Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Необходимость) терпеть унижение на пути знания




Терпение, проявляемое в непрерывных занятиях

 

Один человек удивленно сказал имаму Ахмаду, увидев у него чернильницу: «О Абу Абдуллах! Ты уже столького достиг, ведь ты же имам[188] мусульман?!»[189] На что имам Ахмад ответил: «С чернильницей до самой могилы».[190]

Люди пришли к Суфьяну, когда он был при смерти, и один человек рассказал ему хадис. Хадис понравился Суфьяну, и он просунул руку под постель, достал оттуда дощечки и записал его. Ему сказали: «В твоем – то состоянии?!». На что он ответил: «Поистине, это хороший хадис. И если я останусь (жив, то смогу сказать), что услышал хороший хадис, а если умру, то я уже записал хороший хадис».

Ученик Абу Йусуфа, Ибрахим ибн аль-Джаррах, сказал: «Абу Йусуф заболел, и я пришел навестить его. Он был без сознания, а когда очнулся, спросил меня: “Что ты можешь сказать по (следующему) вопросу?”. Я сказал ему: “В таком состоянии?”. Он ответил: “Ничего страшного, будем учиться, быть может, кто-то найдет себе в этом спасение”. Затем он спросил: “Ибрахим, в каком положении лучше бросать камешки (во время хаджа): спешившись или верхом?”. Я ответил: “Верхом”. А Абу Йусуф сказал: “Ты ошибся”. Тогда я ответил: “Спешившись”. Он вновь сказал: “Ты ошибся”. Тогда я сказал ему: “Скажи же ответ, да будет доволен тобою Аллах”. Он ответил: “Там, где он останавливается[191], чтобы обратиться к Аллаху со словами мольбы (ду‘а), лучше бросать спешившись, а там, где не останавливается, лучше бросать верхом”. Затем я встал, чтобы уйти, но не успел дойти до двери его дома, как услышал плач по нему: он был уже мертв, да смилуется над ним Аллах».

Са‘лаба сказал: «За пятьдесят лет я (ни разу) не видел, чтобы Ибрахим аль-Харби пропустил (хотя бы один) урок по языку или грамматике».

Аз-Захаби сказал об Ибн аль-Джаузи: «Он читал (Коран), когда ему было уже восемьдесят лет, десятью (разновидностями чтения)… и вместе с ним читал его сын Йусуф…».

Ибн ‘Акиль сказал: «В свои восемьдесят лет я чувствую большую жажду знания, нежели, когда мне было двадцать».

 

 

Кто не испробовал ни разу унижения,

За знанием идя,

Терпеть его тот будет непременно

Всю жизнь, невеждою слывя.

Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Когда я узнавал о хадисе, который передавал какой-нибудь человек, то шел к его двери, когда в полдень он отдыхал дома[192], клал свою накидку под голову, разложив ее перед его дверью, а ветер нес в мою сторону пыль. Затем он выходил и говорил: “О сын дяди посланника Аллаха, что привело тебя? Почему ты не послал за мной, и я бы сам пришел к тебе?”. А я отвечал: “Я имею больше оснований прийти к тебе”, – и спрашивал его о хадисе».

Кто-то может возразить: «(Неужели) мы должны терпеть унижение, оправдывая себя (необходимостью поиска) знания?!».

На это мы ответим так: «Не спеши и послушай, что сказал этот выдающийся ученый, Ибн аль-Каййим, да смилуется над ним Аллах:“Многие качества, которые не приветствуются в человеке, даже порицаются, для искателя знания являются похвальными, как, например, заискивание, беззастенчивость, приниженность, обивание порогов ученых и т. п. Эти качества приветствуются в искателе знания только потому, что это путь к приобретению знания, и они говорят о совершенстве этого человека или делают его таковым. Так же обращение к людям с вопросами – это порок и недостаток человека, это унижение, умаляющее его благородство. Но не для искателя знания. Для него это предел совершенства, благородства и величия».[193]

Да, это величие, хоть оно и приняло образ унижения, поскольку это то унижение, которое в итоге дает величие. Ибн ‘Аббас сказал: «Я терпел унижение, когда искал знание, и приобрел величие, когда стали искать меня».

Аль-Хатиб аль-Багдади сказал: «Если мухаддис не проявляет особого желания передавать и рассказывать хадис, то его искателю следует быть с ним в этом вопросе любезным и обходительным… и неуклонно просить Аллаха за него. Так он сможет добиться от него того, чего желает».[194]

Амр ибн Кайс аль-Мула’и узнал о хадисе, передаваемом одним человеком, и захотел его услышать. Он пришел к нему, сел перед ним, выразил свое смирение и сказал: «Научи меня, да смилуется над тобой Аллах, тому, чему научил тебя Аллах».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.