Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Архитектура императорского Рима. 3 страница




 

 

Рис. 160. Колизей. Арена.

В этом амфитеатре каждый из десятков тысяч зрителей видел со своего места всю массу римлян, заполнявшую здание. Он растворялся в этой толпе, охваченный одним настроением и наслаждался представлением, чувствуя, насколько динамично развертывалось перед ним кровавое действие. Утром обычно травили зверей. Потом казнили осужденных на смерть, придавая действию особую театрализацию, после обеда сражались гладиаторы, иногда до трех тысяч пар одновременно. Многие из них были рабами, мечтавшими получить деревянный меч, дарующий свободу, но иногда рисковали жизнями и свободные, стремившиеся к славе, деньгам и признанию женщин.

Особый акведук снабжал Колизей водой; затопив арену, можно было показывать грандиозные морские сражения. 28 лифтов позволяли мгновенно менять декорации, поднимать клетки с животными, дополнять зрелища различными эффектами.

У каждого места был свой номер, соответствовавший номеру на жетоне, который имел каждый римский гражданин. Но внутри нужно было соблюдать строгую иерархию. Нижний ярус предназначался для высших слоев общества: на мраморных ступенях рядом с ареной восседали сенаторы, 14 следующих ступеней принадлежали сословию всадников, затем, вплоть до последней ступени, шли деревянные скамьи для плебеев, самый последний ряд предназначался для незамужних женщин, которым не полагалось находиться в обществе остальных. Но самые привилегированные места были и самыми опасными. Жизнь императора и аристократов защищала металлическая сетка, слоны и лучники, готовые пристрелить диких животных, если они попробуют преодолеть заграждения.

Для комфорта зрителей в амфитеатре было 110 питьевых фонтанов, две комнаты отдыха, общественные туалеты.

Четвертый ярус амфитеатра имел специальные кронштейны, к ним крепили велум - тент, который во время выступления натягивали моряки Мизенского флота.

Организация представлений осуществлялась при помощи сложной инфраструктуры: рядом с Колизеем стояли казармы для размещения и тренировок сражающихся, лагерь моряков Мизенского флота, арсенал, мастерская для изготовления декораций, больница и…морг.

Важно отметить, что такое современное и технически сложное сооружение, впервые решалось, прежде всего, функционально, впервые архитектурный замысел был свободен от религии.

Тит пытался украсить Рим, открыв широкие перспективы. При нем на Римском Форуме была воздвигнута мраморная триумфальная арка (81 г.), в память победы римлян в Иудейской войне. Если при Августе все архитектурные детали арок прорисовывали тонко и сухо, то арка Тита отличалась полновесным и богатым украшением.

Словно подчеркивая весь пафос императорской мощи совершенная по форме, сверкающая белизной однопролетная арка (15,4 м высоты, 5,33 м ширины) служила основанием скульптурной группы императора на колеснице. Расчленение каменного массива классическим ордером внесло соразмерность и ясность в ее формы. Выступающий антаблемент и аттик (стена над антаблементом), контрасты света и тени усилили пластическую и живописную выразительность ее форм. Среднюю часть арки замыкали две летящие фигуры богини победы – Виктории, исполненные в невысоком рельефе.

 

 

Рис.161. Арка Тита в Риме.

Пространство арочного пролета расширяли кассеты свода (небольшие углубления на поверхности потолка или свода, имеющие чаще квадратную форму) и настенные рельефные композиции, изображающие торжественное шествие триумфатора и легионеров с трофеями. Построение рельефа усилило глубину пролета арки. Бурное движение толпы, пафос жестов легионеров как бы вторили триумфальной теме архитектуры.

Поражает совершенство группировки масс. В отличие от греческой классической архитектуры масса не пронизывалось пространством, как в периптере, а разлагалось на отдельные, взаимно подчиняющиеся объемы. В стремлении к большей декоративности, пышности и богатству, архитекторы применили композитную капитель, в которой благородство дорической капители было дополнено в нижней части лиственными деталями коринфской капители, а в верхней – волютами ионической. Впоследствии композитные капители украшали термы Каракаллы и Диоклетиана.

Триумфальные арки и колонны возводились не только в Италии, но и в провинциях.

Стремление к помпезности прослеживается и во дворце на Палатине, построенном архитектором Рабирием для преемника Тита Домициана. На Палатине уже стояли раньше дворцовые корпуса, построенные еще при Августе и Тиберии, рядом с ними Флавии разместили величественный парадный комплекс, в который помимо дворца Домициана, так называемого дома Августа, входили также Палатинский стадий и термы. Воздвигнутый на холме, понижающемся к юго-западу, весь комплекс располагался на разных уровнях. Основу главного дворца составлял эллинистический перистиль, с четырех сторон окруженный разными помещениями. Двумя сторонами дворец Флавиев примыкал к более старым дворцовым частям Августа, две другие стороны, украшенные колонными портиками, углом выдавались на север, в сторону площади, связанной с республиканским форумом. Посетители, подходившие со стороны арки Тита, сразу оказывались перед парадным фасадом дворца, разворачивающимся двумя колоннадами под углом друг к другу, словно классический периптер. Высокий подиум, поддерживающий колоннаду, выступая в центре, превращался в своего рода трибуну, на которой император представал перед народом. За трибуной открывался тронный зал, где происходили официальные приемы. Зал размером 31,44 х 32,1 м был перекрыт легким бетонным сводом и ритмически членился колоннами у стен. Простенки были украшены эдикулами с полукруглыми и треугольными фронтонами. В них стояли базальтовые статуи, эффектно контрастирующие со светлой мраморной облицовкой стен. Пол был украшен цветной мозаикой. Трон императора размещался в глубине зала, в сводчатой нише.

Рис. 162. Руины Палатина.

Справа от тронного зала находилась базилика с апсидой и двумя рядами колонн, перекрытая, скорее всего, цилиндрическим бетонным сводом. Здесь император вершил суд. Интерьер базилики был разделен на три части двумя рядами колонн, боковые нефы, по-видимому, имели хоры (т.е. помещения верхнего яруса, выходившие в высокий одноярусный средний неф). В апсиде, перекрытой конхой (сводом в виде четверти сферы, т.е. полукуполом), стоял трон главного судьи – императора. По другую сторону от тронного зала находился ларарий (алтарь предков). Он представлял из себя небольшой прямоугольный зал, рядом с которым располагалась лестница, связывавшая часовню с другими помещениями.

Два широких прохода соединяли тронный зал с перистилем, стены которого были облицованы мрамором и затенены портиками. Середину перистильного двора занимал восьмигранный бассейн с фонтаном. К двум его боковым сторонам примыкали различные помещения. Простые небольшие комнаты со стороны ларария выполняли, скорее всего, служебную роль. С противоположной стороны перистиля, сложные, криволинейного плана, комнаты могли выполнять роль гостиных, необходимых для приемов во дворце. На стороне перистиля, противоположной тронному залу располагался комплекс триклиния (парадного пиршественного зала). Он состоял из прямоугольного главного зала, ориентированного, как тронный зал, в глубину. По сторонам его ограничивали только прямоугольные столбы, между которыми открывались пролеты на два полузакругленных помещения с овальными фонтанами, возможно, нимфеи, не имевших кровли.

Дворец Флавиев, являясь самым монументальным домусом империи, имел и ряд черт загородной резиденции: стадии для прогулок, бассейны с островками, летние павильоны, множество нимфеев (так назывались архитектурные сооружения, широко применявшие в декоративных целях воду, так что архитектура их была обрамлением фонтанов) и смотровую площадку, с которой можно было любоваться городскими пейзажами и Большим цирком.

В императорском дворце, общей площадью 3 000 кв.м., Рабирий продолжил начатую им в Золотом доме разработку динамичной пространственной композиции. Рассматривая отдельную пространственную форму не в ее замкнутости, самостоятельности, а как составную часть ансамбля, зодчий добился виртуозного развития, намеченного им ранее приема анфиладности. Большие и малые, высокие и низкие, крытые и открытые залы прямоугольных, многоугольных и криволинейных в плане очертаний переходили один в другой и смотрелись один из другого. Они последовательно сопоставлялись друг с другом, с колоннадами и перистилями, а также связывались с широкой панорамой Рима, возникавшей за колоннами портиков и за окнами раскинувшегося на холме дворца. Это создавало многообразие интерьера при его четкой в целом организации в соответствии с традиционно римским принципом осевой симметрии. В этом сложном и протяженном комплексе отдельные части, различающиеся по своему назначению, сохраняли необходимую обособленность, не теряя связи с целым.

Величественный дворец Флавиев, возвышавшийся в центре столицы империи, наглядно воплощал могущество императорской власти, добившейся мирового господства. Даже руины дворца в средние века и в эпоху Возрождения производили неизгладимое впечатление, свидетельствуя о величии и размахе античной архитектуры, не случайно производное от Палатинского холма название дворца Палациум, стало нарицательным обозначением дворца вообще.

Во втором столетии Римская империя переживала свой расцвет. Из покоренных стран непрерывно поступали новые рабы, кровопролитные войны, уносившие жизни римских граждан, закончились, развивалась международная торговля римских провинций, строились новые дороги, осваивались новые морские пути, население Рима достигло 1 млн человек. Горожане, разделенные по имущественному признаку на разные сословия (к сенаторам и всадникам относились крупные землевладельцы, рабовладельцы, политики и военачальники, плебеями считались торговцы, ремесленники и городская беднота), различались еще и этнической принадлежностью. Кроме того, ежегодно в Риме оседали рабы-вольноотпущенники, приезжали иностранцы – перегрины - свободные люди, не имевшие ни римского, ни латинского гражданства.

Разместить, накормить, напоить, обеспечить свободное передвижение и досуг такой массы людей было не легкой задачей. Вот почему все императоры проводили политику «хлеба и зрелищ». В Риме 150 тыс. бедняков получали даровой хлеб и дополнительно продукты питания во время празднеств. В городе возводили многочисленные стадионы, цирки, театры, амфитеатры, термы. Обеспечивая горожан жильем, императоры строили многоэтажные дома-инсулы. Известно, что в конце I в. в городе было 1790 особняков и 46 602 инсулы. Число последних значительно возросло в следующем столетии. Инсулы были дорогие и дешевые. Дорогие напоминали дома-сады, как свидетельствуют археологические раскопки в Остии. Дешевые, с жилыми комнатами, сгруппированными вдоль узкого коридора, располагались на столь же узких улицах, иногда шириной всего 5 м при высоте домов в 20 м. В таких кварталах царила вечная теснота, шум и антисанитария.

Наряду с успехами в империи усилились общественные противоречия. Императорская власть приобрела тиранический характер, участились конфликты с сенатом, нарастало недовольство низших слоев населения метрополии и провинций. Однако финансовые реформы, упорядочение аппарата управления, приток богатств из провинций, укрепление внешнего положения, привлечение провинциальной знати различного племенного происхождения к управлению государством — все это не могло не вызвать известного подъема общественной жизни. Высокого расцвета достигли провинции. Рим превратился в империю рабовладельцев Средиземноморья.

С конца I в. к власти пришла новая династия римских императоров, получивших название династии Антонинов. Следует отметить, что основали эту династию, так называемые «испанские» императоры, то есть выходцы из западных римских провинций. Большинство правителей обладали выдающимися политическими и военными талантами, были превосходными юристами, для сохранения гармонии в империи они по римскому обычаю подвергали «усыновлению» наиболее пригодных для управления страной аристократов и передавали им власть, сохраняя династию в течение почти 100 лет (с 96 по 192 гг.). Антонинами считались императоры Нерва, Траян, Адриан, Антонин Пий и Марк Аврелий.

Границы Римской империи достигли своего максимума при Траяне (98-117 г.г.). Он ввел в государство новые провинции и колонии - Дакию, Аравию после завоевания Набатейского царства, Петру, Армению, Месопотамию, Ассирию после войны с парфянами.

Отдавая дань родине – Испании – он многое для нее делал. До сих пор сохранилася мост в Алькантаре через реку Тахо (теперь Тежу) в Сеговии. Он одноярусный, с очень высокими проемами, завершен простым карнизом, в центре которого, над проезжей частью, переброшена арка.

Здесь же, в Сеговии сохранился акведук – он двухъярусный, с узкими высокими пролетами совершенно одинаковых арок. Сложив его из грубо обработанного камня, и оформив рустом, строители приблизили его к естественной природе, с которой он гамонично сочетается.

Вся жизнь Траяна прошла в сражениях, а собранные им богатства расходовались в Риме на благотворительность. В 109 г. на месте Золотого дома Нерона Траян открыл новый термальный комплекс площадью 110 кв. м. Термы были переориентированы так, чтобы увеличить длительность поступления послеполуденного солнца. Огромная стена с четырьмя воротами и характерными экседрами (одна из которых, дошедшая до нас, вмещала, без сомнения, нимфей, другая – библиотеку) включала огромный парк, в центре которого выделялось основное термальное здание, с великолепными комнатами, последовательность которых воспроизводила строй, существовавший в термах Нерона и соответствовавший маршруту купальщика: калдариум (горячая баня) для потения, тепидариум (теплая баня), фригидариум (холодная баня) и нататио (бассейн с холодной водой). Вокруг этого центра существовали две группы симметричных пространств: гардеробные, палестры, массажные и спортивные залы. Ансамбль снабжался резервными запасами воды, хранившимися в огромных цистернах, вмещавших 7500 куб. м. Многочисленные рабы трудились в этих залах и в криптопортиках, длинные подземные коридоры которых часто проходили через римские виллы и были пригодны для параллельного использования. Невиданная роскошь этого комплекса изменила саму концепцию досуга, ассоциируя бани со спортом в больших обустроенных садах с читальными залами, где можно было послушать лекции, а также декламации поэтов и риторов. Приспособленные для большого числа посетителей при скромной цене, бесплатные для детей, бани стали популярны в Риме и во всем римском мире.

Желая оставить в центре Рима престижное напоминание о себе, на богатстсва, захваченные в Дакии, Траян начал строительство нового, последнего и самого грандиозного форума Рима (107-112 г.г.). Исторический центр уже не соответствовал своему административному и правовому назначению. Поэтому Цезарь пытался переместить некоторые виды деятельности на Марсово поле и к новому форуму, за ним последовали Август и Веспасиан. Домициан увеличил артерию Аргилет и превратил центральный район в огромное прогулочное пространство. Однако сообщение с Марсовым полем затрудняла узость дороги между Капитолием и Квириналом. Чтобы решить эту проблему, Траян повелел построить новый форум в проходе между двумя холмами. Для реализации этой задачи архитектор Аполлодор Дамасский срыл часть Квиринала, засыпал впадину между Квириналом и Капитолием, и выравнял участок, разрушив старинные здания и часть городской стены.

 

163. Рим. План форумов: 1-храм Весты; 2-храм Кастора и Поллукса; 3-храм Цезаря; 4-храм Антонина и Фаустины; 5-базилика Эмилия; 6-базилика Юлия; 7-Ростра; 8-арка Септимия Севера; 9-храм Сатурна; 10-храм Веспасиана; 11-храм Конкордии (Согласия); 12 - Табуларий; 13 -храм Венеры Родительницы; 14 -храм Минервы; 15-храм Марса Ультора; 16-базилика Ульпия; 17-колонна Траяна; 18, 19-библиотеки; 20-храм Траяна; 21-вход на рынок Траяна

 

Форум был задуман как внушительный ансамбль (300 м в длину и 180 м в ширину), окруженный рядом колонн. Со стороны форума Августа через триумфальную арку, встроенную в форум Траяна, можно было попасть на открытую беломраморную площадь, фланкированную колоннадами с двумя экседрами, размером 90 х 120 м. На вершине арки высилась статуя Траяна, восседающего в колеснице с шестью лошадьми. Скульптуру окружали изображения трофеев и Виктории. Центр площади украшала еще одна конная статуя императора в военных доспехах. Поперек площади располагалась пятинефная базилика Ульпия, представлявшая собой прямоугольный зал. На форум она открывалась монументальным входом. Стены были убраны цветным мрамором, крыша покрыта черепицей из позолоченной бронзы. За базиликой, на маленькой площади, на 43 м (включая постамент) возвышалась триумфальная 38-метровая колонна Траяна. Мраморные барельефы колонны, поднимавшиеся по спирали, рассказывали о дакийских походах триумфатора. Любопытно, что император изображен здесь 90 раз, отдающим приказания, сражающимся и даже утверждающим законы об алиментациях (общественных кормлениях, когда бедным родителям помогали воспитывать детей). 2500 фигуры, изображенные на колонне, первоначально были раскрашены, что увеличивало эффект барельефа и улучшало его просматриваемость. Вершина колонны, согласно надписи, указывала максимальную высоту расчищенной зоны, а ее цоколь должен был служить гробницей императору. Изображение Траяна заменили в XVI в. при папе Сиксте V статуей Святого Петра.

 

Рис. 164. Базилика Ульпия и колонна Траяна, 110-113 г.г. Рим, форум Траяна.

По бокам колонны располагались две библиотеки, а напротив нее находился храм Траяна, построенный при Адриане в честь Траяна и его «божественной» супруги Плотины. Вся эта сложная композиция по своей объемно-пространственной структуре, смене открытых и закрытых пространств напоминала ансамбли Древнего Востока и Египта. Что же касается архитектурного масштаба, то она вполне соответствовала другим ансамблям императорского Рима.

С востока к форуму был пристроен обширный многоярусный рынок Траяна. Шестиэтажные здания, образующие внизу полукруг террас, поддерживали склон Квиринала, и в то же время служили магазинами. 150 лавок предлагали римлянам все, что было душе угодно: свежие овощи из сельских районов, пшеницу из северной Африки, специи из Азии, изысканные столовые приборы, дорогую косметику и драгоценности из отдаленных провинций. На верхнем этаже располагалась городская администрация. Между двумя главными террасами проходила улица, названная в средние века Бибератикой от латинского «бибер»- напитки. На рынках Траяна устраивались бесплатные раздачи еды и денег для римского плебса.

 

 

 

165. Цирк в Риме.

Еще одним щедрым даром Траяна Риму стал Большой цирк. При длине в полкилометра и ширине 150 м, он служил ареной для величественных представлений с травлей диких зверей, гладиаторскими боями и гонками на колесницах. 350 тысяч человек могли свободно посещать эти зрелища, так как вход был свободным, представления ставились за счет государства.

Первый цирк в Риме был построен еще 500 лет назад. Но деревянное сооружение легко воспламенялось и поэтому неоднократно сгорало. Поэтому ок. 100 г. император Траян решил отстроить его один раз и навсегда.

Цирк Траяна стал самым удачным проектом стадиона Древнего Рима. Основным строительным материалом в нем стал бетон. Только верхний ярус был деревянным. При высоте сооружения более 30 м было возведено 4 яруса зрительских рядов, которые петлей охватывали скаковой круг длиной в 1300 м. Первые три этажа, построенные из бетона и облицованные кирпичом и мрамором, использовались снаружи как торговые лавки. Огнестойкость сооружения позволила устроить торговые ряды по всей длине стадиона, и, несмотря на пожароопасность, исходившую от галерей и лавок, здание простояло полтысячелетия.

Центром стадиона был скаковой круг, где располагалась 300-метровая спина (своего рода запретная площадка, предназначенная для объезда колесниц). Для римлян этот элемент символизировал сломанный хребет врагов Рима. Выше всех здесь возвышался 24-метровый обелиск Рамсеса II, когда-то прославлявший могущество египетского фараона, а теперь служивший прославлению Рима.

Арена была настолько прочной, что позволяла одновременно выпускать на битву десятки крупных животных. Известно, что однажды, во время представления одновременно было выпущено 63 леопарда, 40 медведей и несколько слонов. Для безопасности зрителей по всему периметру арены проходил ров шириной и глубиной в 3 м. Еще Нероном был введен в использование специальный гладкий валик, покрытый слоновой костью, который при касании вращался, не позволяя животным влезать на него. Все эти предосторожности позволяли устраивать действия прямо перед зрителями.

Большой цирк был настолько большим, что и зрелища ему требовались грандиозные, эффектнее всего здесь проходили гонки на колесницах. Колесничие должны были обогнуть круг стадиона 7 раз и остановиться на финише прямо перед императорской ложей. Огибая углы трассы, многие из них оказывались опрокинутыми и погибали под колесами колесниц. В среднем ежегодно на арене стадиона погибало полсотни возничих.

Преемник Траяна император Адриан думал уже не о расширении, а о сохранении обширной территории Рима. Чтобы физически отделить римлян от варваров, он начал строительство гигантской оборонительной стены, как опорного пункта на границе и средство контроля за торговлей между двумя сторонами.

В Англии сохранились следы самой северной границы Рима, так называемого вала Адриана. В 2,5 тысячах км от столицы, он перерезал Англию от Северного до Ирландского моря. 18 млн. камней ушло на строительство этого грандиозного сооружения, на 4,5 м поднимались каменные стены, на 2 м вглубь опускался перед ними оборонительный ров, через каждую милю над валом поднималась сторожевая башня с воротами, в которой размещался гарнизон из 32 солдат в каждом, через каждые 11 км в прекрасно оборудованных 17 крепостях располагались отборные легионеры, по 1000 солдат в каждом форте. На площади в 1,5-2 га размещалось все необходимое: казармы, госпитали, бани. Вокруг военных лагрей со временем появлялись деревни местных жителей. А позже и города, такие как Лондон, Мадрид, Париж… По всей стране, как в Европе, так и в Азии, Рим насаждал свое представление о комфорте, рациональности и красоте.

 

 

166. Валы Адриана в Англии.

Как и Траян, Адриан избороздил всю империю, но из чисто туристского любопытства. С ним связывают стабилизацию границ и усиление административной централизации. Этот культурный человек стал великим реставратором древностей и архитектором римских провинций. Все его официальные сооружения (в осоновном из облицованной каменной кладки) имели двойной смысл: верность традиции принципата, но также страсть к Греции и Египту; Августовское желание создать новый золотой век. Этим объясняется присутствие феникса на некоторых из монет Адриана.

Когда Адриан пришел к власти, римский Форум полностью был занят памятниками Юлиев - Клавдиев или Флавиев. Это почитаемое пространство император пытался переделать в открытую публичную площадь: Домус Тибериана продвинулся до Форума, рядом с виа Нова, обрамленной лавками, появился Атенеум, школа греческой грамматики и риторики. Софисты, философы, просвещенные люди входили в императорское окружение и участвовали в формировании двуязычной культуры, которая переживала в эту эпоху великий расцвет.

С другой стороны Форума, на Велии, Адриан повелел переместить в сторону Колизея Колосс Нерона, превращенный в бога Солнца. На его месте был возведен храм Венеры и Ромы, ставший самым большим святилищем города. Храм, полностью окруженный колоннами на греческий манер, был освящен в 135 г., он покоился на просторном искусственном подиуме, составлявшем пандан храму Юпитера на Капитолии. Внутри две целлы были повернуты спиной друг к другу, согласно оригинальному замыслу, Венера смотрела на Форум, а Вечный Рим – на Колизей. В градостроительном отношении роль храма была весьма существенна, поскольку здание было сооружено между Колизеем и форумом Романум на одной композиционной оси с последним, и его масштаб служил как бы переходной ступенью между крупным масштабом Колизея и более мелкой масштабной структурой древнего форума.

 

 

167. Пантеон.

Лучше всего об изменении политической и культурной обстановки в Риме Антонинов свидетельствует строительство Пантеона, (115-126 г.г.) если в I в. кульминацией развития римской архитектуры стал Колизей – светское общественное здание, то во II в. вершиной архитектуры вновь стало религиозное сооружение - Пантеон – храм всех богов. Огромное пространство Пантеона было соразмерно римским форумам, в нем могло разместиться около 2 тысяч человек. Своими размерами оно уступало знаменитому амфитеатру: 57 х 45 м, но, решением внутреннего замкнутого пространства и качеством синтеза массива колоссальных размеров и ордера, во многом опережало архитектурный уровень прежних времен.

Задача решалась за счет строгого пропорционирования форм. Основная масса купола храма – почти правильная сфера (высота сооружения – 43 м, при диаметре – 43,5 м), вписанная в цилиндр. Портик, украшающий сооружение снаружи, имеет темно-красные египетские гранитные колонны диаметром 1,5 м и высотой 15 м, это в 1,5 раза больше высоты традиционного греческого классического портика, но увеличение колонны позволило превратить ордер в центральный мотив наружного вида Пантеона. С другой стороны, укрупнение форм портика последовательно продолжалось в решении всего фасада. Над портиком Пантеона крутой фронтон, над ним возвышается крупный аттик и выше – ступени под куполом; все эти части вместе с кривой купола связывают цилиндрический массив с ордером портика. Это подчеркивают горизонтальные тяги, расчленяющие цилиндрический массив. Им соответствует сверху закругляющаяся поверхность купола, которая также сводит наружный массив к ширине портика. Узловым пунктом всей наружной композиции является аттик. На фоне его вырисовываются скаты фронтона, и вместе с тем он является верхним завершением промежуточной стенки, приставленной к цилиндру, к которой, в свою очередь, примыкает портик. Так образовывается последовательный ритм линий снизу вверх, подчеркивающий замкнутое внутреннее пространство. Загибающийся цилиндр, круглящийся и завершающий его купол, выявляют наружу свою функцию охватывания и замыкания внутреннего пространства и показывают своими изогнутыми формами, что они относятся к внутренней полости, которая важнее их и по отношению к которой они играют до известной степени служебную роль. Мраморный, богато украшенный портик, явно противопоставленный совсем гладкой кирпичной наружной массе, сразу выделяется как монументальный портал, как роскошный вход во внутреннее пространство.

 

168. Купол Пантеона. Интерьер.

Огромный сферический купол отлит из горизонтальных слоев бетона, в нижней зоне армированного кирпичными арками. Римляне включали в бетон песок вулканического происхождения, но если в нижней части кладки в бетоне содержалось множество крупных гранул, то в верхних последовательно облегченных ярусах уже использовалась мелкая крошка и пемза. Распор купола определил значительную толщину бетонной с кирпичной облицовкой стены в 6,3 м, а также создание непрерывной кольцевой опоры для купола. В систему арочных конструкций включались и арки в нижней зоне самого купола, задачей которых являлась передача давления купола только на пилон.

Внутренняя структура архитектурной формы в Пантеоне подчинялась новой религиозной идее. Человека, вошедшего в Пантеон с освещенной улицы, поражал не только сумрак, окутывающий храм, но и несколько жуткое ощущение таинственности. С одной стороны, сами римляне подчеркивали, что купол храма соответствует небесному своду, с другой стороны, внутренняя масса воспринималась как толща неопределенной глубины, массивность стен подчеркивали огромные внутренние ниши, а центральный 9-метровый проем (опэйон – глазок), через который проникал свет и воздух, создавал ощущение, что поверхность земли находится на уровне этого отверстия.

Членение внутреннего помещения храма строго симметрично. Нижний этаж стен разделен на восемь частей попеременно расположенными 4 прямоугольными и 3 полуциркульными нишами, против средней полуциркульной ниши находился близкий ей по форме прорез арки входа. Главная ниша и по величине несколько большая, выделялась тем, что не отделялась колоннадой от центрального пространства и завершалась не прямым антаблементом, как все боковые ниши, а высокой аркой, конхой, образуя апсиду. Между апсидой и входом образовывалась ось, пронизывающая купольное пространство и направляющая внимание зрителя к главному божеству – Юпитеру.

Каждая из ниш некогда отделялась от центрального пространства двумя большими колоннами коринфского ордера, поддерживавшими довольно простой по формам антаблемент с гладким фризом; только в расположенной против выхода нише эти колонны сильно раздвинуты и обрамляют ее с боков, а антаблемент проходит по вогнутой линии стены, образуя высокую арку, как внутреннее обрамление пролета.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1929; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.