Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сфера услуг




 

Важнейшая закономерность XX в. − трансформация индустриальной экономики, сменившей в предшествующее столетие многовековое господство аграрной системы хозяйства, в постиндустриальную, или экономику услуг. Усложнение техники, технологий, структуры производства, рост жизненного уровня населения и его социальной активности, а также совершенствование самого человека вследствие повышения образовательного и культурного уровня и т.д. последовательно расширяли спектр потребностей производства и населения далеко за пределы их видов, удовлетворяемых вещным производством.

Совокупное воздействие этих основополагающих причин вызвало на протяжении XX в. существенное изменение пропорций распределения ресурсов и продукции между тремя основными секторами хозяйства. Экспансия услуг в экономике развитых стран на протяжении первой половины XX в. осуществлялась при одновременном относительном расширении индустриального сектора, но более медленном в сравнении с услугами. В США примерно в 50-х годах, а в других западных странах в 60-х произошел перелом этой тенденции, а структура занятости и производства стала меняться в пользу услуг за счет перемещения в эту сферу работников не только из сельского хозяйства, но и из индустриального сектора. Вступление западных стран в новую, постиндустриальную стадию и в экономику услуг можно, таким образом, датировать серединой XX в., хотя и с неизбежно высокой степенью условности.

Становление экономики услуг − универсальный процесс, свойственный всем странам. Но реализуется он в каждой из них по мере вызревания внутренних предпосылок, в прямой зависимости от уровня экономического развития. В странах экономически слабо развитых хозяйственная деятельность сводится преимущественно к производству вещной продукции. Чем выше уровень развития хозяйства, производительность труда, тем выше роль в структуре экономики трудовой деятельности, направленной на производство нематериальных, неосязаемых видов продукции, выраженных в форме услуги. Эти закономерности на рубеже веков проявляются в полной мере. В результате длительной эволюции к концу XX – началу XXI в. доля услуг в мировом ВВП достигла 68%. Анализ секторальной структуры мирового хозяйства, как и многих других его аспектов, вскрывает глубокую диспропорцию в распределении продукции отраслей услуг среди стран мира: в конце века 80% мирового ВВП, произведенного в этой сфере, приходилось на страны с высоким уровнем душевого дохода. И еще выше степень концентрации в этой группе стран производства высокотехнологичных наукоинтенсивных видов услуг. В группе ведущих стран доля услуг в ВВП варьирует в пределах 2/3-3/4.

Растет удельный вес финансово-кредитной сферы, услуг, здравоохранения, образования, культурно-рекреационных учреждений. Одновременно остается на прежнем уровне доля торговли. Одной из динамичных форм обмена услугами является международный туризм.

По уровню развития сферы услуг страны мира подразделяются на три группы: с высоким уровнем развития сферы услуг (развитые страны), со средним уровнем развития сферы услуг (новые индустриальные и страны с переходной экономикой), с низким уровнем развития сферы услуг (развивающиеся страны).

Примечательна заметная дифференциация по степени развития сферы услуг в группе ведущих стран. Несомненным лидером в ее становлении и прогрессе на протяжении прошлого века являются США. Сосредоточив в конце этого периода более 1/3 мирового производства услуг (доля США в ВВП вещной сферы составляет 30%), эта страна прокладывает путь для стран-последователей, задает ориентиры по многим магистральным направлениям общего поступательного движения − в области структурных тенденций, воспроизводственных пропорций, социальных отношений, глобализации, держит первенство в сфере технологий. Вслед за лидером идет Великобритания, и с несколько большим отставанием следуют Франция, Канада, Италия. В Германии и особенно в Японии в большей степени сохраняются черты индустриальной экономики, и это обстоятельство расценивается экспертами как немаловажная причина сравнительно серьезных экономических проблем этих стран в последние полтора-два десятилетия. Но и здесь развитие услуг в последние годы явно ускоряется.

За прошедшие сто лет кардинально преобразилась и сама сфера услуг. В начале века круг предоставляемых услуг был ограничен, а в общей структуре преобладали торговля, транспорт, бытовые услуги и крупный массив домашней прислуги. Ныне насчитывается более 160 видов услуг (по классификации ВТО), от научных исследований до ремонтных услуг, от образования до обслуживания престарелых и инвалидов, и на первый план выдвинулись отрасли, основанные на использовании сложного, интеллектуального труда.

Важнейшая закономерность эволюции сферы услуг заключается в том, что она развивается не в изоляции от материального производства, а в интеграции этих видов деятельности, и от глубины интеграции во многом зависит эффективность современного хозяйства. Рост взаимодействия и взаимопроникновения вещной продукции и услуг идет по нескольким направлениям. В промышленности умножаются трудовые функции, выраженные в форме услуги, неуклонно увеличивается численность инженерно-технического, административного и т.п. персонала и степень его участия в производстве вещного продукта. По мере роста производства и товаров, и услуг многократно разветвляются и усложняются межотраслевые связи этих секторов: в услугах повышаются уровень и качество материального оснащения и обеспечения, в вещном производстве расходы на услуги становятся все более крупной статьей общих производственных издержек.

Динамика сферы услуг складывалась при довольно заметных отраслевых различиях в ее темпах, что порождало непрерывные изменения в общей структуре, заметно ускорившиеся в последней четверти прошлого века. По темпам роста во всех странах устойчиво лидирует комплекс деловых и профессиональных услуг, представленный службами маркетинга, рекламы, менеджмента, лизинга, научных исследований, а также информационно-компьютерными, консультационными, аудиторско-бухгалтерскими услугами и т.д. В США численность занятых в этой группе увеличилась с 386 тыс. в 1929 г. до 1 млн. в 1950 г. и до 11,5 млн. в 2000 г. Быстро развивается этот блок услуг и в других странах. Его динамизм определяется содержанием деятельности, критически важным с позиций развития современной экономики, основанной на знании, и национальной конкурентоспособности. В функции этих услуг входят диффузия в хозяйстве новых технологий, разработка и распространение организационно-управленческих моделей, методов повышения эффективности использования ресурсов и т.д. Быстрее всего растут объемы информационно-компьютерных услуг, использование которых ускоряет процессы информатизации и компьютеризации хозяйства. Стремительно прогрессируют и консультационные услуги по разработке и предоставлению фирмам научных решений в виде информации, экспертизы, рекомендаций по самым разным аспектам бизнеса − производственным, финансовым, управленческим. В последние годы консультанты все чаще непосредственно участвуют по контрактам в управлении фирмами или их подразделениями, в маркетинговых исследованиях, программах повышения эффективности. В число лидеров по динамическим показателям входит и ряд очень популярных в предпринимательской среде нетехнических видов бизнес - услуг − по подбору персонала, связям с общественностью, поддержанию на фирмах нормального психологического и социального климата.

К быстрорастущему ядру рассматриваемой сферы относятся также услуги телекоммуникаций и кредитно-финансовых учреждений. Опираясь на новые технологии и результаты либерализации рынков, эти отрасли вышли в последние десятилетия на новый виток развития и ныне играют решающую роль в технологическом прогрессе общества и глобализации экономики.

Сравнительно высокие темпы роста отличают группу социальных услуг. Здесь лидирует обслуживание категорий населения, нуждающихся в посторонней поддержке и помощи (инвалиды, престарелые, неблагополучные семьи), но по объемам услуг эта отрасль серьезно уступает другим. Благодаря научно-техническому прогрессу, росту жизненного и культурного уровня населения, расширению государственных социальных программ в крупнейшую во всех странах отрасль выросла сфера здравоохранения. В начале нового столетия в здравоохранении США насчитывалось более 10 млн. работающих, или больше половины всех занятых в обрабатывающей промышленности.

Столь же крупные позиции занимает и сфера образования. К услугам этой отрасли постиндустриальное общество предъявляет все более высокие требования, диктуемые переходом к системе непрерывного образования, общим повышением места и роли образования в системе жизненных ценностей современного человека. Следует, однако, отметить, что динамика социальных отраслей подвержена сильному влиянию демографического фактора, бюджетной политики государства и в долговременном аспекте отличается довольно заметным перепадом темпов. Высокие темпы роста в течение длительного времени неизменно сохраняют и различные виды деятельности по обслуживанию свободного времени населения, его культурных и социальных запросов. Устойчиво увеличиваются масштабы туризма, в том числе международного, как и множества других форм активного отдыха, а также услуг киноиндустрии, видео- и аудиобизнеса, клубной деятельности самого разного профиля.

Ряд других услуг развивается более умеренными темпами, на уровне средних показателей по сфере услуг или по хозяйству в целом. Под влиянием противодействующих факторов складывается динамика торговли и транспорта. Относительное сужение позиций вещной продукции в структуре хозяйства, транспортировкой и реализацией которой полностью или частично заняты эти отрасли, сдерживает рост потребностей в их функциях. Но такие черты современного производства, как углубление специализации, деконцентрация, дифференциация спроса значительно усложняют состав товарной массы и, обостряя проблему реализации, повышают роль товарного обращения в процессе воспроизводства. Активное включение Интернета в систему межотраслевых связей и контактов производства с конечными потребителями может вызвать оживление в этих отраслях за счет сбыта дополнительных масс товаров, в том числе и по внешнеторговым каналам. Пока же в одних странах позиции транспорта и торговли в общей хозяйственной структуре продолжают расширяться, в других они стабильны или даже сокращаются. Примерно такая картина наблюдается и в таких зрелых и крупных отраслях, как гостиничное хозяйство и автомобильный сервис.

О сравнительной динамике крупных отраслевых групп сферы услуг в длительной ретроспективе можно судить по статистическим данным, относящимся к США. С 1929 по 2001 г. численность работающих в хозяйстве США увеличилась в 2,9 раза, в сфере услуг − в 4,6 раза. По отраслям этот показатель составил: транспорт − 1,5 раза; оптовая торговля − 4,1; розничная торговля − 3,5; рекреационные услуги − 5,5; финансовые − 5,0; деловые и профессиональные − 30,0; государственный сектор, включая услуги образования и здравоохранения, − 6,0; бытовые − 1,9 раза. Статистика улавливает и процесс перемещения услуг из домашнего хозяйства в коммерческий сектор: численность домашней прислуги за эти годы сократилась с 2,3 млн. человек до 833 тыс. человек.

В отраслевой картине динамики услуг за длительный отрезок времени прослеживается сдвиг в направлении сложных услуг, в наибольшей степени отвечающих в каждый данный период требованиям развития производства, общества, человека. В последнюю треть прошлого века набирает силу комплекс наукоинтенсивных отраслей − телекоммуникации, информационно-компьютерные и другие деловые и профессиональные услуги. В сочетании с инновационными промышленными отраслями они образуют ныне движущее ядро хозяйства развитых стран. В США доля услуг в высокотехнологичном инновационном комплексе оценивается примерно в 1/3. Устойчив перелив в долговременном плане общественных ресурсов в услуги социальной и гуманитарной ориентации, формирующие самого человека и как личность, и как участника производства: в образование, медицину, различные виды обслуживания свободного времени населения.

Одной из важных сторон долговременной эволюции сферы услуг является вовлечение ее отраслей в систему мирохозяйственных связей, Этот процесс, довольно медленный на протяжении большей части прошлого века, в последние 1,5-2 десятилетия получает сильнейшее ускорение. Открытию мировых рынков перед услугами немало способствовали, многосторонне стимулируя их рыночную экспансию уже упомянутые факторы: либерализация экономики и научно-техни-ческий прогресс. Особое значение для услуг имела политика либерализации внешнеэкономических отношений, реализуемая как во многих странах, так и в рамках международных экономических объединений и организаций, прежде всего ВТО, ОЭСР, ЕЭС. В системе этих мер весьма рельефно выражено усиление акцентов на рынки услуг, особенно после вступления в действие в 1995г. Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС). Целями ГАТС провозглашены установление общих для всех участников правил и норм торговли услугами, либерализация торгового режима на мировом рынке.

Не менее сильным акселератором интеграции услуг в мировое хозяйственное пространство послужила научно-техническая революция и в первую очередь ИКТ. С позиций глобализации услуг принципиальное значение имеет такой результат новых технологий, как делокализация производства услуг, в результате чего многие услуги отрываются от национальной почвы, приобретают способность участвовать в торговых сделках на внешних рынках. На этой основе интенсивно встраиваются в систему внешнеэкономических связей не только телекоммуникации, финансовые, деловые и профессиональные услуги, но и такие прежде иммобильные виды деятельности, как образование, медицина, рекреация и культура.

С конца прошлого века процесс глобализации услуг получает новое мощное ускорение с появлением Интернета, изначально ориентированного на наднациональные потоки реализации товаров и услуг.

Анализ долговременных тенденций во внешнеэкономической системе, как, впрочем, и многих других аспектов сферы услуг, крайне осложняется неразработанностью методологических подходов и крупными пробелами в статистической базе, несопоставимостью имеющихся данных во времени и по странам, дефектами классификации внешнеторговых статей и т.п. Но в последнее десятилетие эта ситуация заметно меняется: оживление внешней торговли услугами, как и деятельности страновых и международных организаций по расширению и упорядочению информационной базы позволяют с достаточной степенью достоверности и надежности судить о происходящих процессах.

Взаимодействие отмеченных выше факторов в сочетании с преобразованиями в самой сфере услуг и во всем хозяйстве обусловили быструю экспансию трансграничной торговли услугами. Только за последнее десятилетие прошлого века мировой экспорт услуг вырос с 754 до 1400 млрд. долл., а его доля в объеме экспорта товаров и услуг увеличилась соответственно с 18,5 до 20%.

Рост объемов внешней торговли сопровождается изменениями ее структуры. Хотя традиционно крупными статьями остаются транспорт и поездки (1/4-1/3 мирового экспорта услуг каждая), их неуклонно теснят «новички» — информационные, финансовые, деловые и другие, доля которых в экспорте только с 1990 по 2000 г. выросла с 37 до 44%. Показательны различия в динамике внешней торговли услугами в странах Большой семерки, доминирующих на рассматриваемом рынке. Среднегодовой темп прироста экспорта всех услуг за 1995-2000 гг. составил 3,3%, тогда как компьютерно-информационных − 15,5, финансовых − 13,7, коммуникационных − 7,9, страховых − 6,6, деловых − 5,9%. Экспорт услуг туризма возрастал на 3,3%, а транспорта − сокращался на 0,5%. В структуре импорта также первенствовали компьютерно-информационные и деловые услуги.

Позиции услуг во внешнеторговых потоках растут во всех группах стран − богатых, бедных, со средним уровнем развития. Но доминирующее положение на внешних рынках услуг, как и в их производстве, занимает небольшая группа высокоразвитых стран, причем в торговле услугами оно выражено сильнее, чем на товарных рынках. В конце века на долю этих стран приходилось 79% мирового экспорта и 76% импорта услуг. Лидерство в торговле услугами безоговорочно принадлежит США. Занимая 1/5 всего мирового рынка, опираясь на высокий уровень развития этой сферы и прежде всего «продвинутых» отраслей, на емкий и открытый внутренний рынок, первенство в области ИКТ, эта страна во многом определяет объемные, динамические, структурные, ценовые и качественные параметры отраслевых рынков и общие условия реализации. США в полной мере используют во внешней торговле ценовые, а главное существенные неценовые преимущества перед соперниками − по технологическому уровню, качеству, имеющие критическое значение для исхода конкурентной борьбы на данных рынках.

В последние два-три десятилетия XX в. и в начале XXI века активизируется и такой канал глобализации услуг, как межстрановое перемещение их потребителей и производителей. Стабильно высокими темпами растут потоки туристов, а также лиц, выезжающих за рубеж с деловыми и иными целями. В 2000 г. общая выручка от международного туризма достигла 465 млрд. долл. и составила в США 101 млрд. долл., Италии, Франции, Испании 27-31 млрд. долл. Все более популярной становится практика получения за рубежом образования, медицинской помощи, и мировой рынок этих услуг формируется стремительными темпами. Масштабы международной миграции существенно увеличиваются за счет производителей услуг − физических лиц, выезжающих за рубеж в поисках выгодной работы. Иностранная рабочая сила в развитых странах заполняет немалую и растущую часть общего спроса на те или иные услуги. В массовом порядке в ряде стран на временную работу привлекаются иностранные программисты, ученые, администраторы, консультанты, преподаватели, медики, а также неквалифицированные работники многих специальностей. При этом отчетливо прослеживается поляризация потоков иммигрантов: профессионалы оседают в высокотехнологичных услугах, работников низкой квалификации занимают на непрестижных операциях.

Производители услуг встраиваются в глобальное пространство и посредством быстро набирающей силу практики так называемых «невидимых» связей и отношений между хозяйственными субъектами разных стран. Это − не основанные на собственности межстрановые кооперационные соглашения фирм, их разного рода партнерства, реализация совместных производственных, сбытовых, научно-исследова-тельских и других программ и проектов.

Несмотря на явное ускорение и умножение форм глобализации услуг, по степени интеграции в мирохозяйственное пространство эта сфера пока уступает материальному производству, и барьеры в трансграничной торговле и других каналах перемещения услуг остаются сравнительно более высокими и разнообразными. В новом столетии можно ожидать большего прогресса в преодолении существующих препятствий и дальнейшего обогащения системы международного обмена за счет растущих потоков нематериальной продукции, в том числе и с высоким научным содержанием.

Минувший XX век охарактеризовался впечатляющими по динамизму процессами поступательного движения отраслей услуг. Если в его начале эта сфера ассоциировалась с немногими видами деятельности, зачастую находившимися в зачаточном состоянии, то в конце оформилась в крупный многоотраслевой сектор, составляющий костяк постиндустриальной экономики. Вместе с XX в. окончательно ушли в прошлое довольно распространенные в свое время представления об услугах как о вспомогательных видах деятельности, отвлекающих, якобы, ресурсы от материального производства, своего рода «отстойнике» для работников низкой квалификации и образования, вытесняемых из индустриального сектора ростом производительности труда. Не вызывают сомнения дальнейшее усложнение технологического уровня и отраслевой структуры сферы услуг, повышение качества и разнообразия продукта, опережающее развитие наукоинтенсивных отраслей, услуг производству и социальной и гуманитарной направленности, дальнейшее повышение воздействия услуг на эффективность и конкурентоспособность хозяйства и качество жизни населения.

В наступившем XXI веке усилится тенденция к интеграции вещных компонентов производства и услуг в единых технологиях, процессах, хозяйственных комплексах и структурах. Границы между двумя секторами хозяйства будут все более размываться, их разделение − становиться условным, а каждая общественная потребность будет удовлетворяться при самых различных комбинациях вещной продукции и услуг.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 4209; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.