Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Четвертый этап. Дифференциация мотивационных основ материнской и половой сфер




Этот этап развития материнской сферы имеет большее значение для потребностно-эмоционального блока, чем для остальных. Относительно ценностно-смыслового блока можно говорить о конкретизации культурной модели связи половой и материнской сфер. Кроме того, угроза нежеланной беременности подвергает серьезному испытанию самостоятельную ценность ребенка и тип ее интерференции с другими ценностями.

Потребностно-эмоциональный блок

Предыдущий этап развития материнской сферы, который является для нее достаточно насыщенным, для половой сферы, напротив, считается менее значимым (в психоанализе он называется латентным, переходным между фаллической и генитальной фазами). При адекватной заполненности этапа няньчания впечатления от контакта с ребёнком в тактильной сфере, которые по соматическому компоненту во многом совпадают с таковыми в половой, «закрепляются» на ситуации взаимодействия с ребенком как объектом материнской сферы. В результате возникновение в послеродовом периоде новых впечатлений от контакта с ребенком (контакт «кожа — кожа», грудное кормление — то есть стимуляция эрогенных зон), а также оргазмоподобные ощущения, возникающие при грудном кормлении (сокращения матки, вазомоторные явления и т.д.), интерпретируются не как ощущения, связанные с половой сферой, а как принадлежащие к материнской. Ребенок, который является уже реальным объектом материнской сферы, служит медиатором, определяет смысл ситуации, ведущие эмоции и характер возникновения ситуативных, обеспечивающих эмоциональное обусловливание новых впечатлений (механизм ведущих и ситуативных эмоций [В.К. Вилюнас]).

Если же до полового созревания переживания от тактильного контакта с ребенком не сформировались и не конкретизировались на нем как объекте материнской сферы, то путь их перевода в контекст реальной деятельности «остается свободным». Половое развитие, подкрепленное в этот возрастной период мощным гормональным обеспечением, «переводит на себя» значение тактильного контакта и все ощущения эрогенных зон. В дальнейшем их возникновение при взаимодействии с ребенком может переживаться как шокирующее, несовместимое с ситуацией и т.п. Существенно влияют на это особенности представления о возможном восприятии детьми половых отношений взрослых. Совмещение компонентов ситуаций, относящихся к половому поведению и к ребенку, собственный детский опыт относительно половых отношений взрослых и т.п. могут повлиять на развитие материнского чувства весьма необычным образом Возможно ограничение тактильного контакта, купирование переживания экстаза кормления и другие особенности. К кому из детей такое отношение матери будет выражено ярче — к сыну или дочери, зависит от семейной модели супружеских отношений и собственного опыта развития половой сферы.

Операциональный блок

Относительно развития операций вряд ли можно сказать что-то новое. Можно предположить лишь дифференциацию ситуации применения речи типа baby tolk, так как в некоторой модификации она может применяться в общении с половым партнером. Использование женщиной инфантильных интонаций и особенностей грамматического строя речи провоцирует по отношению к ней проявление покровительства и снижение агрессии со стороны полового партнера. Поскольку это рассматривается как адаптивное с эволюционной точки зрения социальное поведение для беременных и матерей с младенцами (Д Джохансон и М. Иди, R. Foley и др.), то можно предположить, что освоение ситуации, в которой при взаимодействии с половым партнером адекватным является инфантильный стиль поведения, начинается на этом этапе и может иметь значение для актуализации инфантильных черт поведения в беременности (этот момент будет проанализирован позже).

Ценностно-смысловой блок

Как уже отмечалось выше, объединение в субъективном опыте ценностно-смысловых блоков половой и родительской сфер происходит только у человека. Оно является разным в разных культурах. Сам по себе факт связи половых отношений с рождением ребенка уже имеет значение. Но гораздо важнее то, как эти факты связаны в конкретной культурной и семейной модели. Представления о законнорожденности, перворожденности, рождении ребенка от любимого или нелюбимого партнера и т.п. доказывают, что безусловной ценности ребенка для общества практически не существует. Даже самые ярые противники искусственного прерывания беременности допускают такую возможность для зачатия в результате изнасилования. Понятно, что к самому ребенку это никакого отношения не имеет В период полового созревания все эти проблемы становятся не просто существующими, а своими собственными. Исчезновение запрета на внебрачные половые связи, снижение возраста вступления в половые отношения, наряду с увеличением возраста зависимости от родителей, множественность моделей поведения в современном обществе и многое другое делают развитие ценностей материнства в период полового созревания необыкновенно сложным.

Следует отметить, что данный этап развития материнской потребностно-мотивационной сферы является наименее изученным.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.