Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ОНТОЛОГИЯ (ФИЛОСОФСКАЯ) 5 страница




Превращение - более сложная форма переходов, предполагающая качественные скачки. Превращения имеют место и в кругообороте. Это обратимые переходы.

Перевернуть

┌───────────┴──────────┐

разово ® много раз

(эволюционно)

┌───────────┴────────────┐

медленно ® быстро, скачок

превращение (революция)

Преобразование - необратимое превращение. Преобразования можно считать или всеобщими, или общественно-специфическими формами изменений. В последнем случае преобразованием назовем сознательно осуществляемое превращение. Например, селекция есть сознательное преобразование растений и животных в определённом направлении. Различные формы преобразований: реформы (реформации), революции и т. п.

Покой состояния

┌────┴────┐ ┌───┴────┐

просто ® изменение просто ® развитие

┌────┴────┐ ┌────┴─────┐

просто ® процессы просто ® диалектика

 

переходы

┌────┴────┐

просто ® превращения

┌────┴───┐

просто ® преобразования

Развитие имеет место в природе, обществе и мышлении. И даже если оно будет следствием сознательной, целеустремлённой, планомерной деятельности людей, всё это еще может и не быть основанием для понимания его как диалектики.

За пределами такой модели остаются многие понятия, имеющие отношение к этому объекту: модернизация, трансформация, совершенствование и т. д.

В названной трактовке состояний объекта выделены главные их формы. Это исходная гипотеза, отражающая в целом основные формы состояний. Её можно и нужно конкретизировать. Сказанное - то, на что можно отважиться, не превращая гипотезу в фантазию. У названных форм состояний имеются всеобщие, общие и специфические свойства. У более сложных форм состояний объектов имеется больше законов. Законы развития включают в себя и те законы, которые характерны только для покоя, и те, которые специфичны для изменений. В то же время, у развития необходимо выяснить все его свойства, соответственно диалектически их детерминировать в качестве законов от специфических для развития и вплоть до фундаментальных. И последующее рассмотрение этих законов должно идти от фундаментальных, иллюстрируемых на простых формах состояний, к специфическим законам развития как наиболее сложной форме состояний объектов. К сожалению, попытки такой систематики законов развития пока мало что дают. Можно выяснить основные соответствия свойств состояний и законов, но пока не удалось системно их интегрировать.

Одним из условий понимания развития является систематика форм состояний и выявление новых свойств у этих состояний, если их расположить от простого к сложному: полярность, постоянность, переменность, постепенность, поступательность, увеличение, убывание, преемственность, кумулятивность, повторяемость, периодичность, ритмичность, возвратность, стационарность, атрофирование и т. д.

Соотнесение есть также характеристика всеобщего, взаимной значимости всего (всех форм субстанций) друг для друга. Состояние всего сущего может быть различным и, соответственно, различна и значимость всех элементов действительности друг для друга.

Систематика соотнесений, несомненно, требует специального исследования. В этом направлении предприняты усилия. Например, вполне обоснованно показывают следующие типы: взаимодействие в неорганике, активность органического, деятельность общест­венного [см. 235.З]. «Поэтому предлагается целесообразным закре­пить категориальное значение понятий "взаимодействия” за сферой неорганической природы» [там же, с. 7]. "В органической природе способ бытия живых систем принципиально отличен от способа бытия объектов неорганической природы". "Категория активности хорошо выражает специфику как функционирования, характер орга­низации процессов внутри живой системы, так и взаимоотношение ее со средой” [там же, с. 2]. “... Деятельность... выражает челове­ческую активность, как высший тип активности живых систем, как определенный способ существования социальной действитель­ности" [там же, с. 9].

Взаимную значимость элементов действительности обычно обозначают взаимодействием, взаимосвязью, взаимоотношением, взаимозависимостью. П.К. Анохин выдвинул проблему выделения взаимо со действия.

Эти и другие термины должны быть наделены определенным специфическим смыслом. Ограничение значения каждого из них и придание каждому из них собственного значения необходимо ввиду разнообразия (взаимной значимости различных элементов действительности). При этом безразлично с точки зрения науки, что будем называть каждым из них, хотя этимология и имеет зна­чение при образовании категорий.

При этом необходимо уточнить ряд положений классиков. Ф. Энгельс писал: " Взаимодействие - вот первое, что выступает перед нами, когда мы рассматриваем движущуюся материю.... Так ес­тествознанием подтверждается то,... что взаимодействие явля­ется истиной... (конечной причиной) вещей. Мы не можем пойти дальше познания взаимодействия именно потому, что позади его нечего больше познавать” [I81.20.546]. Взаимодействие имеет указанное значение только в определенных рамках, а не всеобщее значение.

В. И. Ленин неоднократно называл связь, взаимосвязь в качест­ве такой фундаментальной характеристики. "Причина иследствие... лишь моменты всемирной взаимозависимости, связи (универсальной), взаимосцепления событий, лишь звенья в цепи развития материи” [161.29.143]. Он отмечал, что у Гегеля "гениальна ос­новная идея: всемирной, всесторонней, живой связи всего со всем и отражения этой связи... в понятиях человека..." [там же, с. 131].

Широко распространена концепция о существовании вещей, свойств и отношений. Все это имеет не всеобщее, а частное значение. Вещи - не всеоб­щая форма бытия (материи) и тем более действительности. Их взаимное значение друг для друга также не есть "отношение”.

"Одно из главных положений диалектики гласит, что вмиресуществует универсальная взаимосвязь, взаимодействие предметов и явлений" [151. 24]. Здесь отождествлены взаимосвязь и взаимо­действие, при том они представлены в качестве исходного обозна­чения взаимного значения всех субстанций друг для друга.

Свойства различной значимости элементов сущего мо­гут быть представлены в виде следующей системы:

Виды соотнесенияСфера проявления в “чистом” виде

отношение - люди

зависимость - организмы

содействие - живое

взаимодействие - вещи, тела

взаимосвязь - поля

соотнесение - идеи

Соотнесение означает только то, что любые элементы всего существующего как-то относительно друг друга сопоставимы, име­ют значение друг для друга. Оно не квонтифицируется, и в нем нет отражений. Это самая общая характеристика значения элемен­тов действительности относительно друг друга. Можно считать, что соотносимые элементы индифферентны друг для друга. Такое со­отнесение имеет место в идеальном. Элементы идеального между собой только соотносятся, а не связаны и не взаимодействуют. Если не осознать этого, то непонятны будут "дикие” соотнесения различных противоречивых элементов, которыми полны творения человеческой головы. Наиболее наглядно это выступает во впле­тениях в науку мистических феноменов.

На уровне материального "соотнесение" более или менее в чистом, простом виде проявляется в соотнесении "нейтрино" со всеми формами действительности. Как известно, он весьма сла­бо вступает в связи с веществом земли и может пройти всю толщу земного шара, не вступив с ним во взаимосвязь.

Связь выступает в виде формы соотнесения и имеет место для всего материального. Связь - самый фундаментальный вид соотне­сения, имеющий место у всего материального. В чистом виде связь существует между элементами полей, т.е. на уровне бестелесной материальности.

Взаимодействие выступает формой связи на уровнетелесныхматериальных объектов. При этом далее его можно различать на микро- и на макроуровне, т.е. тела вообще (в том числе и микротела - химические элементы и макротела - вещи). Характер их взаимодействий различен, что должно найти отраже­ние в используемых терминах для характеристики особенностей.

Взаимосодействие есть специфический вид взаимодействий и более простых генетических видов соотнесений. В чистом виде этот вид соотнесений выступает на уровне внутриорганизменного. На надорганизменном уровне он проявляется во взаимозависимостях.

Взаимоотношение есть частный вид взаимозависимости, характерный только соотнесению людей. Их соотнесение представлено схемой сле­дующим образом (смотри следующую страницу):

Если исходить из такой субординации, то взаимоотношение или просто отношение есть самый развитый вид соотнесений, вклю­чающий имплицитно фундаментальные свойства всех предшественни­ков. В то же время, отношение - это специфический для людей вид соотнесений, оно отсутствует на предшествующих стадиях развития мате­риального. Между людьми есть все виды соотнесений, но собствен­но человеческие соотнесения выступают в виде отношений.

Соотнесение

┌─────┴─────┐

просто ® взаимосвязь

┌─────┴─────┐

просто ® взаимодействие

┌───────┴──────┐

просто ® взаимосодействие

┌───────┴──────┐

просто ® взаимозависимость

┌───────┴──────┐

просто ® взаимоотношение

Можно, конечно, отождествлять соотнесение между элементами идеального и людьми или квантами света и людьми и т.п. Но в таком случае мы теряем специфику каждого из них или должны ее постоянно оговаривать или подразумевать. Тем более, что для отождествления этих видов соотнесений имеются и основания - все это формы соотнесений. Забывать о специфики соотнесений также вредно, как и упускать их общность.

Каждый из видов соотнесений, несомненно, представляет явление и должен быть конкретизирован. Например, связи могут быть различного вида: спорадические, временные, долговременные, постоянные.Вероятно, формы связейможно представить в виде системы.

Системное отражение общего и особенного соотнесений долж­но идти по ряду направлений. Одним из таких направлений различия видов соотнесений является выявление "мерности" соотне­сений. Различные формы соотнесений раз­личны в разных направлениях.

Связь в соотнесении есть одномерное явление и одинаково во всех направлениях сферы значимости. Взаимодействие многомерно и предполагает различие между вступающими в связь явлениями. В таком случае можно различать пассивные и активные связи. Чем развитее вид соотнесения, тем “мерность” их растет. Трехмерная связь характерна живому, четырехмерная - отношению людей. Можно выделить две группы взаимодействий - к природе и к людям. Связь с природой у людей различна и в зависимости от вида природы - органики или неживой природы. К камню человек относится как к неживой материи, а к траве - уже как к живой и т.д.

Соотнесение - самое фундаментальное свойство, - одновре­менно и самое простое. Оно существует в двух видах как само­стоятельное простое и проявляется посредством всех остальных форм. Каждый более развитый вид соотнесений представляет то же самое: существует в чистом виде и проявляется во всех более развитых формах соотнесений. Несомненно, что вопрос об общих и особенных свойствах каждой формы соотнесений требует специ­ального исследования. Разные уровни всего существующего, в том числе всего идеального, дают качественные различия. Каждый из уровней подразделяется на подвиды и т.п.

Следует также иметь в виду различные формы соотнесений между различными уровнями действительного. Сформули­руем такой закон: каждое высшее относится к менее развитым по законам соотнесений последних. Связь действует на уровне простейшего и в его соотнесениях с более развитыми видами ма­териального. Все более сложные виды сущего соотносятся по за­конам своего уровня с себе подобными и более развитыми, а по сравнению с менее развитыми соотносятся по законам простых видов. Между уровнями сущего соотнесение идет по типам связи ме­нее развитого.

Человек устанавливает отношение с себе подобными, взаимно зависит от других форм жизни, взаимодействует с вещами, связан со всем материальным макроуровня. Сказанное надо пони­мать не в том смысле, что отношения людей не соотносятся с ме­нее развитыми формами соотнесений, а в том смысле, что люди соотносятся по-разному с различными формами всего сущего, и менее развитые создают условия для действия более развитых.

Объем соотнесений каждого элемента со всем остальным миром можно считать безграничным. Ф. Энгельс отмечал, что в стручке гороха материализовано столько связей, что их не могут выявить все ботаники мира. И чем более развита форма сущего, тем объем его соотнесения значительнее.

Люди не могут познать всех существующих соотнесений. В то же время, поскольку каждое соотнесение имеет значение для жизни людей (или определяет непосредственно, или может быть использовано для жизни), то их несомненно следует выявлять, составляя их номенклатуру, типизировать, строить их систему с тем, чтобы легче их было использовать в деятельности. Метанаука должна облегчить реализацию этого в рамках всех наук.

Соответствие есть элемент соотнесения. Оно есть адекватность знака объекту, степень истинности обозначения объекта. При соотнесении субстанций выявляют - существует или нет соответствие, адекват­ность или неадекватность. На этой основе выявляют степень не­соответствия, которая представлена системой [см. 52]: тождественность - неадекватность - противоположность - противодействие - противоречие.

Отражение есть характеристика последствий соответствия. Отражение довольно под­робно исследовано в современной литературе с точки зрения ее сущности, форм проявления. На ее основе построен “Самоучитель мышления”[52].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.