КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Кемерово 2007
Биохимия и молекулярная биология: Учебно-методическое пособие. Сост.: И. Л. Голенда, А. М. Голенда, А. С. Сарсацкая – Кемерово: КемГУ, 2007. – 190 с.
Cоставлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 011600 – Биология (2000 г.), квалификационной характеристикой выпускника специальности 011600 – Биология (2001) и рабочей программой для университетов УМО университетов РФ (2005). Материал сгруппирован согласно тематическому плану лекций и лабораторных занятий и предназначен как руководство, для непосредственной подготовки студентов 3 курса ДО и 4 курса ОЗО биологического факультета к выполнению работ и экзамену.
Рекомендовано методической Рассмотрено и утверждено комиссией биологического на заседании кафедры факультета физиологи человека и животных и валеологии «»________________2006 г. «»_______________2006 г.
Председатель методкомиссии Заведующий кафедрой __________Л.Н. Ковригина ______________ Э.М. Казин
© ГОУ ВПО «Кемеровский госу- дарственный университет», 2007 ОГЛАВЛЕНИЕ стр.
Биохимия – одна из фундаментальных дисциплин профессионального образования биологов любой специальности. Порядка 150 лет она изучает состав и свойства и свыше века – биокатализ, взаимопревращения и функции молекул в организмах. С 1985 г., когда предмет уже обогатили новые подходы, объекты и методы исследований, а в молекулах биополимеров увидели «молекулярные машины», эту разветвленную область знаний официально назвали молекулярной биологией. Современная «Биохимия и молекулярная биология» – основа универсального языка, представляющего однотипные принципы структурообразования, морфофункциональных свойств и метаболизма живых систем любого уровня сложности, от клеток до биосферы, в их единстве с окружающей средой. С другой стороны, ассортимент задач, приборов, материалов и приемов работы биохимика невероятно разросся. При этом устройства, по мере их автоматизации и компьютеризации, все больше превращаются в «черный ящик» для пользователей. Поэтому растет потребность в пособии, совмещающем освоение традиционных приемов биохимического анализа с упрощенно-описательным изложением их теоретических основ. По замыслу, оно должно позволить студентам, освоить выбор оптимальных сочетаний решения возникающих перед ними задач, с экономичностью подходов. Традиционно, студенты ДО биофака КемГУ изучают наш курс в 5-м семестре (18 недель), после освоения дисциплин естественнонаучного цикла, биофизики и морфологии. Для этого, учебный план еженедельно отводит по 3 ч на лекции и лабораторные занятия и, не менее 62 ч на самостоятельную работу. Соответственно, студенты ОЗО встречаются с курсом в 6-м (20 ч. лекций и получение контрольного задания) и 7-м семестрах (проверка выполнения контрольной работы и 16 ч. лабораторных занятий). Оба варианта обучения завершаются групповой консультацией и экзаменом. Рабочая программа курса предусматривает, что независимо от специализации и профиля будущей работы, любой биолог должен: 1. Знать особенности элементного и молекулярного состава клеток и организмов, в сравнении с окружающей средой. 2. Понимать роль полифункциональности ионов, биомолекул и слабых взаимодействий в создании метастабильных конформаций и комплементарных поверхностей биополимеров и их агрегатов. 3. Исходить из вынужденных сдвигов конформаций биополимеров при их комплементарных взаимодействиях с лигандами, в процессах выполнения генетической, биоэнергетической, метаболической и сенсорной = рецепторной функций. 4. Представлять условия и основные этапы биопоэза, механизмы эволюции и адаптации живых систем к окружающей среде. 5. Владеть знанием техники консервации биообразцов и навыками основных приемов их лабораторного анализа, дающих современным диагностам до 90 % полезной информации. Противоречие семестрового объема курса широте и глубине сведений стремительно развивающейся дисциплины, вынуждают рассчитывать, как на базовые знания студентов, так и на их сознательную и еженедельную подготовку к лекциям и лабораторным занятиям. Это подразумевает самостоятельную работу студентов = = СРС, включая: 1. Обязательное наличие спецодежды = лабораторного халата и перчаток для работ с биоматериалом. 2. Оформление протоколов предстоящих занятий по пяти позициям: 1. Дата, порядковый номер, тема занятия и название каждой лабораторной работы. 2. Принцип метода исследований и сфера его применения 3. Краткое и четкое описание основных этапов хода работы. 4. Результаты исследований. 5. Выводы. Понятно, что два последних пункта выполняют по завершении опыта. Особо подчеркнем, что о продуманном и глубоком усвоении материала свидетельствуют лишь четкие формулировки выводов,содержащих элементы обобщений. 3. Систематизацию знаний с помощью конспектов, доступных руководств и справочников, при творческом подходе к пересказу усвоенного, разработке схем, таблиц, компьютерных программ и другим приемам обучения. Лишь при этих условиях, время занятий удастся расходовать рационально: для проверки заготовок протоколов, разбора неясностей, затрудняющих освоение темы и инструктажа по предстоящим работам. Как обычно, завершаются лабораторные работы их индивидуальной защитой. Также, на втором занятии, студенты, желающие сделать 10-минутное реферативное сообщение, информируют преподавателя, об избранной теме и сроках его подготовки, для коллективного обсуждения и оценки. В соответствии с расписанием, индивидуальные консультации проводятся раз в неделю, а групповая – перед экзаменом. Оба семинарских занятия отведены для письменного контроля знаний, реферативных сообщений и разбора трудностей. Итоговые занятия совмещены с контрольными точками и посвящены проверке усвоения основных материалов курса. Студент, пропустивший лабораторное занятие, должен отработать его в течение ближайших одной-двух недель. Иначе, из-за ограниченных сроков годности дорогостоящих тест-наборов реактивов, ему придется приобретать их за свой счет. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Комов В. П., Шведова В. Н. Биохимия. – М.: Дрофа, 2004. – 640 с. 2. Кольман Я., Рём К.-Г. Наглядная биохимия. – М.: Мир, 2004. – 469 с. (http://biochemistry.vov.ru/nagl_bio/index.htm) 3. Филиппович Ю. Б. Основы биохимии. – М.: Высшая школа, 1999. – 512 с. 4. Эллиот В., Эллиот Д. Биохимия и молекулярная биология. – М.: Изд-во НИИ Биомедицинской химии РАМН, 2000. – 372 с. 5. Практикум по биохимии. Под ред. С. Е. Северина и Г. А. Соловьевой. – М.: Изд-во Московского университета, 1989. – 509 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Химия и общество. – М.: Мир, 1995. – 560 с. 2. Фримантл М. Химия в действии в 2-х тт. – М.: Мир, 1991 и 1998 гг. 3. Ленинджер А. Основы биохимии в 3-х тт. – М.: Мир, 1985. 4. Кнорре Д. Г., Мызина С. Д. Биологическая химия. – М.: Высшая Школа, 1992 и 1998 гг. 5. Плакунов В. К. Основы энзимологии. – М.: Логос, 2001. – 126 с. 6. Биохимия. Под ред. чл.-корр. РАН, проф. Е. С. Северина. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. – 674 с. 7. Мусил Я. и др. Современная биохимия в схемах. – М.: Мир, 1981. – 216 с. 8. Скоупс Р. Методы очистки белков. – М.: Мир, 1985. – 358 с. 9. Албертс Б. и др. Молекулярная биология клетки. В 4-х томах. – М.: Мир, 1994. 10. Рис Э., Стернберг М. Введение в молекулярную биологию. – М.: Мир, 2003. – 118 с. 11. Коничев А. С., Севастьянова Г. А. Молекулярная биология. – М.: ACADEMIA, 2003. – 400 с. 12. Тарантул В. З. Геном человека. – М.: Языки славянской культуры, 2003. – 392 с. 13. Патрушев Л. И. Искусственные генетические системы. – М.: Наука, 2004. – Т.1. – 526 с. 14. Досон Р. и др. Справочник биохимика. – М.: Мир, 1991. – 544 с. 15. Фрайштат Д. М. Реактивы и препараты для микроскопии. Справочник. – М.: Химия, 1980. – 480 с. 16. Уайт А. и др. Основы биохимии. В трех томах. – М.: Мир, 1981. 17. Жеребцов Н. А.и др. Биохимия. – Воронеж.: Изд-во Воронежского госуниверситета, 2002. – 696 с. 18. Кларк. Д., Рассел Л. Молекулярная биология. – М.: 2004.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 537; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |