Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия ® методология ® системность




Часть 3. ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ

Фундаментализация познаваемого

 


Объем «поглощаемых» сведений

 

  1. МЕТОДОЛОГИЯ

Школа ХХ века развивает способность математического мышления. Общество использует математику в своей жизни, а поэтому не рассматриваем ее здесь, т.е. познание количественного аспекта действительности. Ведем речь только о возможности качественного отражения действительности.

Качественное отражение действительности становится реальностью для животного мира в форме инстинктивного рефлекса «что это?» по И. Павлову. И это весьма важно, но давно недостаточно. Поэтому проблема – найти способ адекватного отражения действительности.

***

Чего нам не хватает для того, чтобы счастливо жить в наше весьма прогрессивное время? Если опросить многих, то получим разные ответы на этот вопрос. А вообще может ли быть одинаковое мнение у всех? Господствующий «плюрализм» отрицает такую возможность. Для его сторонников идейный разброд - норма. Тем не менее, многие исследователи исходят из иной парадигмы науки. Веря в могущество разума, в возможность общественного прогресса на основе толерантности (терпимости), взаимопонимания и взаимоучета интересов, важно найти средства преодоления идейного разброда людей.

***

Непредвзятое мнение выпускника вуза говорит о том, что методология – основание науки, а поэтому и необходимо овладевать ею в процессе исследования. Специальное же обращение внимания на этот компонент научного поиска сталкивается с неопределенностью самой сути методологии, с разбродом мнений по этому вопросу и т.п.

Обзор мнений о методе, методике, методологии убедил в том, что проблема не решается простым сведением воедино мнений. Многообразие концепций (парадигм) методологии свидетельствует о методологическом хаосе, что можно считать общеизвестным фактом. Простой их обзор бессмыслен. Только запись названий существующих подходов даст несколько страниц.

Воспользуемся пятым правилом Декарта (а заодно и идеей Канта) для построения сорита понятия “методология”. Главная тенденция развития учений о познании может быть представлена соритом:

диалектика ® логика ® гносеология ® методология ® технология

Древние искали канон, органон, орудие умственного труда, “инструменты” познания и т.п. В результате создали математику – интеллектуальные технологии понимания количественного аспекта действительности. Но математика не сняла проблему понимания качества объектов. Лучше всех поняли это древние греки и начали поиск. Они осознали важность диалога и разработали даже специальную его процедуру. Общепризнанный переход диалога в диалектику подвергнут сомнению некоторыми исследователями (Н.Н. Вашкевич). Диалогика – не диалектика.

Поиск правил диалога привел к появлению образцов диалектического мышления. С ними можно познакомиться по диалогам Платона. Последующий поиск привел Аристотеля к созданию логики. Его логика – сокровищница мировой культуры, факт интеллекта. Одновременно разрабатывали раздел философии, названный теорией познания. Его назвали гносеологией и методологией. Но запутались в этих терминах. Ленин указал на конкретный факт - у Маркса в “Капитале” логика, диалектика, теория познания являются одним и тем же, синонимами (“не нужно 3-х слов”). Со времен средневековья рационалисты внесли важный вклад в разработку этой проблемы. Особенно ценна идея Лейбница, которую представим схематично (идеализированно) следующим образом:

Логика

┌───────┴──────┐

формальная ® диалектическая

┌───────┴──────┐

просто ® математическая

┌───────┴──────┐

символическая ® арифметизированая

 

Интеллектуальность (лейбницианство)

 

 


Экстремизм

Экстремизм ® радикализм ® терроризм ® революционность

Прежде чем перейти к рассмотрению сути проблемы, воспользуемся аналогией. Математика – интеллектуальный универсальный метод понимания количественного аспекта мира. Этот тезис можно считать общепринятым современной наукой. Что же касается средств понимания качественного аспекта мира, то с древности эту функцию пыталась выполнить философия, особенно логика как более конкретная и прикладная к ней наука или как суть философии вообще. Однако, несмотря на предпринятые усилия в этом направлении и достижения, эта проблема не решена в целом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 303; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.