Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы социальной работы




 

Рассматривая метод как способ рационального исследования и преобразования действительности и кратчайшего пути достижения цели, можно выделить три группы методов:

 

· всеобщие (философские) методы;

· общенаучные методы;

· частные специальные методы.

 

Всеобщий или философский метод представляет собой единство мировоззренческой и методологической позиции субъекта в различных видах деятельности.

Общенаучные методы определяют не всеобщий путь, способ познания и преобразования природы, общества, мышления, а лишь некоторые их аспекты. К таким методам относятся: анализ, синтез, индукция, дедукция, наблюдение, опрос и др.

Специфические способы познания и преобразования отдельных областей реального мира, присущие той или иной конкретной системе знаний, составляют частные специальные методы.

Междисциплинарный, интегративный характер теории и практики социальной работы расширяет набор ее методов за счет общенаучных и специальных. Анализ практической деятельности органов социальной защиты населения позволяет выделить три основные группы методов социальной работы:

 

· социально- экономические;

· организационно- распорядительные;

· психолого - педагогические.

Группа социально - экономических методов объединяет все те способы, с помощью которых специалисты социальной работы оказывают воздействие на социальные интересы и потребности клиентов. Материальная мотивация и поддержка жизнедеятельности как отдельной личности, так и социальных групп, испытывающих в этом потребность, играют ведущую роль в системе социальной работы. Методы воздействия на социальные и экономические потребности и интересы используются в форме натуральной и денежной помощи; установления льгот и единовременных пособий и компенсаций; патронажа и бытового обслуживания; морального поощрения и санкций и т.д.

Организационно - распорядительные методы ориентированны главным образом на такие мотивы поведения людей, как осознанная необходимость общественной и трудовой дисциплины, чувство долга и ответственности. Эти методы устанавливают отношения субординации и координации в социальной работе и лежат в основе управленческого воздействия организационной структуры социальных служб и отдельных специалистов социальной работы. Отличительной чертой организационно- распорядительных методов является их прямой характер воздействия, поскольку опираются прежде всего на регламентирующие, нормативно- правовые акты. В данной группе методов можно выделить некоторое различие между организационными и распорядительными методами.

Организационные методы, закрепляя права, полномочия, обязанности и ответственности различных звеньев в органах управления социальными службами, придавая им функциональную определенность, обеспечивают "упреждающее" управленческое воздействие на решение задач социальных служб, определенных положениями и инструкциями.

Распорядительные методы, в отличие от организационных, позволяют осуществлять оперативное уточнение задач, перераспределение сил и средств, решение эпизодически возникающих новых задач и своевременно устранять вскрытые недочеты. Будучи органически связанными с организационными методами, они придают системе органов управления социальной работой, оперативность и динамичность.

Группа организационно- распорядительных методов, базируясь на долговременном закреплении организационных связей в системе социальной работы, играет важную стабилизирующую роль в социальных отношениях. В зависимости от места в структуре управления и характера стабилизирующего воздействия, основными организационно - распорядительными методами являются:

· регламентирование;

· нормирование;

· инструктирование.

Регламентирование представляет собой довольно жесткий способ организационного воздействия, заключающийся в разработке и введении в действие организационных положений, обязательных для исполнения (приказы, положения, инструкции и др.). Такие методы используются органами управления социальными службами.

Нормирование - это менее жесткий способ организационного воздействия, заключающийся в установлении нормативов с границами по верхнему и нижнему пределу, которые служат ориентировкой в деятельности социального работника (нормативы численности обслуживаемых клиентов, нормативы времени обслуживания и др.). В практике социальной работы очень важно правильно определить: где, для каких видов социальной помощи, какие, в какой форме и в каких границах можно применять нормирование.

Инструктирование является наиболее мягким способом организационного воздействия. Оно заключается в разъяснении обстановки, задач, возможных трудностей и последствий неправомерных действий клиента, предостережении от возможных ошибок, совете по характеру действий и т.д. В социальной работе инструктирование обычно имеет форму консультационной, информационной и методической помощи клиенту, направленную на защиту его гражданских прав и свобод.

Кроме перечисленных, к организационно - распорядительным методам социальной работы следует отнести подбор и расстановку кадров, метод критики и самокритики, контроль, проверку исполнения и др.

 

Широкое распространение в практике социальной работы получили психолого - педагогические методы. Эта группа методов социальной работы, в отличие от организационно- распорядительных методов, характеризуется косвенным воздействием и влиянием на клиента через механизм социально- психологической и педагогической регуляции его социального самочувствия и поведения. Как известно, поведение личности в значительной мере обуславливается социально - психологическими явлениями: общественных, групповых мнений, настроений, вкусов, желаний, увлечений, моды и т.д.

Возникая как продукт общения, социально - психологические явления приобретают относительную самостоятельность и оказывают регулирующие влияние на поведение и поступки людей, т.е. появляется своеобразный механизм социальной саморегуляции. Так, социологические исследования подтверждают, что в 55-60% случаев люди поступали не так, как они хотели бы, а так, как принято в группе, коллективе или организации, членом которой человек является.

Механизм педагогической регуляции духовно- нравственного состояния и поведения личности (группы людей) предполагает целенаправленное воздействие на сознание человека в интересах формирования у него устойчивых взглядов, принципов и норм поведения в конкретных социальных условиях и обстоятельствах. Сознание человека является высшим регулятором его поведения и действий, так как всякий импульс к действию, возникая под влиянием внутреннего состояния личности или внешних обстоятельств, всегда соотносится со сложившимися у человека взглядами, идеалами, принципами и нормами и соответственно санкционируются или затормаживаются ими.

Главным методом развития духовного мира личности является убеждение. Метод реализуется в практике социальной работы в различных формах, и, прежде всего, при помощи разъяснения, совета, аргументированной рекомендации, положительных примеров и образцов активной жизнедеятельности клиентов. С помощью убеждения достигается осмысленное освоение человеком научных знаний, социально- экономической ситуации, правовых норм, этических и эстетических эталонов.

В практике социальной работы механизм педагогической саморегуляции состояния и поведения личности, педагогический инструментарий используется, как правило, в единстве с социально- психологическими методами ориентирования на те черты сознания людей, которые складываются под влиянием повседневных условий их жизни и деятельности, а также собственного жизненного опыта.

Обыденный, эмпирический уровень сознания, эталоны общения, социальных отношений, поведения человека в конкретной группе может не полностью совпадать с соответствующими нормами, утвердившимися в обществе. Группа может оказаться такой социальной микросредой, которая полностью или частично изолирует отдельного человека от господствующих в обществе норм поведения и ценностей, навязывая им свои. Разрыв между внутригрупповыми и общественными ценностями часто служит причиной девиантных форм поведения человека.

Вот почему от социального работника требуется умение и способность воздействовать не только на личность, но и на социально- психологические явления, господствующие в социальной микросреде жизнедеятельности человека. А это достигается социально- психологическими методами воздействия, глубоким изучением условий жизнедеятельности клиента. Сюда относятся такие методы, как гуманизация условий труда и быта, привлечение к труду и расширение возможностей для проявлений творческих возможностей личности, использование созидательного потенциала обычаев, традиций и др.

Взаимосвязь факторов, влияющих на сознание и поведение личности, требует комплексного использования всех групп методов социальной работы. Особую значимость для понимания и реализации социальных методик имеют социологические знания, разработка программ социологического исследования социальной проблематики, особенно проблем социальной работы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.