Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение




ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КОМПОЗИЦИЯ»

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО»

 

 

Ростов-на-Дону

2008 г.


 

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КОМПОЗИЦИЯ»

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО»

 

Рекомендовано учебно-методическим советом ИАрхИ ЮФУ

 

На обложке: В.Кандинский «Красный – желтый - голубой»


УДК

Ягуза И.А. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы по дисциплине «Композиция» для специальности «Декоративно-прикладное искусство» - Ростов н/Д: Институ Архитектуры и Искусства Южного Федерального Университета, 2008.- с., илл. В тексте

 

 

Учебно-методическое пособие содержит теоретические положения и графические материалы, необходимые для выполнения практических учебных заданий по композиции студентами 1-го курса специальности «Декоративно-прикладное искусство». Материалы могут быть использованы студентами других специальностей, изучающих основы декоративной композиции. Учебно-методическое пособие также может представлять интерес для студентов художественно-графических факультетов средних специальных художественных учреждений, а также будет полезно педагогам дополнительного образования детей.

 

Рецензенты:

Зав. кафедрой графического дизайна ЮРГИ, канд. архитектуры, доцент Бучка А.М.

Зав. кафедрой ИЗО ИАрхИ ЮФУ, кандидат искусств., член СХ РФ Неклюдова Т.П.

 

 

Ó ИАрхИ ЮФУ, 2008

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

     
  Введение………………………………………………………….  
1. Цели и задачи курса…………………….……………………….  
2. Основные законы визуального восприятия при композиционном построении…………………………………...  
  2.1. Закон завершения…………………………………….  
  2.2. Закон направления движения (продолжаемости)…..  
  2.3. Закон подобия (похожести)………………………….  
  2.4. Закон соседства (близости)…………………………..  
  2.5. Закон выравнивания………………………………….  
3. Художественные средства построения композиции:………….  
  3.1. Графика………………………………………………  
  а). Точка ………………………………………………  
  б). Линия………………………………………………  
  в). Пятно………………………………………………  
  г). Цвет………………………………………………..  
  3.2.Пластика……………………………………………….  
  а) Линейно-пластическая форма……………………..  
  б) Плоскостная форма………………………………...  
  в) Объемная форма……………………………………  
  г) Пространственная форма…………………………..  
4. Средства гармонизации композиции…………………………...  
  4.1. Ньюанс – контраст……………………………………  
  4.2. Статика – динамика…………………………………..  
  4.3.Симметрия – асимметрия……………………………..  
  4.4. Метр – ритм…………………………………………...  
  4.5. Пропорции…………………………………………….  
  4.6.Размер – масштаб……………………………………...  
  Выводы……………………………………………………..  
5. Учебные задания…………………………………………………  
  5.1. Учебные задания по построению композиции (I семестр) с требованиями к графическому выполнению работ..  
  5.2. Учебные задания по построению композиции (II семестр) с требованиями к графическому и макетному выполнению работ……………………………………………….  
6. Примеры выполнения композиционных заданий……………...  
  Список рекомендуемой литературы (основной)……………….  
  Краткий словарь терминов………………………………………  
     
     

 


Декоративно-прикладное искусство в наши дни остается самым разносторонним видом изобразительного искусства, в котором используются не только все известные художественно-выразительные средства, но и постоянно создаются и совершенствуются новые специфические изобразительные приемы, методы и формы художественного творчества. Декоративно-прикладное искусство легко и органично вбирает в себя, переосмысливает, преобразует и эффективно использует художественные возможности родственных видов изобразительного искусства – живописи, графики и скульптуры. Но и органичная способность к художественному синтезу основана на применении принципов композиционного формообразования.

Термин «Композиция» (от лат. compocitio – составление, соединение) употребляется, как правило, в двух смыслах. Словарь русского языка (АН СССР, 1981) определяет и разъясняет оба эти смысла:

- строение, расположение и соотношение составных частей произведений искусства, литературы;

- произведение живописи (и других видов изобразительного искусства), имеющие определенное построение, единство.

Однако в отличии от остальных видов искусств (музыки, театра, кино) и литературы, воспроизведение которых растянуто во времени, произведения изобразительного искусства и их композиции воспринимаются зрителем сразу и в целом. Именно поэтому композиции произведения уделяется первостепенное значение.

Единство и целостность – основа композиции: именно единство взаимодействия композиционных приемов создает впечатление целостности при рассмотрении произведения.

Гармоничность (от греч. harmonia - гармония) – стройное, не вызывающее отрицательных ощущений, согласованное сочетание элементов, образующих целостное произведение искусства.

Цель процессов гармонизации композиции – смягчение несоответствий в деталировке целого общему замыслу автора, уточнение и корректировка визуальных характеристик, композиционных построений и цветовой гаммы графического изображения и т.д.

Гармоничность композиции реализуется при соблюдении пяти признаков формирования целостности художественного объекта (по П.Ганзену):

- повторяемость свойств целого в его частях;

- соподчинение частей в целом;

- соразмерность частей в целом;

- уравновешенность частей целого;

- суммарная целостность восприятия.

Во все времена и во всех видах изобразительного искусства высоко ценились чутье и умение художника выстраивать логически четкую, легко воспринимаемую визуально, правильно читаемую и ясно понимаемую композицию. Об этом говорят те требования, которые осознанно предъявлялись к самым распространенным произведениям декоративно-прикладного искусства российскими художниками и мастерами XVII в. К таким предметам можно отнести вазы, чаши, кубки, кувшины, различные предметы быта. Независимо от того, имели эти изделия только декоративное или же декоративно-прикладное назначение, в них особо ценилась композиционная слаженность отдельных элементов в общем построении формы.

И все же несмотря на очень давнее, устойчивое и в целом правильное понимание сути композиции как важнейшей составляющей части творческого процесса, художники и дизайнеры вплоть до начала XX в. выстраивали свои композиции, руководствуясь исключительно собственной творческой интуицией и опытом предшественников.

Уже в начале XX в., а точнее к 30-м г.г. XX в., почти одновременно в России и за рубежом возникла и получила развитие общая концепция, а вслед за ней и общая методика композиционного построения произведений изобразительного искусства, опирающаяся на психофизиологические законы визуального восприятия. (За рубежом и у нас эту психофизиологическую теорию называют «гештальт», или «гестальт», - от нем. Gestalt, что приблизительно означает «целостная форма»).

Стоит напомнить, что законы визуального восприятия действуют независимо от желания и воли людей. Когда человек каменного века впервые изобразил на стене пещеры свое представление об окружающем мире, его рисунок уже подчинялся законам визуального восприятия.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1158; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.