Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность международной торговли и ее исходные понятия




 

Международная торговля – это обмен товарами и услугами меж­ду государственно-национальными хозяйствами.

Международная торговля отличается от внутренней торговли тем, что:

1) ресурсы на международном уровне менее мобильны, чем внут­ри страны;

2) каждая страна имеет свою валюту;

3) международная торговля более подвержена политическому кон­тролю.

Мировая торговля состоит из экспорта и импорта.

Экспорт (вывоз) товаров означает, что их реализация происходит на внешнем рынке. Экономическая эффективность экспорта опреде­ляется тем, что данная страна вывозит ту продукцию, издержки про­изводства которой ниже мировых. Размер выигрыша при этом зави­сит от соотношения национальных и мировых цен данного товара.

При импорте (ввозе) товаров страна приобретает товары, произ­водство которых в настоящее время экономически невыгодно. Под экономической эффективностью импорта понимается тот экономи­ческий выигрыш, который получает страна из-за быстрого удовлетво­рения своих потребностей в определенных товарах за счет импорта и высвобождения ресурсов, затрачиваемых на производство подобных то­варов внутри страны. Общая сумма экспорта и импорта составляет внеш­неторговый оборот данной страны с зарубежными странами.

Международная торговля – средство, с помощью которого стра­ны могут повысить производительность своих ресурсов и увеличить общий объем производства.

Наиболее распространенные показатели, характеризующие актив­ность страны в мировой торговле:

1. Экспортная квота – отношение объема экспортируемых това­ров и услуг к ВВП/ВНП; на уровне отрасли – это удельный вес экспортируемых отраслью товаров и услуг в их общем объеме. Дан­ные о размере экспортной квоты некоторых стран мира приведены на рис. 1.

 

 

Рис. 1.Размеры экспортной квоты некоторых стран, % (1995г.)

 

2. Экспортный потенциал это та доля продукции, которую может продать определенная страна на мировом рынке без ущерба для собственной экономики.

3. Структура экспорта – соотношение или удельный вес экспорти­руемых товаров по видам и степени их переработки. Структура экспорта позволяет выделить сырьевую или машинно-технологическую направленность экспорта, определить роль страны в международной отраслевой специализации.

Так, высокий удельный вес продукции обрабатывающих отрас­лей в экспорте страны, как правило, свидетельствует о высоком на­учно-техническом и производственном уровне отраслей, продукция которых идет на экспорт.

4. Структура импорта, особенно соотношение объемов ввозимо­го в страну сырья и готовой конечной продукции. Этот показатель наиболее точно отражает зависимость экономики страны от внешне­го рынка и уровень развития отраслей национальной экономики.

5. Сравнительное соотношение доли страны в мировом производ­стве ВВП/ВНП и ее доли в мировой торговле. Так, если доля страны в мировом производстве какого-либо вида продукции составляет 10%, а ее доля в международной торговле этим товаром – 1-2%, то это может означать несоответствие производимых товаров миро­вому уровню качества как следствие низкого уровня развития этой отрасли.

Международная торговля существовала и в древности, но миро­вой рынок, охватывающий торговлю значительной части стран, а затем и всех стран мира, возникает только в процессе развития то­варно-денежных орошений.

Наиболее высокими темпами мировая торговля развивалась в после­военный период. Этому способствовали:

1) факторы, влияющие на общее состояние мировой экономики (НТР, развитие государственного регулирования экономики, возросшая мощь промышленных корпораций, соревнование двух социально-экономических систем);

2) процессы международной специализации и кооперации, вызван­ные объективной потребностью развития производственных сил;

3) рост транснациональных корпораций (ТНК, развивая специа­лизацию и кооперирование между своими предприятиями, способ­ствуют росту международного товарообмена);

4) либерализация внешнеторговой политики, переход к более от­крытой экономике;

5) интеграция (отмена ограничений торговли между странами, входящими в интеграционные группировки, способствовала росту их взаимного товарооборота);

6) завоевание политической независимости бывшими колониями, что привело к росту их торговли для получения из промышленно развитых стран машин и оборудования, необходимых для индустриализации.

Международная торговля по темпам роста значительно опережает рост производства стран-участниц мировых торговых отношений. Если в 1950 году доля международной торговли товарами и услугами со­ставляла 11% мирового производства, то в начале 90-х годов она достигла 21 %.

В прогнозах предсказывается сохранение этого положения вслед­ствие усиления тенденции к дальнейшей интенсификации процессов международного разделения труда.

Особенностью современной торговли является то, что она все бо­лее приобретает характер внутрифирменной торговли, когда торго­вые отношения осуществляются между различными подразделения­ми одной глобальной корпорации. Имеются различные оценки удель­ного веса таких операций в обшей стоимости экспорта и импорта. Согласно даже умеренным оценкам, внутрифирменные поставки то­варов и услуг составляют свыше 50% американского экспорта и им­порта. По другим экспертным оценкам внутрифирменные поставки достигают 92% в экспорте и 72% в импорте США.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 589; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.