КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды безработицы
Всё население страны подразделяется на две части: 1) экономически неактивное население (или несамодеятельное население) – жители страны, которые не входят в состав рабочей силы. Сюда включены: дети до 16 лет; учащиеся и студенты дневных учебных заведений; недееспособные граждане; пенсионеры; лица, ведущие домашнее хозяйство; отчаявшиеся найти работу и прекратившие ее поиски; лица, которым нет необходимости работать (независимо от источника дохода); 2) экономически активное население (самодеятельное население) – это часть трудоспособных граждан, которая предлагает рабочую силу для производства товаров и услуг. Уровень экономической активности населения – это доля численности экономически активных людей в общей численности населения. Его можно рассчитать по формуле:
Уа = x 100%
где Уа – уровень экономически активного населения; Н – общая численность населения; Эн – экономически неактивное население. Безработица – экономическое состояние, которое характеризуется тем, что часть взрослого трудоспособного населения не имеет работы и находится в ее поисках. Общая численность занятых и безработных составляет рабочую силу. Основным показателем, измеряющим безработицу, является “уровень безработицы”. Уровень безработицы – процентное отношение числа безработных к численности рабочей силы:
Фрикционная безработица – безработица, связанная с затруднениями в трудоустройстве и ожиданием работы людьми, которые стремятся сменить место работы или профессию. К фрикционным безработным относятся также молодые люди, не имеющие работы ввиду отсутствия квалификации и опыта; те, кто подвергается дискриминации на рабочем месте по признакам пола, расы и национальной принадлежности. Структурная безработица – безработица, вызванная несоответствием профессиональной подготовки рабочей силы структуре производства. Структура производства постоянно изменяется под влиянием научно-технического прогресса, внедрения новых технологий. Потребность в одних видах профессий сокращается, зато появляется спрос на новые, ранее не существовавшие профессии. Уровень безработицы, соответствующий целесообразному уровню полной занятости, называется естественным уровнем безработицы. Он равен сумме фрикционной и структурной безработицы. Под полной занятостью подразумевается соответствие численности желающего трудиться населения количеству рабочих мест, но за вычетом естественной безработицы. Следовательно, если в экономике, по расчетам экономистов, установился уровень безработицы 6%, а занято 94% рабочей силы, то говорят, что достигнута полная занятость. Это возможно только на вершине экономического цикла. Третья форма безработицы – циклическая – вызвана сжатием производства во время периодически повторяющихся спадов в экономике. Она возникает тогда, когда количество рабочих, желающих получить работу, больше, чем число рабочих мест. В фазах расширения и подъема появляются новые рабочие места, и эта безработица рассасывается. Чтобы определить уровень циклической безработицы, нужно из общего уровня безработицы вычесть естественный уровень безработицы.
4. Управление занятостью. Политика государства в области занятости населения . Занятость - это не запрещенная законом деятельность граждан, которая, как правило, приносит им заработок (доход). В Законе РФ от 19 апреля 1991 г. №1032-1 “О занятости населения в российской Федерации” сформулированы основные принципы занятости: Первый принцип – обеспечение свободы в труде и занятости, запрещение принудительного, обязательного труда. Человеку принадлежит приоритетное право выбора: участвовать или не участвовать в общественном труде. Второй принцип – создание государством условий для обеспечения права на труд, защиту от безработицы, помощь в трудоустройстве и материальную поддержку при безработице в соответствии с Конституцией РФ. Согласно статье 2 упомянутого выше Закона занятыми считаются граждане: - работающие по трудовому договору, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая временные, сезонные работы; - самостоятельно обеспечивающие себя работой, включая индивидуально-трудовую деятельность (фермеры, писатели и др.), предприниматели, а также члены производительных кооперативов; -избранные, утвержденные или назначенные на оплачиваемую должность; -проходящие военную службу, служащие в органах внутренних дел; -трудоспособные учащиеся любых очных учебных заведений, включая обучение по направлению службы занятости; -выполняющие работы по гражданско-трудовым договорам; -временно отсутствующие на работе (по причине отпуска, болезни, переподготовки и т.п.). Трудоспособное население состоит из двух групп: экономически активного и экономически неактивного населения. Доля экономически активного населения зависит от доли населения в трудоспособном возрасте, а также от степени занятости отдельных возрастных групп. Политика российского государства в области занятости осуществляется по следующим направлениям: - обеспечение равных возможностей трудоустройства всем гражданам страны независимо от пола, национальности, возраста, социального положения и вероисповедания; - соблюдение добровольности труда, свободного волеизъявления граждан при выборе вида занятости; - обеспечение социальной защиты в области занятости; - поддержка самостоятельности регионов при проведении централизованных мероприятий государства в решении проблем занятости; - поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности; - координация деятельности в области занятости с другими направлениями деятельности государственных органов — экономическими и политическими, включая социальное обеспечение, регулирование и распределение доходов; - поощрение работодателей, создающих новые рабочие места; - обеспечение занятости для малочисленных народов с учетом исторически сложившихся видов занятости; - международное сотрудничество в решении проблем занятости. При проведении государственной политики занятости все большее значение приобретают конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ). МОТ решает следующие задачи: 1. Разрабатывает согласованную политику и программы, направленные на решение социально-трудовых проблем. 2. Разрабатывает и принимает международные трудовые нормы в виде конвенций и рекомендаций для реализации принятой политики. 3. Помогает странам-участницам в решении проблем занятости и сокращения безработицы. 4. Защищает права человека, в частности на труд и на объединения, защищает человека от принудительного труда, дискриминации и т.п.. 5. Организует и ведет борьбу с бедностью, за улучшение жизненных условий трудящихся, развитие социального обеспечения. 6. Разрабатывает программы в области улучшения условий труда и производственной среды, техники безопасности и гигиены труда, охраны и восстановления окружающей среды. 7. Содействует организациям трудящихся и предпринимателей в их работе совместно с правительством по регулированию социально-трудовых отношений. 9. Разрабатывает меры по защите наиболее уязвимых групп трудящихся — женщин, молодежи, пожилых людей, трудящихся-мигрантов. Конвенция МОТ — это международный договор, который должен быть ратифицирован и соблюдаться государствами-членами. В настоящее время МОТ стала, по существу, международным координатором работ по организации труда, ведутся работы в области охраны, гигиены труда и производственной среды. В вопросах заработной платы МОТ не ставит своей целью унификацию подходов. Главное — достижение гарантий оплаты труда, обеспечивающей удовлетворительные условия жизни и признание принципа равенства вознаграждения за равный труд. Уделяется внимание индексации заработной платы, оценке и оплате труда по результатам.
Лекция 2. Правовая основа деятельности профсоюзов. Основные права профсоюзов. Гарантии прав профсоюзов. Защита прав профсоюзов. Обязанности профсоюзов. Модели функционирования рынка труда с участием профсоюзов. План: 1. Правовая основа деятельности профсоюзов. 2. Основные права, гарантии, защита, обязанности прав профсоюзов. 3. Модели функционирования рынка труда с участием профсоюзов.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 866; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |