КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КОМПОЗИЦИЯ» ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО»
Ростов-на-Дону 2008 г.
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КОМПОЗИЦИЯ» ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО»
Рекомендовано учебно-методическим советом ИАрхИ ЮФУ
На обложке: В.Кандинский «Красный – желтый - голубой» УДК Ягуза И.А. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы по дисциплине «Композиция» для специальности «Декоративно-прикладное искусство» - Ростов н/Д: Институ Архитектуры и Искусства Южного Федерального Университета, 2008.- с., илл. В тексте
Учебно-методическое пособие содержит теоретические положения и графические материалы, необходимые для выполнения практических учебных заданий по композиции студентами 1-го курса специальности «Декоративно-прикладное искусство». Материалы могут быть использованы студентами других специальностей, изучающих основы декоративной композиции. Учебно-методическое пособие также может представлять интерес для студентов художественно-графических факультетов средних специальных художественных учреждений, а также будет полезно педагогам дополнительного образования детей.
Рецензенты: Зав. кафедрой графического дизайна ЮРГИ, канд. архитектуры, доцент Бучка А.М. Зав. кафедрой ИЗО ИАрхИ ЮФУ, кандидат искусств., член СХ РФ Неклюдова Т.П.
Ó ИАрхИ ЮФУ, 2008
СОДЕРЖАНИЕ
Декоративно-прикладное искусство в наши дни остается самым разносторонним видом изобразительного искусства, в котором используются не только все известные художественно-выразительные средства, но и постоянно создаются и совершенствуются новые специфические изобразительные приемы, методы и формы художественного творчества. Декоративно-прикладное искусство легко и органично вбирает в себя, переосмысливает, преобразует и эффективно использует художественные возможности родственных видов изобразительного искусства – живописи, графики и скульптуры. Но и органичная способность к художественному синтезу основана на применении принципов композиционного формообразования. Термин «Композиция» (от лат. compocitio – составление, соединение) употребляется, как правило, в двух смыслах. Словарь русского языка (АН СССР, 1981) определяет и разъясняет оба эти смысла: - строение, расположение и соотношение составных частей произведений искусства, литературы; - произведение живописи (и других видов изобразительного искусства), имеющие определенное построение, единство. Однако в отличии от остальных видов искусств (музыки, театра, кино) и литературы, воспроизведение которых растянуто во времени, произведения изобразительного искусства и их композиции воспринимаются зрителем сразу и в целом. Именно поэтому композиции произведения уделяется первостепенное значение. Единство и целостность – основа композиции: именно единство взаимодействия композиционных приемов создает впечатление целостности при рассмотрении произведения. Гармоничность (от греч. harmonia - гармония) – стройное, не вызывающее отрицательных ощущений, согласованное сочетание элементов, образующих целостное произведение искусства. Цель процессов гармонизации композиции – смягчение несоответствий в деталировке целого общему замыслу автора, уточнение и корректировка визуальных характеристик, композиционных построений и цветовой гаммы графического изображения и т.д. Гармоничность композиции реализуется при соблюдении пяти признаков формирования целостности художественного объекта (по П.Ганзену): - повторяемость свойств целого в его частях; - соподчинение частей в целом; - соразмерность частей в целом; - уравновешенность частей целого; - суммарная целостность восприятия. Во все времена и во всех видах изобразительного искусства высоко ценились чутье и умение художника выстраивать логически четкую, легко воспринимаемую визуально, правильно читаемую и ясно понимаемую композицию. Об этом говорят те требования, которые осознанно предъявлялись к самым распространенным произведениям декоративно-прикладного искусства российскими художниками и мастерами XVII в. К таким предметам можно отнести вазы, чаши, кубки, кувшины, различные предметы быта. Независимо от того, имели эти изделия только декоративное или же декоративно-прикладное назначение, в них особо ценилась композиционная слаженность отдельных элементов в общем построении формы. И все же несмотря на очень давнее, устойчивое и в целом правильное понимание сути композиции как важнейшей составляющей части творческого процесса, художники и дизайнеры вплоть до начала XX в. выстраивали свои композиции, руководствуясь исключительно собственной творческой интуицией и опытом предшественников. Уже в начале XX в., а точнее к 30-м г.г. XX в., почти одновременно в России и за рубежом возникла и получила развитие общая концепция, а вслед за ней и общая методика композиционного построения произведений изобразительного искусства, опирающаяся на психофизиологические законы визуального восприятия. (За рубежом и у нас эту психофизиологическую теорию называют «гештальт», или «гестальт», - от нем. Gestalt, что приблизительно означает «целостная форма»). Стоит напомнить, что законы визуального восприятия действуют независимо от желания и воли людей. Когда человек каменного века впервые изобразил на стене пещеры свое представление об окружающем мире, его рисунок уже подчинялся законам визуального восприятия.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1158; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |