КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
П. Я. Циткилов
приюта-колонии были 14 мальчиков и 14 девочек в возрасте от 9 до 17 лет. В российских архивах и документальных источниках, относящихся к рубежу XIX—XX вв., имеется немало материалов, которые свидетельствуют о практике тайной милостыни. Так, в Отчете за 1907 г. Комитета таганрогского мариинского общества «Ясли», состоящего под высочайшим покровительством, наряду с фамилиями благотворителей и указанием соответствующих сумм пожертвований, назывались размеры денежных поступлений от неизвестных людей. В отчетном документе так и записано, что данный взнос внесен «от неизвестных». По Ветхому завету путь к лучшей жизни и божественному началу лежит через страх перед Богом. «Страх Господень, — сказано там, — ведет к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен, и зло не постигнет его» (Библия. М., 1995. С. 609). Согласно Новому завету основой божественной праведности и всего сущего является любовь. «Любовь, — говорится в святом писании, — никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится... А теперь пребывают сии три: вера, надежда,-любовь; но любовь из них больше» (Библия. М., 1995. С. 1256). Следовательно, человек соблюдающий заповеди и нормы церкви, может быть дальше от Бога, чем человек, не соблюдающий их, но живущий по любви. По новозаветным представлениям, любовь является не только необходимым условием подлинного приобщения к Богу, но и важнейшим средством искупления грешных помыслов и деяний. В первом соборном послании святого апостола Петра говорится: «Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов» (Библия. М., 1995.'С. 1213). Новый завет в неразрывном единстве рассматривает такие явления, как любовь и милосердие. Милосердие без любви и душевного сочувствия теряет свой глубокий смысл человеколюбия. Уже отмечалось, что стремление к совершенству возможно лишь при милосердном отношении к людям. Но и этого, судя по новозаветным представлениям, недостаточно. Даже самопожертвование вкупе с милосердием, но ли-
шенные любви, не ведут к божественной праведности, истинному совершенству и душевному возвышению. «И если я, — подчеркивается в Новом завете, — раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (Библия. М., 1995. С. 1256). Лишь одухотворенное любовью милосердие приобретает подлинную свою силу и действенность не только для получающего, но и для дающего милостыню. В понятие «любовь» Новым заветом вкладывается глубокий и всеобъемлющий смысл. Там дается следующее ее понимание: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не,бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (Библия. М., 1995. С. 1256). Кажется очевидным, что такой подход плохо соотносится с известным житейским высказыванием о том, что от любви до ненависти один шаг. В рамках социологического исследования, проводившегося нами в 2004 г. в Ростове-на-Дону, было предложено студентам, обучающимся по специальности «Социальная работа», высказаться по этому поводу. В небольшом количестве ответов очевидность названного выше противоречия не только не констатировалась, а даже бралась под сомнение. «Нет, — писала одна из студенток, — я не вижу противоречия между названными библейскими суждениями и житейским высказыванием. Любовь может перейти в ненависть, если человек, которого любят, совершит что-то очень плохое. Да, у любви долгое терпение, но оно не без границ. Какой-то ужасный поступок может привести к ненависти. Понятно, что любовь к человеку должна быть бескорыстной, искренней; любящий человек может прощать многое и на многое закрывать глаза, но не на все. Любовь не может быть всепрощающей». В ответах же большинства студентов, опрошенных в ходе социологического исследования, преобладала иная точка зрения. В соответствии с ней любовь оценивалась как всепрощающее чувство, которое несовместимо с ненавистью. «Любовь, — отмечалось в одном из опросных листов, — если она истинная, конечно же, будет терпеть, ждать, верить и надеяться. Если любовь исходит от сердца, то к ней все равно придет то, чего она ожидает. Высказывание «от любви до ненависти один шаг» применительно лишь к показной «любви», то есть той, которая исходит от головы, от сознания, но не от сердца. Поэтому такие чувства легко могут меняться в прямо противоположную сторону». Можно привести еще одно высказывание, которое во многом соответствовало позиции большинства опрошенных студентов. «Я считаю, что любовь, — подчеркивалось в ответе, — это то, что даровано Богом. Он создавал нас по своему образу и подобию, а значит, мы ответственны за то добро, которое он вдохнул в нас. Любовь — это способность пожертвовать и даже умереть за другого человека. Поэтому любящий не превозмогает себя, а раскрывает душу перед другим человеком, воспринимая его таким, каков он есть. А то, что в любимом человеке тебя не совсем устраивает, нужно воспринимать с пониманием и терпением. Раз этот человек любим тобою, дорог тебе, значит, он самый лучший и достоин самого лучшего отношения с твоей стороны. А ненавидеть того, кого любишь, невозможно! Может быть лишь желание помочь человеку и сделать его лучше». Любовь в библейском понимании является наивысшим божественным даром, особой благодатью. Она выше самых добрых и красноречивых слов, выше человеческой мудрости, выше веры. Ведь в отрыве от любви вера теряет свою божественную одухотворенность. «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, — написано в Новом завете, — а любви не имею, то я медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто» (Библия. М., 1995. С. 1256). Говоря о Библии, следует отметить, что она не только превозносит любовь, милосердие, сострадание, проповедует определенные чтормы морали — заповеди, но также проводит идею покорности властям, получающим свои полномочия якобы от Бога. «Всякая душа, — говорится в Новом завете, — да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установле- нию. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Библия. М., 1995. С. 1240). По этой логике получается так, что властвующие лица, начальствующие на местах чиновники являются божьими слугами, которым нужно повиноваться. Причем повиноваться им следует не только из страха.на-казания, а еще и «по совести». Такой библейский подход трудно принять, оставаясь на позициях справедливости. Таким образом, представления о милосердии и помощи нуждающимся занимают важное место в библейских писаниях. В книгах Ветхого и Нового заветов неоднократно проводится мысль о богоугодности благотворительности, заботы о бедных и страждущих. Милостыня нуждающимся рассматривается здесь как религиозный долг. Следует отметить, что в период раннехристианских общин последователи Иисуса Христа верили, что Господь Бог в великий день Суда узнает своих учеников по шести делам милосердия: накормить голодных, напоить жаждущих, одеть нагих, приютить странников, ухаживать за больными, посещать заключенных. Позже церковь прибавила к этому седьмое богоугодное дело —. провести в последний путь и похоронить умершего. Без этих конкретных дел размывается деятельная суть милосердия. Христианству с самого его зарождения был свойствен не абстрактный, а деятельный подход к благотворительности и состраданию.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 635; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |