны накачивался воздух. ______________________________________________________________________ 2) К вечеру все стихло. ______________________________________________________________________ 3) Сметаниной спать не хотелось. ______________________________________________________________________ 4) Ты не волнуйся. ______________________________________________________________________ 5) Было уже поздно. ______________________________________________________________________ 6) На скалы выбросило два парохода. ______________________________________________________________________ 7) Я буду у вас в лазарете сегодня вечером. ______________________________________________________________________ 8) Севастополь митинговал. ______________________________________________________________________ 9) Снегом заметает дверь. ______________________________________________________________________ 10) Тишина. ______________________________________________________________________
10. Укажите, сколько грамматических основ в каждом предложении. (1) Пообедали, стало смеркаться, смерклось – Нефеда не было. (2) Решили, что, значит, ночевать остался, если Бог донес. (3) Но от того, что его все-таки не было, ночь была еще страшней. (4) Весь дом гудел, ужасала одна мысль, чт о теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и сумрака. (5) А когда наконец рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый, зловещий стук в окно. (По И.А. Бунину) (1) ____ основ(-ы); (2) ____ основ(-ы); (3) ____ основ(ы); (4) ____ основ(ы); (5) ____ основ(-ы).
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |