Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тренируемся 2 страница. 1. Как вы думаете, почему не все из этих слов имеют антонимические пары?




1. Как вы думаете, почему не все из этих слов имеют антонимические пары?

 

№ 241. Составьте словосочетания или предложения с каждым из слов.

Аргументы – доводы, дефект – изъян, дефицит – недостаток, игнорировать – не замечать, иммунитет – невосприимчивость, индифферентно – равнодушно, кардинальный – основной, комментировать – разъяснять, компактно – сжато, компетентный – знающий, конвенция – условие, конструктивный – плодотворный, конфиденциально – доверительно, лимитировать – ограничивать, негативный – отрицательный, нивелировать – сглаживать, симптом – признак, трансформировать – преобразовывать, фиаско – неудача, эволюция – развитие.

1. Чем различаются данные пары синонимов?

2. В каких стилях речи употребляется каждое из этих слов?

 

№ 242. Объясните значение словосочетаний. Определите их стилистическую окраску. Приведите к ним синонимы и антонимы.

1. Тупой угол, тупой нож, тупой взгляд. 2. Деревянный дом, деревянное лицо. 3. Бросить семью, бросить палку. 4. Созвездие Ориона, созвездие талантов. 5. Махнуть рукой, махнуть через забор. 6. Зажечь костер, зажечь любовь к знаниям. 7. Завязать узел, завязать дружбу. 8. Отстоять мир, отстоять два часа на ногах. 9. Глухой человек, глухой голос, глухой согласный, глухая деревня. 10. Прямой угол, прямое значение. 11. Положительный ответ, положительный электрический заряд, положительный невежда. 12. Отозвать товарища в сторону, отозвать из командировки. 13. Плавать в бассейне, плавать на экзамене.

1. Почему не ко всем словосочетаниям можно подобрать синонимы или антонимы?

 

№ 243. Укажите антонимы и слова, получившие в контексте противоположный смысл. Определите их стилистические функции.

 

1. Добрая слава лежит, а худая бежит (пословица). 2. Не отведав горького, не узнаешь и сладкого (пословица). 3. Сытый голодного не понимает (пословица). 4. Кто сеет ветер, пожнет бурю (пословица). 5. Истина потому только и называется истиною, что противоположна заблуждению, лжи (Н. Чернышевский). 6. Таня вспыхивает от возмущения: “Господи, одни герои вокруг, ни одного нормального человека! Скоро у них над головами нимбы появятся!” (Д. Гранин). 7. Установи связь сначала с теми, на кого, считаешь, можно положиться, да не со всеми вместе, а с каждым порознь (А. Фадеев). 8. С деньгами связано все самое возвышенное и все самое низменное (В. Катаев). 9. Тот, кто способен доставить наслаждение народу – не низменное наслаждение, а высокое, – такая же социально полезная фигура, как прогрессивный философ (В. Тендряков). 10. Человек волевой в учении, может быть безвольным в отношениях с людьми, в преодолении бытовых трудностей (“Литературная газета”). 11. Ценность человека определяется не отсутствием недостатков, а наличием достоинств (Г. Медынский). 12. Воля людей молодит, неволя старит (пословица). 13. Сердце в будущем живет; Настоящее уныло: Всё мгновенно, всё пройдет; Что пройдет, то будет мило (А. Пушкин). 14. Любовь была не настоящая, искусственная, но ведь мне казалось тогда, что настоящая (А. Чехов). 15. Нет тебе ни днем, ни ночью ни сна, ни покоя: то наступление, то отступление (К. Паустовский). 16. Он войну начинал в сорок первом комбатом. Он комдивом закончил ее в сорок пятом (Ю. Друнина).

 

№ 244. Прочитайте текст.

Как с гуся вода

Перед вами не простая поговорка, а часть древней заклинательной формулы. Бывало, знахарка, обливая больных детей “наговорной водичкой”, да и заботливые родители, купая их в бане, таинственно приговаривали: “С гуся вода, а с нашего Коленьки (или Петеньки) худоба (то есть болезнь)”. И верили, что всякие напасти сбегут с их сынка или доченьки так же быстро и бесследно, как сбегает вода с гусиного оперения. (По Э.А.Вартаньяну)

1. Вспомните значение данного фразеологизма, составьте с ним предложения.

№ 245. Прочитайте историю возникновения выражения “Тихой сапой”.

В древние времена, чтобы попасть в город противника, прокладывали подземный ход, сап. Эту работу надо было делать скрытно, незаметно. В сапы потом закладывали бочки с порохом. Отсюда и пошло выражение “тихой сапой” – сделать что-то неприятное тайно и скрытно.

1. Определите современное и историческое значение слова сапер

 

№ 246. Вспомните значение выражения “Заткнуть за пояс ”. Прочитайте историю его возникновения.

По старорусскому обычаю пояс был обязательной частью как мужской, так и женской одежды. За пояс затыкали полы рубахи, чтоб не мешали в работе; ямщики затыкали за пояс рукавицы, плотники – топор и т.п. Таким образом, затыкали что-либо за пояс только рабочие, мастеровые люди. Отсюда начали говорить: заткнуть за пояс – превзойти кого-нибудь в работе, умении.

1. Как вы думаете, почему в языке закрепилось такое значение этого выражения?

2. Составьте два предложения, в одном употребите фразеологизм, а в другом – свободное словосочетание.

 

№ 247. Познакомьтесь с историей возникновения выражения “Затрапезный вид”.

Петр I в свое время передал основанную им ткацкую фабрику одному купцу – Ивану Затрапезникову. Эта фабрика изготовляла грубую и дешевую ткань. Про человека, который носил одежду из такой ткани, говорили: у него затрапезный вид.

1. Вспомните значение этого фразеологизма.

2. Как вы думаете, почему в современном языке за этим выражением закрепилось значение: “человек в измятом, потрепанном и грязном платье”?

 

№ 248. Прочитайте заметку Марины Королевой в рубрике “Говорим по-русски” Российской газеты.

Наговорили сорок бочек арестантов

Семья решила взять кредит. А пос­кольку это первый в их жизни кре­дит, семейство очень волнуется. И муж, и жена консультируются с родственниками и знакомыми, ра­зузнают что-то по Интернету – в общем, пытаются собрать как можно больше информации. Се­годня, например, глава семьи вер­нулся из банка, где должен был по­лучить все недостающие сведения. Вернулся, надо сказать, расстроен­ный. Жена осторожно спрашивает:

– Ну как, узнал?

–Да, узнал, – неохотно отвеча­ет он, – наговорили они мне там сорок бочек арестантов...

Каких арестантов? При чем здесь бочки? И почему бочек – со­рок? Обо всем этом вы вправе спросить. Но вы вряд ли спросите, потому что прекрасно знаете, что означает это выражение, “наговорить сорок бочек арестантов”. То есть очень много нарассказать о чем-то совсем неправдоподобном. Не то чтобы соврать, а так – на­фантазировать, что ли...

Так и представляю себе эти боч­ки, числом сорок, стоящие в ряд, а из них выглядывают грязные изму­ченные арестанты. Но при чем они здесь, повторю я свой вопрос? Не­правдоподобные рассказы – и ка­кие-то арестанты в бочках! Стран­но всё это, очень странно.

Между тем ничего странного языковеды в этом выражении не находят.

Начнем, пожалуй, с бочки. По убеждению Валерия Мокиенко, яд­ром выражения является как раз она, бочка, которая в переносном смысле обозначает множество че­го-то, большое количество. Ну а числительное сорок только усили­вает это значение: был ведь даже такой старый метрический термин “сороковая бочка” – то есть мера жидкостей емкостью в сорок ведер.

Итак, сорок бочек – это много, очень много. Теперь об арестан­тах. И вот здесь нас ждет настоя­щее открытие. Оказывается, в диа­лектах (в частности, в олонецких и архангельских говорах) арестан­том называли мелкую сушеную рыбу. Этимологически это слово близко к таким рыбацким словам, как арестега, аростега, оростега, оростига.

Все они означали тонкую вере­вочку с крючком на конце, прикрепленную к длинной веревке: это приспособление использова­лось для ловли рыбы на леску. Ви­димо, диалектное словцо арестант поначалу означало как раз рыбеш­ку, пойманную на арестегу, сме­шиваясь с обычным значением арестанта как заключенного.

Наговорить сорок бочек арес­тантов – как предполагают, это была изначально рыбацкая шутка, которая значила “нарассказать всяких небылиц о якобы огромном улове”.

1. Перескажите историю возникновения фразеологического выражения.

2. С какой целью использовал это выражение герой рассказа М. Королевой?

 

№ 249. В каких сферах общения уместны следующие устойчивые сочетания? Какие из них являются фразеологизмами?

Ахиллесова пята, держи карман шире, загребать жар чужими руками, иметь место, кот наплакал, ломать голову, между Сциллой и Харибдой, море по колено, ничтоже сумняшеся, попасть впросак, попасться на удочку, положа руку на сердце, семь пятниц на неделе, сизифов труд, типун на язык, тяжелый на подъем, фиктивный капитал, час от часу не легче.

1. Объясните значение и происхождение этих оборотов.

2. Составьте предложения с некоторыми из них.

3. Какие выражения вы используете в своей речи?

 

№ 250. Какова стилистическая функция использованных в тексте заимствований, проследите за приемами введения их в текст.

 

1. Прошлое никогда не исчезает бесследно, volens – nolens отражается в будущем, а все то важное, что не успели совершить пращуры, доделывали на Руси их потомки... (В. Пикуль). 2. В японских народных песнях часто звучит слово “сабисий”, в котором совмещаются понятия “одинокий” и “грустный”, “печальный” (В. Овчинников). 3. Одно из самых ходких в университетской среде слово “арбайто”, занесенное из немецкого языка в предвоенные времена, означает не работу вообще, а именно приработок на стороне, без которого не мыслится студенческая жизнь (В. Овчинников). 4. Погрузиться в атмосферу японской жизни очень трудно и вместе с тем очень легко. Для этого достаточно переступить порог рёкана – японской гостиницы. Потому что рёкан – по своему назначению – это улучшенная модель домашнего очага; заведение, которое как бы монополизирует в этой стране функции гостеприимства (В. Овчинников). 5. Ознакомившись со средствами сообщения в Стране восходящего солнца, предприимчивый американец первым наладил производство двухколесных колясок, получивших японское название “дзин-рики-ся”, что при переводе каждого из трех иероглифов означает “человек-сила-повозка”. В английском языке слово это трансформировалось в “джин-рикша” и уже потом вошло в обиход иностранцев не только в Японии, но и в других азиатских странах просто как “рикша” (В. Овчинников). 6. Символом положения хозяйки издавна считается самодзи – деревянная лопаточка, которой она раскладывает домочадцам рис. День, когда состарившаяся свекровь передает самодзи невестке, принято было отмечать торжественной церемонией (В. Овчинников). 7. – Так вот, звезда Востока, вникни во все, рассчитай, подумай, сообрази, как жить дальше, а я пять минут шляфен, шляфен (Ю. Бондарев). 8. Через собратьев ты переступаешь, Но успеваешь, всё же успеваешь Знакомым огрызнуться на ходу: – Салют! День добрый! Хау ду ю ду! (В. Высоцкий).

1. Как вы думаете, есть ли различие между терминами: “иностранное слово”, “варваризм”, “экзотизм”, “заимствование”?

№ 251. Найдите случаи стилистического использования категории рода имен существительных. Какое значение приобретают эти слова?

1. Ветер с моря тучи гонит, В засиявшей синеве Облак рвется, облак тонет, Отражаяся в Неве (М. Кузмин). 2. Перуне, Перуне, Перуне могучий, пусти наши стрелы за черные тучи. Чтоб к нам бы вернулись певучие стрелы, на каждую выдай по лебеди белой (Н. Асеев). 3. Ты кричишь, что я твой изувер, и, от ненависти хорошея, изгибаешь, как дерзкая зверь, голубой позвоночник и шею (А. Вознесенский). 4. Я качался в далеком саду На простой деревянной качели, И высокие темные ели Вспоминаю в туманном бреду (О. Мандельштам). 5. Я все ноги исходил, Велосипед себе купил, Чтоб в страданьях облегчения была (В. Высоцкий).

1. С какой целью авторы изменили род некоторых имен существительных?

 

№ 252. Прочитайте. Какова роль прилагательных в приведенных ниже предложениях? С какой целью авторы используют их в речи?

 

1. Разомкните ряды, все же мы – корабли, Всем нам хватит воды, всем нам хватит земли – Этой обетованной, желанной, И колумбовой, и магеланной (В. Высоцкий). 2. Потом она [бабушка] тяжело поднялась на ноги, черная вся, в черном блестящем платье, страшно вытаращила глаза и сказала негромко: “Вон, окаянные!” Раздеваясь, я смотрел на нее: в синем квадрате окна над черной ее головой сверкали звезды (М. Горький). 3. Слезливое море вокруг разлилось, И вот принимаю я слезную ванну. Должно быть, по морю из собственных слез Плыву к Слезовитому я океану (В. Высоцкий). 4. Вижу руки подробные, все по ним узнаю, и глаза исподлобные смотрят в душу мою (Е. Евтушенко). 5. Лица пыльны, загорелы, Веки выглодала даль, И впилась в худое тело Спаса кроткого печаль (С. Есенин). 6. Я стою, как перед вечною загадкою, Перед великою да сказочной страною, Перед солоно да горько-кисло-сладкою Голубою, родниковою, ржаною (В. Высоцкий).

 

№ 253. Выберите из заключенных в скобки местоимений нужные. Укажите возможные варианты. Мотивируйте свой выбор.

 

1. Весь вечер (моему, своему) улану Амур усердно помогал. 2. Нет, я ничего не забыл. Я вспоминаю об этом (всякий, каждый) раз, когда проезжаю здесь. 3. Антонина плакала теперь часто и по (любому, всякому) поводу. 4. И она не забудет. Всех приветит, (всякому, любому) доброе слово найдет. Вот она какая, Мария-то наша. 5. (Каждый, любой, всякий) будет выбирать деятельность по своему желанию, и один станет садоводом, другой хирургом. 6. Мне было восемь лет, но я, как (каждый, всякий, любой) деревенский парнишка, был самосильным помощником для взрослых. 7. Вот она, эта история, сокращенная до размеров притчи, чтобы ее можно было рассказать (каждому, всякому, любому).

№ 254. Прочитайте отрывки из произведений И.А. Гончарова. Какова роль однородных членов в данных предложениях?

 

1. Только лишь поставят на ноги молодца, то есть когда нянька станет ему не нужна, как в сердце матери закрадывается тайное желание приискать ему подругу – тоже поздоровее, порумянее. 2. Опять настанет эпоха обрядов, пиров, наконец свадьба; на этом и сосредоточивался весь пафос жизни. 3. Потом уже начинались повторения: рождение детей, – обряды, пиры, пока похороны не изменят декорации; но не надолго: одни лица уступают место другим, дети становятся юношами, и вместе с тем женихами, женятся, производят подобных себе – и так жизнь по этой программе тянется беспрерывной однообразной тканью, незаметно обрываясь у самой могилы. 4. То являлась она в полумраке, как настоящая Ночь, с звездным блеском, с злой улыбкой, с таинственным, нежным шепотом к кому-то и с насмешливой угрозой ему, блещущая и исчезающая, то трепетная, робкая, то смелая и злая!

5. Ночью он не спал, днем ни с кем не говорил, мало ел и даже похудел немного, и все от таких пустяков, от ничтожного вопроса: от кого письмо? 6. Проходит незаметно вечер, утро, напор электрической силы истрачивается – и я, как разряженная лейденская банка, делаюсь холоден, бесчувствен, пока завтра, послезавтра опять что-нибудь заденет меня – и я играть; т.е. писать и жить! Этим пользовались, потом злоупотребляли, вызывая меня на переписку, и потом меня же казнили за написанное, если приходилось не по их вкусу, делая надо мной разные штуки, опыты, как над трупом! Эту игру фантазии, например, в переписке с женщиной, примут за ловеласничанье, за желание “увлекать”, играть – с подосланной ими же какой-нибудь барынькой!.. 7. Сколько хитрых, остроумных, ядовитых выдумок истрачено на это!

 

№ 255. Из приведенных ниже пар простых предложений составьте одно, используя различные синтаксические конструкции. Укажите смысловые и стилистические оттенки различия между полученными вариантами.

Образец: Многие школьники активно занимаются спортом. Они постоянно повышают свои спортивные достижения.

1. Многие школьники, которые активно занимаются спортом, постоянно повышают свои спортивные достижения.

2. Многие школьники, активно занимающиеся спортом, постоянно повышают свои спортивные достижения.

3. Многие школьники, активно занимаясь спортом, постоянно повышают свои спортивные достижения.

4. Многие школьники активно занимаются спортом и тем самым постоянно повышают свои спортивные достижения.

5. Многие школьники постоянно повышают свои спортивные достижения, благодаря тому (так как, потому что) активно занимаются спортом.

6. Многие школьники постоянно повышают свои спортивные достижения: они активно занимаются спортом.

 

1. Марина Цветаева создала замечательные поэтические произведения. Книги ее выходят большими тиражами. 2. Полиция во многих странах успешно борется с наркомафией. Она использует специально обученных собак.

 

№ 256. Замените предложения с причастными оборотами сложноподчиненными предложениями. Сравните тексты, определите их смысловые и стилистические различия.

 

1. Миронова была интересная женщина, не то чтобы красивая, но обаятельная, привлекающая не внешностью, а какой-то внутренней ненавязчивой, даже скрытой сердечностью и чистотой. 2. И еще – извините за вопрос, не относящийся к делу: где вы работаете? 3. Добросклонцев подробно доложил генералу о неожиданно открывшемся деле с ограблением на квартире ювелира и попросил разрешения выехать завтра в Дядино. 4. В ходе следствия выяснилось, что самые древние иконы, представляющие особую ценность, сбывались “искусствоведу и коллекционеру”, как он себя величал, Ипполиту Исаевичу Пришельцу. 5. Она не могла понять, почему он, имеющий по долгу службы своей повседневно, ежечасно дело со злом, не может к этому привыкнуть. 6. Но и рвать отношения теперь, когда он сделал на нее главную ставку в большой игре, связанной с охотой за кулоном, было бы просто глупо. 7. Возле консерватории у бронзового Чайковского толпились любители музыки, желающие попасть на авторский концерт композитора и дирижера Вячеслава Овчинникова. 8. На мокрое тело надел голубой, отороченный мехом махровый халат и лег на диван. 9. Перед ним стояла не Альбина, которую он никогда не видел и не вспоминал, а Оля, далекая, пришедшая из юности, беззаботной, радушной, счастливой, сверкнувшей короткой вспышкой, после которой наступила черная ночь.

 

№ 257. Замените, где возможно, предложения с деепричастными оборотами синонимическими синтаксическими конструкциями. Определите семантико-стилистические различия между данным и трансформированным текстом.

 

1. Вдали над морем родился мрак и плыл над ним, покрывая голубоватой мутью мелкую зыбь. 2. Михаил взглянул на небо, очевидно испрашивая у него разрешения заговорить с нами, и обернулся к нам. 3. Макар замолчал и, спрятав в кисет трубку, запахнул на груди чекмень. 4. Один за другим к угасающему костру подходили кони и, осмотрев нас большими, умными глазами, неподвижно останавливались, окружая нас плотным кольцом. 5. С моря дул влажный, холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов. 6. Девушка стоит пред Смертью, смело грозного удара ожидая. 7. Закат почти угас, только маленькая розовая лента, с каждой секундой все более бледнея, чуть окрашивала край пухового облака, точно в истоме неподвижно застывшего в потемневшем небе. 8. Старый Максим, выдвинувшись из-за камней, приподнялся на руках и, задерживая дыхание, стал слушать. 9. Дед, приподняв на локте голову, смотрел на противоположный берег, залитый солнцем и бедно окаймленный редкими кустами ивняка.

 

№ 258. Прочитайте отрывок из художественного произведения. Найдите в тексте предложения с деепричастными оборотами. Замените их синонимичными придаточными предложениями.

а) Вадим в сиреневой майке и сатиновых спортивных шароварах колол у сарая дрова. Водружал на широкий чурбак сосновую чурку и, размахнувшись колуном, раскалывал ее, как ядреный орех. Когда получалось с первого раза, он улыбался, если же колун увязал в неподатливой древесине, чертыхался и бил кулаком по топорищу, высвобождая его…

б) В двух скворечниках поселились скворцы, они то и дело озабоченно улетали и скоро возвращались, принося в новые домики, прибитые к липам у забора, сухие травинки, перышки. Вадим, как только приехал в Андреевку, первым делом сколотил скворечники – об этом он подумывал в военном госпитале, слушая на железной койке скворчиные песни. (В. Козлов)

1. В каком случае синонимическая замена невозможна и почему?

 

№ 259. Прочитайте отрывок из романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. Измените предложения так, чтобы в них не употреблялись деепричастные обороты.

Около двух часов пополуночи я отворил окно и, связав две шали, спустился с верхнего балкона на нижний, придерживаясь за колонну. У княжны еще горел огонь. Что-то меня толкнуло к этому окну. Занавес был не совсем задернут, и я мог бросить любопытный взгляд во внутренность комнаты. Мери сидела на своей постели, скрестив на коленях руки; ее густые волосы были собраны под ночным чепчиком, обшитым кружевами: большой пунцовый платок покрывал ее белые плечики, ее маленькие ножки прятались в пестрых персидских туфлях. Она сидела неподвижно, опустив голову на грудь; пред нею на столике была раскрыта книга, но глаза ее, неподвижные и полные неизъяснимой грусти, казалось, в сотый раз пробегали одну и ту же страницу, тогда как мысли ее были далеко...

1. Как изменился смысл текста?

2. Для чего Лермонтов использовал эти синтаксические конструкции?

№ 260. Укажите порядок следования главных членов в приводимых ниже предложениях. Объясните препозицию сказуемого (повествовательный тон высказывания, описание обстановки, явлений природы, характеристика протекания действия во времени, наличие обстоятельственных слов).

1. По улицам Венеции, в вечерний Неверный час, блуждал я меж толпы... (И. Бунин). 2. Велик был год и страшен по рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй (М. Булгаков). 3. В комнате стояла всего одна кровать (В. Каверин). 4. Будет новая дружба – равенства, а не подчинения. Будет коллективная душа (Л. Леонов). 5. В коряжнике хряснули сучья, и в мути месяца закружились распыленные перья (С. Есенин). 6. Тяжело трамбуя землю, к ногам его рухнул убитый кирасир... (В. Пикуль). 7. Не сияет на небе солнце красное, не любуются им тучи синие... (М. Лермонтов). 8. Ночевали мы с ним в неопределенной избушке, которую увидели в стороне от тракта (А. Платонов). 9. Живой он? – спросил Чиклин (А. Платонов). 10. Не было в той колонне только десятерых из всего славного крестьянского рода Адабашей. Жили люди на земле прадедов своих, растили хлеб, сады, детей и теперь шли по ней к своей смертной минуте (Л. Корнешов). 11. Встретились и с Петровым; наняли ялик, лодочник отвез их на Стрелку, где пристань (В. Пикуль).

 

№ 270. Объясните, чем различаются данные ниже предложения.

1. Когда студенты начали учиться, то им не стало хватать времени. 2. После того, как студенты начали учиться, им не стало хватать времени. 3. Студентам, которые начали учиться, не стало хватать времени. 4. Начавшим учиться студентам не стало хватать времени. 5. После начала учебы студентам не стало хватать времени.

1. Какие конструкции называются параллельными?

№ 271. Прочитайте. Как изменяется смысл и интонация предложений в зависимости от места вводных слов и обращений?

1. К сожалению, мы не добились еще стопроцентной успеваемости. Стопроцентной успеваемости, к сожалению, мы еще не добились. Мы не добились еще, к сожалению, стопроцентной успеваемости. Мы не добились еще стопроцентной успеваемости, к сожалению.

2. Вероятно, Андрей долго думал над решением этой задачи. Андрей, вероятно, долго думал над решением этой задачи. Андрей долго думал, вероятно, над решением этой задачи. Андрей долго думал над решением, вероятно, этой задачи.

3. Товарищ полковник! Скажите, что с нашим самолетом. Скажите, что с нашим самолетом, товарищ полковник!

 

№ 272. Сравните данные пары предложений. Какое значение имеет здесь порядок слов: стилистическое или семантико-стилистическое?

1. Мой брат – футболист. Футболист – мой брат.

2. Обеденный стол. Стол обеденный.

Приведите 2 – 3 аналогичных примера.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 809; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.