Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И теории предельной полезности




Р и с. 6. Основные различия в трудовой теории стоимости

Проблема взаимоотношения трудовой теории стоимости и теории предельной полезности активно обсуждалась на всем протяжении предшествующего столетия. Это определяется тем, что трудовая теория стоимости и теория предельной полезности, с одной стороны, идеологически противостоят друг другу, с другой - каждая из них претендует на целостное, системное видение экономических процессов. В действительности же точки соприкосновения между данными теориями имеются, поскольку в центре их анализа находится одна и та же проблема - закон, определяющий товарные цены. Фактически трудовая теория стоимости и теория предельной полезности рассматривают одну и ту же проблему - проблему формирования общественно необходимого труда, образующего стоимость товара. Можно ли определить, какой труд является общественно необходимым без субъективных оценок потребителей?

Эти оценки представляют собой сам процесс признания (или непризнания) общественного характера труда, затраченного на производство товара. Неспособность товара удовлетворять потребности покупателей означает, что затраченный на его изготовление труд не образует стоимости. Покупатели своими действиями на рынке превращают индивидуальные стоимости товаров в общественную стоимость и, следовательно, принимают самое непосредственное участие в формировании общественно необходимого труда. Однако на вооружение берутся две различные исходные посылки: трудовая теория стоимости изучает проблему с позиции товаропроизводителя, предельная теория полезности - с позиции потребителя. Между тем в процессе формирования общественной стоимости товаров участвуют как производители, так и потребители.

Двойственность формирования общественно необходимого труда (труд и потребность) означает, что трудовая теория стоимости и теория предельной полезности - эти идеологически соперничающие друг с другом концепции, - по существу, дополняют друг друга и только вместе, в совокупности своих трактовок могут дать достаточно полную картину механизма закона стоимости, а тем самым и процесса ценообразования.

Теоретики австрийской школы исследовали иной аспект действия закона трудовой стоимости, который классическая школа Смита и Рикардо, а также Маркс в силу ряда идеологических и исторических причин оставили в тени, а именно участие покупателей в формировании общественно необходимого труда. Неоклассика, составной частью которой является австрийская школа, сосредоточилась на изучении внешних количественных функциональных экономических зависимостей, на законах экономической формы (законе спроса и предложения, проблеме эластичности), в отличие от классической школы и марксизма, которые акцентировали свое внимание на сущностных экономических законах (закон стоимости, закон средней нормы прибыли и т.п.). Но законы экономической формы и сущностные экономические законы - это лишь различные срезы, своего рода уровни действия целостных механизмов объективных экономических законов.

Тем самым австрийская школа конкретизировала анализ как общественной стоимости товара, так и его общественной потребительной стоимости. Она заполнила важный пробел в развитии трудовой теории стоимости, не сумевшей оценить роль потребителей в процессе формирования общественно необходимого труда. Идеологически противостоящие друг другу классическая и неоклассическая традиции в экономической теории в научном отношении дополняют друг друга. Идеологически они выступают как "противоположности". Однако именно идеология в конечном счете определяет вектор движения научной мысли. По этой причине мера дополнительности определяется мерой противоположности. Вовсе не случайно, что именно трудовая теория стоимости и теория предельной полезности в научном аспекте наиболее полно дополняют друг друга.

 

§ 4. Неоклассический синтез теории стоимости

Впервые вопрос о создании новой теории, объединяющей положительные моменты учений, поставил в XIX в. русский историк, экономист И. Туган-Барановский. Он одним из первых попытался осуществить пересмотр трактовки исходных в экономической науке категорий: ценности и стоимости. В своем капитальном труде "Основы политической экономии" ученый писал: "Теории предельной полезности и трудовая, несомненно, противоположны, но отнюдь не противоречивы. Рикардо и Менгер сосредотачивают свое внимание на различных сторонах одного и того же процесса. Теория Рикардо подчеркивает объективные факторы ценности; теория Менгера - субъективные моменты оценки… теория Рикардо не исключает, а лишь дополняет теорию предельной полезности"[11].

Существует определенная связь между ценностью продукта и его трудовой стоимостью. В соответствии с этим М. Туган-Барановский обосновал положение, согласно которому предельные полезности воспроизводимых продуктов пропорциональны их трудовым стоимостям. Трудовая стоимость - определяющий фактор, полезность блага - определяемый.

Общественный спрос М. Туган-Барановский рассматривает как проявление общественной потребности. Общественное предложение есть результат общественного разделения труда по различным отраслям и сферам производства. Тем самым ученый выделял объективные и субъективные факторы, лежащие в основе цены.

Основателем нового направления в теории стоимости и цен стал английский экономист Альфред Маршалл. Он в своих работах отошел от принципа монизма, т.е. поиска единого источника, единственного основания.

Так, у Маркса единственным источником стоимости является труд. Теория же предельной полезности, напротив, полностью абстрагируется от трудовых затрат. А. Маршалл считает, что ценность товаров определяется предельной полезностью и издержками производства в равной степени. Он соединил теорию издержек производства с теорией спроса и предложения и с теорией предельной полезности, что способствовало переходу к функциональному анализу. Это можно охарактеризовать его знаменитой фразой: "Мы могли бы с равным основанием спорить о том, регулируется ли стоимость полезностью или издержками производства, как и о том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц".

А. Маршаллом был сформулирован неоклассический подход теории стоимости. Его позиция определения стоимости сводится к выяснению взаимодействия рыночных сил, лежащих на стороне спроса в виде предельной полезности, и предложения в виде издержек производства. Отсюда А. Маршалл делает вывод: полезность определяет предлагаемое количество, предлагаемое количество определяет издержки производства, издержки производства определяют ценности. Он считал, что цена, которую согласен уплатить за товар покупатель, определяется полезностью товара, при этом полезность он рассматривал как максимальную стоимость, которую может уплатить за товар покупатель.

При определении цен А. Маршалл выделял два фактора, влияющих на цены: предельная полезность и издержки производства. Он считал, что цена, назначенная продавцом товара, определяется издержками его производства, а рыночные цены устанавливаются покупателями и продавцами в результате спроса и предложения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 519; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.