Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие об ощущении




Ощущение

Темы рефератов

1. Эмоции и эффективность деятельности человека.

2. Саморегуляция эмоциональных состояний.

3. Состояние стресса, механизм развития, влияние на деятельность.

4. Стресс и конструктивные способы его преодоления.

5. Формирование волевых качеств личности.

6. Волевая регуляция деятельности и её смысловая природа.

7. Воспитание и самовоспитание воли.

8. Значение воли в организации и регуляции профессиональной деятельности.

9. Роль мотивов в формировании эмоциональных и волевых процессов.

10. Психологическая защита и совладание – механизмы овладения поведением.

Рекомендуемая литература

1. Аболин, Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости / Л.М. Аболин. Казань, 1987.

2. Вартанян, Г.А., Петров, Е.С. Эмоции и поведение / Г.А. Вартанян, Е.С. Петров. Л., 1989.

3. Василюк, Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций / Ф.Е. Василюк. М., 1984.

4. Вилюнас, В.К. Психология эмоциональных явлений / В.К.Вилюнас. М., 1976.

5. Выготский, Л.С.Проблема воли и её развитие в детском возрасте / Собрание сочинений: В 6т. Т.3 / Л.С. Выготский. М., 1983.

6. Высотский, А.И. Волевая активность школьников и методы её изучения / А.И. Высотский. Челябинск, 1979.

7. Гозман, Л.Я. Психология эмоциональных отношений / Л.Я.Гозман. М., 1987.

8. Гоноболин, Ф.Н. Воля, характер, деятельность / Ф.Н. Гоноболин. Минск, 1996.

9. Додонов, Б.И. В мире эмоций / Б.И. Додонов. Киев,. 1987.

10. Иванников, В.А. Психологические механизмы волевой регуляции / В.А.Иванников. М., 1998.

11. Изард, К.Е. Психология эмоций / К.Е.Изард. СПб., 1999.

12. Ильин, Е.П. Мотивация и воля / Е.П.Ильин. СПб., 2000.

13. Ильин, Е.П. Психология воли / Е.П.Ильин. СПб.,2000.

14. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П.Ильин. М., 1994.

15. Орлов, Ю.М. Восхождение к индивидуальности / Ю.М.Орлов. М., 1991.

16. Селиванов, В.И. Волевая регуляция активности личности / В.И.Селиванов // Психологический журнал. 1982. №4. С.15-19.

17. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г.Селье. М., 1989.

18. Столяренко, Л.Д. Основы общей психологии / Л.Д.Столяренко. Ростов-на-Дону, 2000.

19. Экспериментальные исследования волевой активности. Рязань, 1986.

20. Якобсон, П.М. психология чувств и мотивация / П.М. Якобсон. М., Воронеж, 1998.

 

Глава 7. Познавательные психические процессы

Простейшим познавательным психическим процессом является ощущение. Процесс ощущения возникает вследствие воздействия на органы чувств различных материальных факторов, которые называются раздражителями, а сам процесс этого воздействия – раздражением. В свою очередь, раздражение вызывает еще один процесс – возбуждение, которое по центростремительным или афферентным нервам переходит в кору головного мозга, где и возникают ощущения. Таким образом, ощущение является чувственным отображением объективной реальности.

Сутьощущения состоит в отражении отдельных свойств предмета. Каждый раздражитель имеет свои характеристики, в зависимости от которых он может восприниматься определенными органами чувств. Например, мы можем слышать звук дождя или ощутить его капли на теле.

Физиологической основой ощущений является деятельность сложных комплексов анатомических структур, названных И.П.Павловым анализаторами. Каждый анализатор состоит из трех частей:

1) периферического отдела, называемого рецептором (рецептор – это воспринимающая часть анализатора, его основная функция – трансформация внешней энергии в нервный процесс);

2) проводящих нервных путей;

3) корковых отделов анализатора, в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.

Определенным рецепторам соответствуют определенные участки коры. Для возникновения ощущения необходимо задействовать все составные части анализатора.

Анализатор – это активный орган, рефлекторно перестраивающийся под воздействием раздражителей, поэтому ощущение не является пассивным процессом, оно всегда включает в себя двигательные компоненты. Например, рефлекторное сужение глазного зрачка под действием светового раздражителя. Таким образом, ощущения вовсе не являются пассивными процессами – они носят активный, или рефлекторный, характер.

Следует отметить, что ощущения являются не только источником наших знаний о мире, но и наших чувств и эмоций. Простейшая форма эмоционального переживания – это так называемый чувственный или эмоциональный тон ощущений, т.е. чувство, непосредственно связанное с ощущением. Например, вкус сладкого и горького, легкая мелодия или резкий шум.

Ощущения связывают человека с внешним миром и являются как основным источником информации о нем, так и основным условием психического развития. Ощущения человека – это продукт исторического развития, и поэтому они качественно отличаются от ощущений животных. У животных развитие ощущений целиком ограничено их биологическими, инстинктивными потребностями. У многих животных отдельные виды ощущений поражают своей тонкостью, однако проявление этой тонко развитой способности ощущения не может выйти за пределы того круга объектов и их свойств, которые имеют непосредственное жизненное значение для животных данного вида. Например, ультразвуковая чувствительность у дельфинов.

У человека способность ощущать не ограничена биологическими потребностями. Труд создал у него несравненно более широкий, чем у животных, круг потребностей, а в деятельности, направленной на удовлетворение этих потребностей, постоянно развивались способности человека, в том числе и способность ощущать. Поэтому человек может ощущать гораздо большее количество свойств окружающих его предметов, чем животное.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 579; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.