КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Субъект материнской потребностно-мотивационной сферы
Содержание и структура материнской потребностно-мотивационной сферы Для характеристики потребностей материнской потребностно-мотивационной сферы надо уточнить связь видовых, конкретно-культурных и индивидуальных аспектов материнства. Можно сказать, что у материнства — «тройной» субъект, и это откладывает отпечаток на содержание материнской сферы у каждой конкретной матери. Субъектом «первого порядка», «потребностью» которого является продолжение рода, является вид Homo sapiens. Удовлетворяя эту потребность вида, мать обеспечивает развитие ребенка как человеческого существа с характерными особенностями структуры деятельности, потребности в эмоциональном санкционировании «Другим» своих целей и способов их достижения, появление и развитие потребности в общении, построение рабочей модели мира, объекта привязанности, поведения привязанности. На самых ранних этапах развития эти особенности ребенка достаточно жестко определены функциями матери и их нарушение ведет к изменениям в общем психическом развитии ребенка по типу дефицитарности или искажения. Полное лишение ребенка материнских функций, которые обеспечивают появление всех этих структур, ведет к тяжелому госпитализму. Частичное нарушение отражается на развитии сферы общения, эмоциональной сферы, в первую очередь проявляющихся в ориентации на участие взрослого и позднее любых людей и общества в целом в регуляции деятельности ребенка в мире (нарушение содержания рабочей модели мира, но сама модель все же есть). Можно сказать, что задачей матери, реализующей «потребность вида в продолжении рода» является образование у ребенка видотипичных структур деятельности и рабочей модели «Я — Другой», именно со стороны самой структуры. Эти структуры, как было видно выше, характеризуются, в отличие от дочеловеческих стадий развития, включением «Другого» в санкционирование целедейственного звена в деятельности и опосредованностью «Другим» отношений ребенка с миром. В данном случае главное, что они должны быть. Если они не образуются вообще, ребенок не может включиться в освоение видотипичных средств отражения (искусственных знаковых средств — речи) и изменяется видотипичное развитие мозга. Речевые зоны не развиваются, и ребенок не становится человеком. Само взаимодействие ребенка со взрослым включает взрослого в процесс развития и на самом деле в «чистом» виде лишения ребенка этого взаимодействия не бывает, так как даже при выращивании детей с ранних этапов развития животными в какой-то мере, пусть очень измененно, но «Другой» есть. Если принимать во внимание концепции 3. Фрейда, Д. Винникотта, Э. Эриксона, М. Кляйн и других, то «промежуточный объект», строящийся в субъективном мире ребенка на основе интериоризации качеств матери, участвующих в «разделении внутреннего и внешнего населения» и образовании модели «Другого» как посредника в удовлетворении потребностей ребенка, еще не предполагает полноценного образа матери как человеческого существа. Для реализации функций матери на этом этапе развития необходима своевременная и окрашенная любовью к ребенку забота. Теоретически это может осуществить и мать, не обладающая сознанием. Как известно, слепые дети, которые не могут использовать в развитии общения и эмоциональной сферы ориентацию на выражение лица матери, развиваются с задержками, но все же вполне по «человеческому» пути. Гораздо большее влияние оказываем на развитие «невключение» речевых зон мозга. Их формирование начинается уже с середины внутриутробного периода, а знаковая система имеет не только звуковое обеспечение, но и мимическое, жестовое, позволяющее детям, глухим от рождения или растущим среди глухонемых, осваивать речь незвуковым путем. Как показали очень немногочисленные случаи «Маугли», полного отсутствия материала для построения основ рабочей модели «Я — Другой» быть не может [S.H. Stenglanz, A. Nash]. Всегда какие-то качества «Другого» есть. Существенное изменение эволюционно ожидаемых характеристик этих качеств нарушает развитие, но их полное отсутствие совпадает с границами жизни. Отсутствие необходимых условий на этом этапе касается именно речевой среды. Дети, выращенные животными с первых месяцев жизни и до окончания сензитивного периода развития речи (до трех лет), не овладевают речью и не способны к жизни в обществе. Таких случаев буквально единицы и недостаточно данных о сроках попадания детей к животным и продолжительности нахождения с ними. Можно сказать, что в условиях сохранения жизни ребенка возможности для появления видотипичных структур деятельности и рабочей модели мира всегда есть. Как мы видели, с точки зрения содержания развития к видотипичным особенностям (а значит, и к «потребности вида») можно отнести формирование у ребенка таких структур, которые вообще обеспечивают его успешное приспособление к жизни в условиях сообщества (базовые структуры отношения к миру). Реализация видовой программы развития происходит в условиях конкретной культуры. Человек является не только представителем своего вида, но и представителем своей культуры. Можно сказать, что субъектом родительских функций «второго порядка» является общество, в котором родился и будет жить ребенок. Если для вида ребенок должен «вообще быть», то для конкретного общества ребенок должен «быть каким-то». Каким — это и есть содержание конкретно-культурной модели, в которой представлено не только, каким должен быть взрослый (модель личности), но и каким должен быть ребенок на каждом этапе своего развития, чтобы таким взрослым стать (модель детства). А также, какой должна быть мать и как она такой становится (модель материнства). С этой точки зрения мать, реализующая потребность общества в «получении» нужной модели будущей личности, обладает качествами, обеспечивающими формирование у ребенка конкретных содержаний рабочей модели мира, себя в ней и «Другого». Это отражено в культурных моделях привязанности, национальных чертах характера, культурных особенностях эмоциональной сферы, общения и многом другом. Поскольку все эти содержания образуются в период построения основ рабочей модели «Я — Другой» и качества привязанности и связаны с появлением у ребенка выраженных в поведении реакций на разные воздействия взрослого, то можно сказать, что функции «субъекта второго порядка» включаются с середины первого полугодия и полноценно «звучат» уже со второй половины первого года жизни Наиболее ярко они выражены в период «социализации», включения ребенком санкций взрослого в регуляцию удовлетворения своих потребностей (второй и третий год жизни). Поскольку первоначально конкретной единицей, предъявляющей такие требования к личности, ребенку и матери был род, то логично назвать эти функции «функциями рода». Мать является в этом ряду «субъектом третьего порядка», непосредственно взаимодействующим с ребенком и все перечисленные задачи вида и рода выполняющим. Она также имеет в этом отношении свои потребности. Их особенность в том, что в конечном счете она ребенка выращивает не для себя, а для этих первых «субъектов» Но сама она во все эти задачи либо не посвящена вообще либо частично посвящена в задачи рода. Ее потребности являются «смешанными», они определяются тем, что она «хочет» и «знает». Как показывают многочисленные исследования культурных вариантов материнства и индивидуальных особенностей матери, хотеть и знать она может достаточно по-разному. Евро-американский миф о «матери-мадонне», опирающийся в психологии в первую очередь на Д Винникотта и его последователей, и микропсихоаналитический миф о «матери-ехидне» (С Фанти и др.) одинаково далеки от реальности. Мать в своих переживаниях относительно ребенка оказывается лишь на какой-то точке этого континуума. От того, где эта точка находится и как мать на эту точку попадает (то есть какие у нее потребности и каково их содержание и развитие), зависит «удовлетворение потребностей вида и рода».
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 541; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |