КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Диагностика детско-родительских отношений
Обработка и интерпретация результатов Описание методики В качестве стимульного материала используются восемь цветовых карточек размером 5x3 см, представляющих копию стандартных цветовых карточек из восьмицветового теста М. Люшера. Они предъявляются испытуемому при естественном освещении на белом фоне. Набор включает карточки следующих цветов: темно-синий, сине-зеленый, оранжево-красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный и серый. Тестирование проводится в индивидуальном порядке. Испытуемому предлагается выбрать из разложенных перед ним карточек цвет, подходящий к предложенному психологом понятию, не соотнося его с представлениями об одежде или с чем-либо другим, Необходимо исходить только из того, насколько данному понятию подходит этот цвет. Затем цвета ранжируются испытуемым в порядке предпочтения, начиная с «самого красивого, приятного для глаз» и заканчивая «самым некрасивым, неприятным». С этой целью психолог предлагает испытуемому выбрать из предложенных восьми цветов самый привлекательный. Выбранный цвет убирается, и процедура выбора осуществляется снова до тех пор, пока карточки не закончатся. Интерпретация результатов основывается на сопоставлении цветов, ассоциируемых с каждым из предлагаемых понятий (феноменов), с их местом в раскладке по предпочтению: · 1-е и 2-е места в раскладе по предпочтению ассоциативного цвета символизируют положительное отношение к изучаемому факту; · 3-е и 4-е места — позитивное отношение, · 5-е и 6-е места — нейтральное отношение, · 7-е и 8-е места — негативное отношение (антипатия, неприязнь, отвержение). Таким образом, если с будущим ребенком ассоциируются цвета, занимающие первые места в раскладке по предпочтению, значит, к нему испытуемый относится положительно, эмоционально принимает его. Если, наоборот, с ним ассоциируются цвета, занимающие последние места в раскладке по предпочтению, то отношение к будущему ребенку, вероятнее всего, негативное.
Исходя из понимания семьи как системы, как поля взаимовлияний, можно утверждать, что любые изменения, происходящие в функционировании семьи, будут оказывать влияние на существование всех ее членов и, прежде всего, на развитие ребенка. Дети остро реагируют на любые изменения в семье. Они особенно сенситивны к оценке со стороны взрослых, их позиции по отношению к ним, к состояниям матери и отца и обычно быстро реагируют на изменения стереотипов повседневной жизни. Более того, при переживании семьей кризиса развития, как нормативного, так и ненормативного, самыми уязвимыми членами семьи оказываются именно дети. Наиболее остро дети переживают нарушение контакта с родителями в результате длительных отлучек одного из них или их обоих, отсутствия тепла и заботы со стороны родителей, развода, отказа от ребенка, а также при наличии выраженного внутрисемейного конфликта, влияющего на характер детско-родительских отношений и пр. Таким образом, позитивное общение с родителями — важнейший фактор нормального психологического развития ребенка. Исследование детско-родительских отношений свидится к решению двух основных задач, в соответствии с которыми осуществляется выбор методик (Марковская И. М., 2002): 1.Исследование межличностных отношений в системе «родитель—ребенок» Важнейшей сферой деятельности семейного психолога является работа с родителями, ибо взрослые, находящиеся рядом с ребенком, определяют формирование уникальной для каждого ребенка социальной ситуации развития. Изучая межличностные отношения в системе «родитель—ребенок» с точки зрения родителей, семейный психолог-практик обращает внимание на особенности семейного воспитания: отношение родителей к ребенку и жизни в семье, родительские установки и реакции, нарушения воспитательного процесса в семье, причины отклонений в семейном воспитании, типы воспитания, уровень родительской компетентности. Эти аспекты взаимоотношений родителей и детей исследуются с помощью следующих методик: · методика измерения родительских установок и реакций (РАКЛ) (Е. Шефер, Р. Белл; в адаптации Т. Н. Нещерет); С1 опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) (В. В. Юстицкис, Э. Г. Эйдемиллер); П тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А. Я. Варга, В. В. Столин); · опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (вариант для взрослых) (И. М. Марковская). 2. Исследование межличностных отношений в системе «родитель—ребенок» · проективный графический тест «Рисунок семьи»; · проективная методика Р. Жиля; · опросник «Взаимодействие родитель—ребенок» (вариант для детей) (И. М. Марковская); · опросник «Родителей оценивают дети» — модификация опросника «Анализ семейных отношений» (АСВ), выполненная И. А. Фурмановым и А. А. Аладьиным.
5.1.Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ)
Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В., 2000) существует в двух вариантах — детском и подростковом. Методика предназначена для изучения опыта родителей в воспитании ребенка (подростка) и поиска ошибок в родительском воспитании. Она позволяет диагностировать дисфункции в системе взаимного влияния членов семьи, нарушения в структурно-ролевом аспекте жизнедеятельности семьи и в механизме ее интеграции.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1680; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |