Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Скромность и отсутствие кичливости




Введение

 

Мы посвятили вопросу самообольщения и высокомерия отдельную главу, учитывая всю серьезность и огромный вред, причиняемый ими.

Знай, искатель знания, что тщеславие убивает (в человеке) хорошие качества. ‘Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Тщеславие – это бедствие для разума».

И если тобой овладели тщеславие и высокомерие, то значит, тебя с ног до головы переполнило невежество. И достаточным невежеством для тебя будет твое восхищение собственным знанием. Абу-д-Дарда сказал: «Признаков невежества три: самолюбование, постоянные разговоры (человека) о том, что его не касается, и удерживание им (людей) от чего-то (дурного), когда сам совершает нечто подобоное».

И знай, искатель знания, что даже если твое знание будет величиной с расстояние между небом и землей, то при всем твоем тщеславии и гордыне оно не прибавит тебе ничего, кроме ненависти Аллаха.

 

 

Скромность – удел благочестивых, и ей благодаря

Они к вершинам устремились. Но удивительны дела,

Когда невежда вдруг кичится, (так какова ж егосудьба),

Счастлива иль несчастлива она?

Знай, искатель знания, что ступенями (на пути достижения) высокого положения является скромность (и покорность). В хадисе сказано:

 

وَمَا تَوَاضَعَ أَحَدٌ لِلَّهِ إِلاَّ رَفَعَهُ اللَّهُ

 

«…а любого (из тех, кто) проявляет смирение ради Аллаха, Всемогущий и Великий Аллах неизменно возвышает» [281].

Аййуб сказал: «Ученый должен посыпать свою голову землей, (выражая) покорность Великому и Могущему Аллаху». Ибн аль-Му‘тазз сказал: «(Самый) скромный среди учеников – самый знающий из них, подобно тому, как в (самом) низком месте собирается больше всего воды». Один мудрец сказал: «Скромность в сочетании с невежеством и жадностью более похвальна, чем гордыня в сочетании с благопристойностью и щедростью. И как же благородно то доброе качество, которое затмевает два дурных, и как отвратительно то плохое качество, которое затмевает два хороших!».

Остерегайся же, искатель знания, чтобы твое знание не стало причиной твоего высокомерия и самовосхваления, которое заставит тебя презирать и унижать тех, кто ниже тебя.

Вахб ибн Мунаббих сказал: «Поистине, в знании бывает несправедливость так же, как и в деньгах».

Йусуф ибн аль-Хусайн сказал: «В этом мире две несправедливости: несправедливость, (исходящая от) знания, и несправедливость, (исходящая от) денег. От несправедливости знания тебя избавит поклонение, а от несправедливости денег – умеренность в них».

Бишр сказал: «Упоминание иснада (порождает) в сердце (человека) кичливость».

 

2. Удовлетворенный своим знанием – самый невежественный человек

 

Автор книги «Тазкират ас-сами‘» сказал: «Пусть он остерегается того, кто считает себя совершенным и не нуждающимся в шейхах, поскольку это мнение невежественного и незнающего человека, который больше упустил, нежели приобрел. Са‘ид ибн Джубайр сказал: «Человек продолжает оставаться ученым до тех пор, пока продолжает учиться. Если же он перестанет учиться и решит, что больше в этом не нуждается, то он самый невежественный человек».

Шейх Мухаммад ибн ‘Абдуль‘азиз аль-Мани‘ сказал: «Одним из бедствий, постигающих знание, является то, что удовлетворенный собой и уверенный в собственном знании и проницательности человек считает ненужным обращаться к ученым, учиться у них и черпать свет их мыслей».[282]

Также он сказал: «Не подобает искателю знания обманывать самого себя и воображать, что он знает больше своего учителя или (по крайней мере) не меньше его. Ведь это самообман и плутовство шайтана. Аль-Фарра’ сказал: «Один человек сказал мне: «Почему ты постоянно ходишь к аль-Киса’и, когда сам знаешь грамматику не хуже него?». Я возгордился, отправился к нему и стал обсуждать с ним вопросы на равных. И я почувствовал себя птицей, черпающей своим клювом из моря».[283]

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 319; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.