Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диагностика детско-родительских отношений




Обработка и интерпретация результатов

Описание методики

В качестве стимульного материала используются восемь цветовых карточек размером 5x3 см, представляющих копию стандартных цветовых карточек из восьмицветового теста М. Люшера. Они предъявляются испытуемому при ес­тественном освещении на белом фоне. Набор включает карточки следующих цветов: темно-синий, сине-зеленый, оранжево-красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный и серый.

Тестирование проводится в индивидуальном порядке. Испытуемому пред­лагается выбрать из разложенных перед ним карточек цвет, подходящий к пред­ложенному психологом понятию, не соотнося его с представлениями об одеж­де или с чем-либо другим, Необходимо исходить только из того, насколько данному понятию подходит этот цвет.

Затем цвета ранжируются испытуемым в порядке предпочтения, начиная с «самого красивого, приятного для глаз» и заканчивая «самым некрасивым, непри­ятным». С этой целью психолог предлагает испытуемому выбрать из предложен­ных восьми цветов самый привлекательный. Выбранный цвет убирается, и про­цедура выбора осуществляется снова до тех пор, пока карточки не закончатся.

Интерпретация результатов основывается на сопоставлении цветов, ассо­циируемых с каждым из предлагаемых понятий (феноменов), с их местом в раскладке по предпочтению:

· 1-е и 2-е места в раскладе по предпочтению ассоциативного цвета сим­волизируют положительное отношение к изучаемому факту;

· 3-е и 4-е места — позитивное отношение,

· 5-е и 6-е места — нейтральное отношение,

· 7-е и 8-е места — негативное отношение (антипатия, неприязнь, отвержение).

Таким образом, если с будущим ребенком ассоциируются цвета, занимаю­щие первые места в раскладке по предпочтению, значит, к нему испытуемый относится положительно, эмоционально принимает его. Если, наоборот, с ним ассоциируются цвета, занимающие последние места в раскладке по предпо­чтению, то отношение к будущему ребенку, вероятнее всего, негативное.

 

Исходя из понимания семьи как системы, как поля взаимовлияний, можно утверждать, что любые изменения, происходящие в функционировании семьи, будут оказывать влияние на существование всех ее членов и, прежде всего, на развитие ребенка. Дети остро реагируют на любые изменения в семье. Они осо­бенно сенситивны к оценке со стороны взрослых, их позиции по отношению к ним, к состояниям матери и отца и обычно быстро реагируют на изменения стереотипов повседневной жизни. Более того, при переживании семьей кри­зиса развития, как нормативного, так и ненормативного, самыми уязвимыми членами семьи оказываются именно дети.

Наиболее остро дети переживают нарушение контакта с родителями в ре­зультате длительных отлучек одного из них или их обоих, отсутствия тепла и заботы со стороны родителей, развода, отказа от ребенка, а также при наличии выраженного внутрисемейного конфликта, влияющего на характер детско-родительских отношений и пр. Таким образом, позитивное общение с родите­лями — важнейший фактор нормального психологического развития ребенка.

Исследование детско-родительских отношений свидится к решению двух основных задач, в соответствии с которыми осуществляется выбор методик (Марковская И. М., 2002):

1.Исследование межличностных отношений в системе «родитель—ребенок»
с точки зрения родителя.

Важнейшей сферой деятельности семейного психолога является работа с родителями, ибо взрослые, находящиеся рядом с ребенком, определяют фор­мирование уникальной для каждого ребенка социальной ситуации развития. Изучая межличностные отношения в системе «родитель—ребенок» с точки зре­ния родителей, семейный психолог-практик обращает внимание на особен­ности семейного воспитания: отношение родителей к ребенку и жизни в се­мье, родительские установки и реакции, нарушения воспитательного процесса в семье, причины отклонений в семейном воспитании, типы воспитания, уро­вень родительской компетентности.

Эти аспекты взаимоотношений родителей и детей исследуются с помощью следующих методик:

· методика измерения родительских установок и реакций (РАКЛ) (Е. Шефер, Р. Белл; в адаптации Т. Н. Нещерет); С1 опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) (В. В. Юстицкис, Э. Г. Эйдемиллер); П тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А. Я. Варга, В. В. Столин);

· опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (вариант для взрослых) (И. М. Марковская).

2. Исследование межличностных отношений в системе «родитель—ребенок»
глазами ребенка:

· проективный графический тест «Рисунок семьи»;

· проективная методика Р. Жиля;

· опросник «Взаимодействие родитель—ребенок» (вариант для детей) (И. М. Марковская);

· опросник «Родителей оценивают дети» — модификация опросника «Ана­лиз семейных отношений» (АСВ), выполненная И. А. Фурмановым и А. А. Аладьиным.

 

5.1.Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ)

 

Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В., 2000) существует в двух вариантах — детском и подростковом.

Методика предназначена для изучения опыта родителей в воспитании ре­бенка (подростка) и поиска ошибок в родительском воспитании. Она позволя­ет диагностировать дисфункции в системе взаимного влияния членов семьи, нарушения в структурно-ролевом аспекте жизнедеятельности семьи и в меха­низме ее интеграции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1636; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.