Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кемерово 2007




Биохимия и молекулярная биология: Учебно-методическое пособие.

Сост.: И. Л. Голенда, А. М. Голенда, А. С. Сарсацкая – Кемерово: КемГУ, 2007. – 190 с.

 

Cоставлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 011600 – Биология (2000 г.), квалификационной характеристикой выпускника специальности 011600 – Биология (2001) и рабочей программой для университетов УМО университетов РФ (2005). Материал сгруппирован согласно тематическому плану лекций и лабораторных занятий и предназначен как руководство, для непосредственной подготовки студентов 3 курса ДО и 4 курса ОЗО биологического факультета к выполнению работ и экзамену.

 

 

Рекомендовано методической Рассмотрено и утверждено

комиссией биологического на заседании кафедры

факультета физиологи человека и

животных и валеологии

«»________________2006 г. «»_______________2006 г.

 

Председатель методкомиссии Заведующий кафедрой

__________Л.Н. Ковригина ______________ Э.М. Казин

 

© ГОУ ВПО «Кемеровский госу-

дарственный университет», 2007


ОГЛАВЛЕНИЕ

стр.

Введение ……………………………………………………  
Занятие 1 Организация работ в лаборатории …………….  
Занятие 2 Вода, ее свойства и методы измерений рН …...  
Занятие 3 Типы, дозировка и способы анализа растворов  
Занятие 4 Методы спектроскопии в анализе биомолекул и клеток …………………………………………  
Занятие 5 Семинар по проблемам статической биохимии и биопоэза ………………………………………  
Занятие 6 Основные приемы препаративной биохимии..  
Занятие 7 Методы количественного анализа белков ……  
Занятие 8 Деление молекулярных смесей методами хроматографии ……………………………………..  
Занятие 9 Итоговое № 1. Статическая биохимия и матричные биосинтезы …………………………….  
Занятие 10 Разделение биополимеров методами электрофореза ……………………………………….  
Занятие 11 Количественный анализ и свойства ферментов  
Занятие 12 Брожение, как модель изучения метаболизма..  
Занятие 13 Углеводы. Методы определения и диагностическая роль глюкозы …………………………...  
Занятие 14 Основы химии и метаболизма липидов и биомембран ……………………………………..  
Занятие 15 Семинар по проблемам энергообмена ………..  
Занятие 16 Основы обмена азотистых соединений ………  
Занятие 17 Семинар по интеграции метаболизма ………...  
Занятие 18 Итоговое № 2. Способы управления метаболизмом ………….  
Приложение …………………………………………………..  

 

    ВВЕДЕНИЕ
Есть лишь одно благо – знание и лишь одно зло – невежество. Сократ (ок. 470-399 до н.э.)

Биохимия – одна из фундаментальных дисциплин профессионального образования биологов любой специальности. Порядка 150 лет она изучает состав и свойства и свыше века – биокатализ, взаимопревращения и функции молекул в организмах. С 1985 г., когда предмет уже обогатили новые подходы, объекты и методы исследований, а в молекулах биополимеров увидели «молекулярные машины», эту разветвленную область знаний официально назвали молекулярной биологией. Современная «Биохимия и молекулярная биология» – основа универсального языка, представляющего однотипные принципы структурообразования, морфофункциональных свойств и метаболизма живых систем любого уровня сложности, от клеток до биосферы, в их единстве с окружающей средой.

С другой стороны, ассортимент задач, приборов, материалов и приемов работы биохимика невероятно разросся. При этом устройства, по мере их автоматизации и компьютеризации, все больше превращаются в «черный ящик» для пользователей. Поэтому растет потребность в пособии, совмещающем освоение традиционных приемов биохимического анализа с упрощенно-описательным изложением их теоретических основ. По замыслу, оно должно позволить студентам, освоить выбор оптимальных сочетаний решения возникающих перед ними задач, с экономичностью подходов.

Традиционно, студенты ДО биофака КемГУ изучают наш курс в 5-м семестре (18 недель), после освоения дисциплин естественнонаучного цикла, биофизики и морфологии. Для этого, учебный план еженедельно отводит по 3 ч на лекции и лабораторные занятия и, не менее 62 ч на самостоятельную работу. Соответственно, студенты ОЗО встречаются с курсом в 6-м (20 ч. лекций и получение контрольного задания) и 7-м семестрах (проверка выполнения контрольной работы и 16 ч. лабораторных занятий). Оба варианта обучения завершаются групповой консультацией и экзаменом. Рабочая программа курса предусматривает, что независимо от специализации и профиля будущей работы, любой биолог должен:

1. Знать особенности элементного и молекулярного состава клеток и организмов, в сравнении с окружающей средой.

2. Понимать роль полифункциональности ионов, биомолекул и слабых взаимодействий в создании метастабильных конформаций и комплементарных поверхностей биополимеров и их агрегатов.

3. Исходить из вынужденных сдвигов конформаций биополимеров при их комплементарных взаимодействиях с лигандами, в процессах выполнения генетической, биоэнергетической, метаболической и сенсорной = рецепторной функций.

4. Представлять условия и основные этапы биопоэза, механизмы эволюции и адаптации живых систем к окружающей среде.

5. Владеть знанием техники консервации биообразцов и навыками основных приемов их лабораторного анализа, дающих современным диагностам до 90 % полезной информации.

Противоречие семестрового объема курса широте и глубине сведений стремительно развивающейся дисциплины, вынуждают рассчитывать, как на базовые знания студентов, так и на их сознательную и еженедельную подготовку к лекциям и лабораторным занятиям. Это подразумевает самостоятельную работу студентов = = СРС, включая:

1. Обязательное наличие спецодежды = лабораторного халата и перчаток для работ с биоматериалом.

2. Оформление протоколов предстоящих занятий по пяти позициям: 1. Дата, порядковый номер, тема занятия и название каждой лабораторной работы. 2. Принцип метода исследований и сфера его применения 3. Краткое и четкое описание основных этапов хода работы. 4. Результаты исследований. 5. Выводы. Понятно, что два последних пункта выполняют по завершении опыта. Особо подчеркнем, что о продуманном и глубоком усвоении материала свидетельствуют лишь четкие формулировки выводов,содержащих элементы обобщений.

3. Систематизацию знаний с помощью конспектов, доступных руководств и справочников, при творческом подходе к пересказу усвоенного, разработке схем, таблиц, компьютерных программ и другим приемам обучения. Лишь при этих условиях, время занятий удастся расходовать рационально: для проверки заготовок протоколов, разбора неясностей, затрудняющих освоение темы и инструктажа по предстоящим работам. Как обычно, завершаются лабораторные работы их индивидуальной защитой. Также, на втором занятии, студенты, желающие сделать 10-минутное реферативное сообщение, информируют преподавателя, об избранной теме и сроках его подготовки, для коллективного обсуждения и оценки.

В соответствии с расписанием, индивидуальные консультации проводятся раз в неделю, а групповая – перед экзаменом. Оба семинарских занятия отведены для письменного контроля знаний, реферативных сообщений и разбора трудностей. Итоговые занятия совмещены с контрольными точками и посвящены проверке усвоения основных материалов курса.

Студент, пропустивший лабораторное занятие, должен отработать его в течение ближайших одной-двух недель. Иначе, из-за ограниченных сроков годности дорогостоящих тест-наборов реактивов, ему придется приобретать их за свой счет.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Комов В. П., Шведова В. Н. Биохимия. – М.: Дрофа, 2004. – 640 с.

2. Кольман Я., Рём К.-Г. Наглядная биохимия. – М.: Мир, 2004. – 469 с. (http://biochemistry.vov.ru/nagl_bio/index.htm)

3. Филиппович Ю. Б. Основы биохимии. – М.: Высшая школа, 1999. – 512 с.

4. Эллиот В., Эллиот Д. Биохимия и молекулярная биология. – М.: Изд-во НИИ Биомедицинской химии РАМН, 2000. – 372 с.

5. Практикум по биохимии. Под ред. С. Е. Северина и Г. А. Соловьевой. – М.: Изд-во Московского университета, 1989. – 509 с.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Химия и общество. – М.: Мир, 1995. – 560 с.

2. Фримантл М. Химия в действии в 2-х тт. – М.: Мир, 1991 и 1998 гг.

3. Ленинджер А. Основы биохимии в 3-х тт. – М.: Мир, 1985.

4. Кнорре Д. Г., Мызина С. Д. Биологическая химия. – М.: Высшая Школа, 1992 и 1998 гг.

5. Плакунов В. К. Основы энзимологии. – М.: Логос, 2001. – 126 с.

6. Биохимия. Под ред. чл.-корр. РАН, проф. Е. С. Северина. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. – 674 с.

7. Мусил Я. и др. Современная биохимия в схемах. – М.: Мир, 1981. – 216 с.

8. Скоупс Р. Методы очистки белков. – М.: Мир, 1985. – 358 с.

9. Албертс Б. и др. Молекулярная биология клетки. В 4-х томах. – М.: Мир, 1994.

10. Рис Э., Стернберг М. Введение в молекулярную биологию. – М.: Мир, 2003. – 118 с.

11. Коничев А. С., Севастьянова Г. А. Молекулярная биология. – М.: ACADEMIA, 2003. – 400 с.

12. Тарантул В. З. Геном человека. – М.: Языки славянской культуры, 2003. – 392 с.

13. Патрушев Л. И. Искусственные генетические системы. – М.: Наука, 2004. – Т.1. – 526 с.

14. Досон Р. и др. Справочник биохимика. – М.: Мир, 1991. – 544 с.

15. Фрайштат Д. М. Реактивы и препараты для микроскопии. Справочник. – М.: Химия, 1980. – 480 с.

16. Уайт А. и др. Основы биохимии. В трех томах. – М.: Мир, 1981.

17. Жеребцов Н. А.и др. Биохимия. – Воронеж.: Изд-во Воронежского госуниверситета, 2002. – 696 с.

18. Кларк. Д., Рассел Л. Молекулярная биология. – М.: 2004.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 537; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.093 сек.