КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Первая половина младенчества
1. В развитии мозга в этом возрасте выделяется два периода: на 2-м и 3-м месяцах происходит формирование кортикальных механизмов сенсорного анализа стимулов и организации тормозных процессов. Это обеспечивает расширение возможностей образования условных связей и организации активности, направленной на внешний мир. В развитии перцептивной системы со 2-го по 4-й месяцы возникает дифференцированное отражение стимуляции. Появляется различная реакция на знакомые и незнакомые лица, большое значение приобретает признак новизны. Ребенок уже различает выражение эмоций на лице взрослого. Этот период Е.А. Сергиенко определяет как переходный к следующему, перцептивному уровню развития. На основе дифференцированного отражения становится возможным возникновение координированного акта хватания. Следующий период в развитии мозга (5 — 8 месяцев) связан с включением в анализ информации лобных отделов коры. Становится возможным не только распознавание знакомых и незнакомых объектов в зрительной модальности, но и прогноз будущих событий. Появляется связь своей активности с изменениями во внешнем мире. По Ж. Пиаже, в этот период возникают вторичные круговые реакции (ребенок производит движение для получения определенного результата). В развитии восприятия возникает константность объекта. Мир становится существующим не только вне субъекта, но предметно оформленным и функционирующим по определенным законам. В восприятии появляются элементы произвольной регуляции, предвосхищающие действия, выбор оптимальных стратегий решения перцептивных задач, и вся картина приобретает вид настоящей перцептивной деятельности. Этот период (6 — 7 месяцев) Е.А. Сергиенко определяет как перцептивный. 2.На основании этих исследований и представлений о развитии сенсомоторной сферы ребенка можно сказать, что деятельность уже состоит из последовательности операций, объединенных направленностью на общий конечный результат. Способность строить оптимальную последовательность этих операций непосредственно в деятельности, наличие выбора стратегий решения перцептивных задач позволяет охарактеризовать структуру деятельности как аналогичную перцептивной стадии развития в филогенезе. 3.Хорошо развитое зрительное восприятие позволяет ребенку различать эмоциональное выражение лица взрослого. Однако его реакции в этом отношении, касающиеся включения этих эмоций взрослого в регуляцию взаимодействия с миром, зависят не только от развития зрения. Исследования развития общения у детей первого полугодия показали, что вполне сформированный акт хватания и реакции на объекты могут соотноситься с существенной задержкой эмоционального развития и развития общения. Больше того, дети, воспитывающиеся в домах ребенка, до 4 месяцев демонстрируют более продвинутое по сравнению с «домашними» детьми развитие в сенсомоторной сфере, но явные задержки в развитии общения, эмоциональной сферы, произвольности и инициативности поведения. Общее отставание детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации, обнаруживается после 4,5 месяца, а последствия депривации в развитии личностных структур гораздо позже (на втором и третьем году жизни) [Г.В. Скобло, О.В. Баженова, К.В. Солоед и др.]. Эти данные позволяют предположить расхождение функций материв первом полугодии младенчества в когнитивном развитии и развитии эмоционального благополучия. Исследования явлений госпитализма и депривационных эффектов в развитии детей этого возраста свидетельствуют о том, что обеспечение матерью эмоционального комфорта создает условия для дальнейшего психического развития. При нарушении этих условий в первую очередь страдают те структуры, которые связаны с мотивационным обеспечением отношений с миром. Общим достижением формирования отношения к миру в первом полугодии считается такое содержание, которое описывается как «базовое доверие», «активное и доверительное отношение». Теоретические воззрения на эту структуру и ее онтогенез в общих чертах проанализированы выше. К концу первого полугодия мать становится «объектом привязанности», по отношению к которому возникает избирательное отношение и специфическое поведение, обеспечивающее ребенку выполнение этим объектом функций поддержки (поведение привязанности). Другими словами, ребенок включает взрослого в построение своих отношений с реально существующим и предметно оформленным миром. 4.Включение взрослого в отношения с предметным миром — это перевод его участия в жизни ребенка из обеспечения эмоционального комфорта в эмоциональное означивание отношений с объектами. В отечественной психологии детально показано, как ребенок переходит с этапа «совокупной» со взрослым деятельности, когда они совместно достигают одних и тех же результатов (обмен эмоциями для достижения и поддержания положительно-эмоционального состояния друг друга), к деятельности «совместно-раздельной», в которой части деятельности разделены между взрослым и ребенком, в результате взрослый принимает на себя постановку промежуточной цели и ее эмоциональное означивание, которые еще недоступны ребенку. Поскольку для ребенка на стадии ситуативно-личностного общения содержанием его потребностей во взаимодействии является получение от взрослого положительных эмоций, то у него готова мотивационная основа для включения этих эмоций взрослого в означивание результатов своих действий. На рубеже первого полугодия младенец начинает вычленять эмоциональную реакцию взрослого не только на себя вообще, но и на свое конкретное действие [Н.Н. Авдеева]. По теории привязанности этот возраст является окончанием симбиоза с матерью и началом сепарации, основанной на переживании себя как субъекта своих действий (во взаимодействии с предметами). Можно уже сказать, что полностью готова функция взрослого как «эмоционального санкционера» активности ребенка. Младенец активно ориентируется на эмоции взрослого сначала в непосредственно-эмоциональном взаимодействии, затем во взаимодействии с миром объектов. Начинается это включение с предпочтения объектов, с которыми действует взрослый, а заканчивается дифференцированной реакцией на отношение взрослого к событиям, предметам и другим людям. На следующей стадии (ситуативно-делового общения) эта функция взрослого перейдет в организацию практической деятельности ребенка в мире, но не утратит свое значение для эмоционального означивания смысла ситуации и успешности результатов активности ребенка. 5.Функции матери в первом полугодии младенчества состоят в ее поведении в процессе взаимодействия с ребенком: адекватной реакции на его эмоциональные проявления в эмоционально-личностном общении, эмоциональном включении во взаимодействие ребенка с объектами внешнего мира, поддержке и успокоении в новых ситуациях. Независимо оттого, кто обеспечивает органические потребности ребенка, привязанность у него образуется к взрослому, обеспечивающему функции поддержки и эмоционального общения. Если такие функции выражены недостаточно, развитие идет по дефицитарному пути, возникают депривационные эффекты.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |