Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Россия в период правления Ивана IV Грозного. 3 страница




Крепостная политика в промышленности деформировала процесс образования русской буржуазии: после передачи многих мануфактур на льготных условиях из рук государства в частные, их владельцы не стали носителями новой формы собственности, а остались земле - и душевладельцами. Крепостническая деформация затронула сферы общественного сознания – владельцы мануфактур не ощущали своего социального своеобразия, не формировались их корпоративные интересы. Буржуазная альтернатива в экономической и политической структурах России отсутствовала.

До перелома в войне Россия не знала органов управления промышленностью, воздействие государства на экономику осуществлялось через систему запретов, монополий, налогов. Теперь были созданы Берг-, Мануфактур-коллегии как бюрократические учреждения, призванные стать органами государственного регулирования национальным хозяйством, органами осуществления торгово-промышленной политики самодержавия.

Серьёзное внимание Пётр I уделял торговле. Были введены государственные монополии на продажу соли, табака, ряда других товаров. После 1709 г. ликвидирована монополия на экспортную торговлю, проводилась политика меркантилизма и протекционизма, содействовавшая росту внутреннего производства, торговли и преграждавшая бесконтрольный поток иностранных товаров путём налогового регулирования на основе Таможенного устава 1724 г.

В сельском хозяйстве использовались возможности расширения производства за счёт освоения плодородных земель, продвижения земледелия на восток и юг, возделывания технических культур, дававших сырье для промышленности. Указ 1715 г. поощрял выращивание льна и конопли, а также табака, тутовых деревьев для шелкопрядов. Указ 1712 г. предписывал создавать коневодческие хозяйства в Казанской, Азовской и Киевской губерниях, поощрялось также овцеводство. Возросшие потребности государства в сырье для российской промышленности побудили к возделыванию технических культур.

В Петровскую эпоху произошло резкое разграничение страны на две зоны ведения феодального хозяйства – неурожайный Север, где феодалы переводили своих крестьян на денежный оброк, зачастую отпуская их в город и другие местности на заработки, и плодородный Юг, где дворяне-землевладельцы стремились к расширению барщины.

Государство покрывало за счёт сельского хозяйства большую часть своих нужд и расходов. Усиливались государственные повинности крестьян, их силами строились города (на строительстве Петербурга работали 40 тыс. крестьян), мануфактуры, мосты, дороги; проводились ежегодные рекрутские наборы, повышались старые денежные сборы и вводились новые. Непрерывно растущие налоги (за время правления Петра их сумма возросла в 2,7 раза) укрепляли казну, но делали ситуацию в стране все более взрывоопасной. Усилились волнения крестьян, их массовое бегство от хозяев, всё больше становилось разорившихся. Это недовольство прорвалось бунтами на юге страны. В 1705 г. вспыхнуло восстание в Астрахани, тогда же начались волнения башкир и, наконец, восстание на Дону под предводительством К. Булавина.

Чтобы справиться с народными волнениями, а также с целью централизации управления страной, была предпринята реформа государственного аппарата управления. Преобразования поначалу диктовались нехваткой для армии и флота денег и всего необходимого. С созданием новых административных образований – губерний – устанавливалась их прямая связь с полками армии, распределёнными по губерниям. За этой реформой последовали другие. Был учрежден высший исполнительный и судебный орган управления – Сенат (1711 г.), заменявший царя в его отлучках из столицы. Создание и функционирование Сената явилось продолжением бюрократизации государственного строя, что являлось одним из признаков абсолютизма. Для надзора за работой государственных учреждений были введены органы прокуратуры и фискальная служба. В городах создавалась полиция.

Были учреждены коллегии, на которые возлагалось управление отраслями: Военная и Адмиралтейская, Коллегия иностранных дел и др.; Главный магистрат – для управления и суда купцов и ремесленников; Синод – гражданский орган управления церковными делами, созданный после упразднения в 1721 г. патриаршества в России.

В 1708 – 1709 гг. началась перестройка органов власти и управления на местах. Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся по территории и количеству населения. Во главе губернии стоял назначаемый царём губернатор, в руках которого сосредоточивалась исполнительная и судебная власть. Губернаторы подчинялись императору, Сенату и всем коллегиям одновременно. В 1719 г. губернии были разделены на 50 провинций, провинции делились на уезды.

В 1722 г. был принят «Табель о рангах», который заменил прежний принцип продвижения на службе по родовитости бюрократическим принципом выслуги. Регламентировались обязанности чиновников и военных, устанавливалась чёткая иерархия, открывавшая офицерам и чиновникам-недворянам путь в дворянское сословие.

Петровская эпоха стала временем окончательного оформления самодержавия. Ликвидация последних следов сословного представительства, создание свода законов, закреплявших право личности управлять, владеть миллионами на основании своей юридически ничем не ограниченной воли с помощью бюрократической машины – суть главных процессов, происходивших при Петре I. Более того, была осуществлена политика теоретического обоснования власти одного над миллионами, опиравшаяся на концепцию Феофана Прокоповича о неограниченной власти русского царя и традиции московского царства.

Победа в Северной войне, создание регулярной армии и флота, их боевой опыт сделали Россию одной из сильнейших стран мира и во многом содействовали усилению власти царя. Сенат преподнёс Петру титулы Великого, отца Отечества и Императора всероссийского. С 1721 г. Россия стала империей, самодержавным, военно-бюрократическим государством, в котором господствовало одно сословие – дворянство.

Достижениями на Балтике не завершились геополитические претензии российского самодержавия. Вскоре Пётр перешёл к имперской политике, цель которой заключалась в расширении и упрочении влияния России в других землях. Его планы включали завоевание Закавказья и Средней Азии. Стараниями реформатора русская дипломатия поднялась до уровня западно-европейской, в европейских столицах появились российские посольства. Пётр сам был выдающимся дипломатом, определял главные направления внешней политики и успешно их реализовывал.

Преобразования Петра, как и его время, были многогранны и противоречивы. Уживались «рабство» и «просвещение», абсолютизм, бурное развитие культуры. Реформы Петра в области просвещения, науки и культуры эпохальны. Введение западного летоисчисления и перенос начала года на 1 января; устройство начальных и гарнизонных школ, высших специальных школ – артиллерийских, инженерных, морских, медицинских; создание типографий, где печатались переводные специальные книги и карты, буквари и наставления, календари и газеты; введение арабских цифр и нового гражданского шрифта; переход к тетрадной форме делопроизводства и табличной форме отчётности; организация научных экспедиций; учреждение музея (Кунсткамеры) и библиотек; создание аптек в крупных городах и при армии; учреждение Академии наук; организация театра в Москве; введение ассамблей; обязательное бритьё бород и ношение платья по иноземным образцам; обучение за границей – эти нововведения коснулись всех сторон жизни страны. Не всё привилось сразу, но начало было положено.

Преобразования Пётра I в конечном счёте обеспечили независимость России, сделали её одной из самых сильных стран мира, дали ей крупную промышленность, обновлённую экономику, обогащённую культуру, новый государственный аппарат, укрепили самодержавие и крепостнический строй. Но сделанный тогда рывок вперёд не привёл к ускорению экономического, социального и политического развития (кроме армии, флота, промышленности). В политической и социальной сферах прогрессивное развитие России затормозилось.

По словам В.О. Ключевского, Пётр «хотел, чтобы раб, оставаясь рабом, действовал сознательно и свободно». Не только личность Петра I определила степень капитализации России. Его эпоха подтвердила, что эти процессы, сколь ни необходимы они были, с трудом прокладывали себе дорогу в условиях феодализма. Вызревание буржуазных отношений встретило сильное сопротивление со стороны централизованного феодально-крепостнического государства. Несмотря на явный поворот в сторону европейской цивилизации, Россия долго ещё оставалась верна традиционализму. Российский традиционный уклад оставался преобладающим во всех сферах общественной жизни, государство достаточно жёстко регламентировало степень внедрения нового.

В России периода становления абсолютной монархии начали развиваться процессы модернизации, затронувшие в значительной мере хозяйственную, военную и культурную сферы. Они не носили всеобщего характера, имели узкую социальную базу, их развитие осложнялось сохранением и укреплением самодержавного государства, крепостного права и цивилизационной неоднородностью страны. В условиях феодальной по природе государственности были неизбежны обострение классовой борьбы, раскол общества на сторонников либеральных преобразований и их противников (правящая элита), разрешившийся не в пользу первых. Это обрекло Россию на роль государства, постоянно идущего в фарватере европейской цивилизации, но так и не ставшего европейским.

Появление новых тенденций в развитии страны не стало тогда, да и не могло стать, прологом перехода всего российского общества к европейскому типу цивилизации. Произошло обратное – страна раскололась на сторонников западной цивилизации и поборников традиционно русского пути развития, что предопределило весь спектр политической и идеологической борьбы в России.

 

3. Россия в период «дворцовых переворотов».

Реформаторский рывок, осуществленный в начале XVIII в. нес с собой как положительные, так и негативные последствия для российского государства и общест­ва. 18 января 1725 г. после смерти Петра I в истории страны началась новая эпоха, названная В.О. Ключевским временем «дворцовых переворотов», завершившаяся в 1762 г. вступлением на престол Екатерины II.

Причины политической и социальной нестабильности российского государст­ва второй четверти XVIII в. коренились, прежде всего, в поверхностности проведен­ных ранее реформ, которые за четверть века еще не могли пустить глубокие корни в российской цивилизации.

Прежде всего, после смерти творца Российской империи, проявились объек­тивные проблемы, порождаемые системой абсолютизма. Еще в 1722 г. Петр I издал указ, по которому сам царь должен был определять себе наследника причем он мог, изменить свое решение, если наследник не оправдывал его надежд. Многие ожидали, что Петр I при жизни объявит наследницей престола свою вторую жену Екатерину. Однако судьба распорядилась иначе: Петр I умер, не успев воспользоваться своим правом. По одной из версий он перед смертью успел только написать два слова: «Отдайте все...», что должно было неизбежно вызвать династический кризис и борьбу за власть среди многочисленных претендентов на российский престол.

При этом проблемы абсолютизма в России были намного глубже, чем просто выбора кандидатуры монарха на престол. С 1725 по 1762 гг. в стране сменилось 6 монархов, произошло 3 вооруженных переворота и несколько громких отставок фаворитов, а достаточно талантливого преемника Петру I, харизматической личности, способной управлять «регулярным» государством методами, заложенными его создателем, так и не появилось. Наоборот, в течение четверти века шла определенная корректировка петровских реформ - их постепенное врастание в российское общество, сопровож­давшееся ужесточением крепостничества, расширением прав дворянства и эволюци­ей политических институтов Российской империи. В этих условиях полоса «дворцо­вых переворотов» была неизбежной, она вырастала из особенностей политической и социально-экономической жизни Российского государства.

Ко второй четверти XVIII в. сложились социально-политические и экономические условия для переворотов: нарастали противоречия внутри правящего класса: дворянство раскололось на особые социальные группировки с собственными политическими интересами и требованиями. При создании имперского государства Петр I делал ставку на служилое дворянство, которое к концу жизни императора превратилось в особый слой «петровской бюрократии». Ее интересы сталкивались с интересами старых аристократических родов, заинтересованных в определенном возрождении своих прав и политической роли отобранной у родовитого дворянства Петром I.

Благодаря европейским реформам на российской службе появилось большое количество иностранцев, против засилья которых выступали отечественные дворяне. Сложились две так называемые «партии»: «немецкая» и «русская», борьба между которыми во многом определяла лицо всего государственного аппара­та второй четверти XVIII в.

Особой социальной силой в стране выступала гвардия – привилегированные дворянские полки, созданные Петром I, которые ко второй четверти XVIII в. пользо­вались значительным политическим влиянием и в «регулярном государстве» были призваны следить за действиями местной и центральной власти. Они требовали рас­ширения своего участия в политической жизни страны, часто определяли кандидату­ру очередного правителя России во время дворцовых переворотов.

Характер «регулярного государства», которое по традициям, заложенным Петром I не могло существовать, не вмешиваясь в течение всех социальных и экономических процессов в стране, так же порождал нестабильность в рядах правящей элиты. Еще творец Российской империи сделал свой административный аппарат своеобразным «государством внутри государства», до предела централизованным и оторванным от течения социальных процессов в обществе. В этих условиях благосостояние государ­ственного чиновника часто зависело от его положения внутри придворной иерархии – степени близости к императору, что предопределяло остроту борьбы фаворитов за влияние на монарха. Политическая система, в этих условиях оказывалась очень шат­кой и нестабильной. Очередная дворянская группировка, придя к власти при перево­роте, быстро превращалась в «придворную камарилью», заботившуюся лишь о личном обогащении, – в замкнутую группу, которая все больше отрывалась от своего класса, теряла социальную опору и свергалась через очередной дворцовый переворот новой придворной группировкой.

У переворотов второй четверти XVIII в. кроме политических были и экономические причины. Реформы первой четверти XVIII в. дали заметный импульс социально-экономическому развитию страны. Несмотря на то, что ведущей отраслью экономики оставалось сельское хозяйство, в котором значительное развитие получает барщинная система хозяйства, оно все больше втягивалось в товарно-денежныё отношения. Во второй четверти XVIII в. быстрыми темпами развивалось мануфактурное произ­водство, а к середине века страна превратилась в крупного поставщика металла на европейский рынок; быстрыми темпами развивалась легкая промышленность. Кроме того, необходима была корректировка и части петровских реформ. Так, Петр I оста­вил своим приемникам расстроенную финансовую систему. Большие сложности вы­зывала реализация принципов налоговой реформы - реального сбора введенной по­душной подати. С 1730 по 1735 гг. с населения страны было списано 4 млн. руб., а проблема налоговых недоимок стала хронической, что приведет в будущем к созданию отдельной коллегии в государственном аппарате. Таким образом, в стране необходима была корректировка деятельности государственного аппарата, его приспособление к изме­няющимся социально-экономическим условиям.

После смерти Петра I в России существовало два претендента на трон: внук Петра I, тоже Петр (десятилетний сын умершего рано Алексея Петровича), и Екатерина – вторая жена Петра I. Старая знать - Долгорукие, Голицыны, Репнины настаивали на кандидатуре Петра II. Новая знать, выдвиженцы Петра I - А.Д. Меньшиков, П.И. Ягужинский, П.А. Толстой и, особенно, гвардия, поддержали Екатерину, так как во­царение ее оппонента могло положить конец их карьере. На дворцовой площади бы­ли выстроены два гвардейских полка, участие которых в перевороте было решаю­щим.

Воцарение Екатерины I на престол было показателем слабости политических позиций аристократии. Однако, новая императрица ни по своему кругозору (не умела ни читать, ни писать), ни по деловым качествам не подходила для роли преемницы Петра I. Государственными делами она почти не занималась, перепоручив управле­ние страной А.Д. Меньшикову и Верховному Тайному совету - высшему государст­венному учреждению, стоящему над Сенатом и коллегиями. В него, кроме Меньши­кова, вошли А.И. Остерман, Ф.М. Апраксин, П.А. Толстой, Г.И. Головкин и Д.М. Голицын.

Вначале своего правления Екатерина I старалась на практике следовать пре­образованиям Петра I, но вскоре наступил спад реформаторской деятельности. 6 мая 1727 г., после смерти Екатерины I, на российском престоле оказался Петр II, причем по завещанию умершей императрицы, до его совершеннолетия страной должен был управлять Верховный Тайный совет. Однако, вопреки завещанию всю фактическую власть в своих руках сосредоточил А.Д. Меньшиков, чем восстановил против себя аристократическое дворянство, выразителем интересов которого стала придворная группировка Голицыных - Долгоруких. В сентябре 1727 г. А.Д. Меньшиков был от­странен от управления государством и сослан в сибирский город Березов.

Падение Меньшикова означало фактический дворцовый переворот, власть в стране сосредоточилась в руках Долгоруких, причем смена фаворита при дворе от­крыла возможности для возвышения старых аристократических родов, составлявших к этому времени Верховный Тайный совет. Однако, в 1730 г. Петр II умер; и с его смертью пресеклась мужская линия династии Романовых. Вопрос о власти решил Верховный Тайный совет, цель которого предельно четко сформулировал князь Д.М. Голицын: «Надобно воли себе прибавить». Выбор высших сановников пал на курляндскую герцогиню Анну Иоанновну, дочь брата Петра I - Ивана Алексеевича, фи­гуру, которая представлялась им идеальной для ограничения власти в пользу аристократии. В глубокой тайне Д.М. Голицын, совместно с В.Л. Долгоруким составили «кондиции» - условия вступления Анны Иоанновны на российский престол, которые в январе 1730 г. подписала новая императрица. Основными условиями, ограничи­вавшими власть нового монарха, явились требования самостоятельно без решения Верховного Тайного совета не заключать брак, не общаться с гвардией, не решать ряда вопросов внутренней политики (налогообложения, войны, раздачи имений, трат денежных средств из казны, производства в чины).

Историки спорят о том, можно ли «кондиции» считать одной из первых попы­ток создать в России ограниченную монархию, а также насколько Верховный Тайный совет действовал аналогично палате лордов английской парламентской системы, историче­ски возникшей первоначально также в рамках оппозиции аристократии к действиям королевской власти. При внешнем сходстве, однако, в России отсутствовали основ­ные механизмы ограничения самодержавия - не появлялся орган сословного представительства, действующий от лица всех сословий. Кроме того, против мероприятия аристократии выступало служилое дворянство и бюрократический аппарат империи, настроение которых ярко прокомментировал А. Волынский: «Все гарантии для восьми фамилий, а где для остальных? Боже сохрани, чтобы появился десяток госу­дарей вместо одного...»

Анна Иоанновна, безропотно подписавшая «кондиции» в г. Митаве, после прибытия в феврале 1730 г. в Москву быстро обнаружила, что затея верховных са­новников не пользуется поддержкой ни у дворян, ни у гвардейцев. Дворянство вы­ступило против ограничений самодержавия - с просьбой о разгоне Верховного Тай­ного совета, у которого, по мнению С.Ф. Платонова не было силы, чтобы поддержать свои планы. 4 марта 1730 г., при поддержке гвардии Анна Иоанновна, разорвав бума­гу с «кондициями», провозгласила себя самодержавной императрицей, упразднила Верховный Тайный совет, создав вместо него Кабинет министров из доверенных лиц. Таким образом, историческая альтернатива ограничения самодержавия в стране так и не была реализована.

Вместо этого самодержавие нашло собственный выход для преодоления кри­зиса и стабилизации политической системы, при власти монарха неспособного распорядиться абсолютной властью. Во второй четверти XVIII в. в политической жизни страны огромную роль приобрела система фавори­тизма. Слабый, или неспособный к государственному управлению монарх прибли­жал к себе кого-то из своих сторонников и передавал ему огромные полномочия. Часто всесильный фаворит, «временщик», сосредоточивал в своих руках все нити по управлению страной, практически заменяя безвольного монарха. Аналогичные поли­тические процессы при абсолютизме прошли и другие страны. Так, во Франции в XVII в. большую роль играли Ришелье и Кольбер, а из аристократической оппозиции королевской власти («фронды») постепенно формировалась ограниченная монархия (парламентаризм).

В нашей стране аналогичные тенденции не могли проявиться. По точному наблюде­нию С.Ф. Платонова, в условиях второй половины XVIII в. в России фаворит не мог заменить собою верховную власть, так как у него не было социально-экономической и политической основы для влияния; он не действовал в интересах какого-либо клас­са, а его особое положение при императорском дворе держалось только на личном расположении монарха. Явлением политической жизни второй четверти XVIII в. ста­ла придворная борьба за влияние на императора, выливавшаяся в смену фаворитов при дворе. А.Д. Меньшиков, Долгорукие, А.П. Волынский, Э.И. Бирон, Б.Х. Миних, А.И. Остерман, А.Г. Разумовский, И.И. Шувалов, Орловы, Потемкины - далеко не полный список фаворитов, последовательно сменявших друг друга в течение 50 лет. Проблема фаворитизма стала больной для самодержавия в России, наложила от­печаток на всю политическую систему до 1917 г.

Совещательный орган при императоре возрожденный под разными названия­ми (Верховный Тайный совет, Кабинет министров, а одно время и весь Сенат) во второй половине XVIII в. в условиях политической жизни страны так же не мог стать прообразом парламентской системы, так как формировался не на основах сословного представительства, а назначался лично самим императором. Такое представительство неизбежно стремилось не ограничить власть им­ператора, а стать своеобразным «коллективным фаворитом»: оттеснив одного вре­менщика самому играть его роль.

В царствование Анны Иоанновны в политической жизни страны заметным становится влияние иностранцев, так называемой «немецкой партии». Особенно важную роль в управлении государством в этот период играл Э.И. Бирон, который пользо­вался безграничным доверием императрицы и сформировал в стране особый полити­ческий режим, названный по имени его основателя «бироновщиной». В марте 1731 г. была учреждена Тайная канцелярия - центр политического сыска следивший за вы­ступлениями против императрицы и «государственными преступлениями», ужесто­чалось законодательство страны. Несмотря на «бироновщину» Анна Иоанновна в целом проводила продворянскую политику. За время ее 10-летнего правления дворянство получило значительные льготы: отменен закон Петра I о единонаследии – помещикам было дано право делить имение между всеми детьми. В 1736 г. вместо пожиз­ненного был определен 25-летний срок обязательной воинской службы для дворян. Для того, чтобы заручиться поддержкой гвардии Анна Иоанновна учредила новые гвардейские полки - Конногвардейский и Измайловский. Тем не менее, в среде рус­ского дворянства нарастало недовольство иностранным засильем, выразителем кото­рого выступал кабинет-министр А.П. Волынский, требовавший расширения привиле­гий так называемой «русской партии» в управлении страной.

Анна Иоанновна не оставила после себя потомства и объявила своим преем­ником на российском престоле двухмесячного сына своей племянницы, принцессы Макленбургской Анны Леопольдовны, которой после смерти императрицы в октябре 1740 г. «немецкая партия» передала власть. Сместив Бирона и назначив новыми фа­воритами Миниха, а позже Остермана, Анна Леопольдовна в свою очередь так же фактически отстранилась от управления страной и чаще всего просто утверждала предлагаемые ей решения стандартной резолюцией: «Быть по сему».

В ночь на 25 ноября 1741 г. Анна Леопольдовна вместе со своим сыном были свергнуты в ходе очередного дворцового переворота, совершенного гвардейскими полками, недовольными политикой «немецкой партии» в стране, пытавшейся «чист­ками» состава снизить роль гвардии в государстве. Сменившая «немецкую», «русская партия» провозгласила новой императрицей дочь Петра I Елизавету Петровну, обе­щавшей гвардии восстановить ее привилегии и обратившейся во время переворота к Преображенцам со словами: «Ребята, вы знаете, чья я дочка, идите за мной!»

Вступив на престол, Елизавета Петровна сразу же начала восстанавливать «попранные иностранцами начала Петра I», что на практике означало выдвижение на ведущие посты в государстве преимущественно русских дворян. Она упразднила Ка­бинет министров, восстановила Сенат как высший государственный орган, возродила деятельность Главного магистрата, Мануфактур- и Берг-коллегий. Важным меро­приятием внутренней политики явилась отмена внутренних таможенных пошлин, мелочных сборов и восстановление протекционистских тарифов, что способствовало развитию внутренней торговли и складыванию всероссийского рынка. В царствование Елизаветы Петровны были достигнуты значительные успехи в развитии русской культуры: происходит расцвет творчества М.В. Ломоносова, по проекту В.В. Рас­трелли завершается строительство в Петербурге Зимнего дворца, открывается пер­вый профессиональный театр и Академия художеств.

В декабре 1761 г., после смерти Елизаветы Петровны власть в стране перешла к ее племяннику - Петру III (голштинскому герцогу Карлу-Петру-Ульриху), полу­чившему воспитание при прусском дворе Фридриха II. Правление нового монарха ознаменовалось упразднением Тайной канцелярии, ведавшей политическими престу­плениями, немедленным заключением невыгодного для России мира с Пруссией и попытками реформирования гвардии по образцу прусских регулярных войск. Важ­нейшим социальным мероприятием Петра III явился манифест 1762 г. о расширении прав и привилегий дворянства, которые освобождались от обязательной военной и гражданской службы и могли в любое время ее покинуть. Пристрастие нового импе­ратора ко всему прусскому и его попытки ликвидировать особую роль гвардии в военной и политической жизни страны готовили в высшем обществе почву для неиз­бежного дворцового переворота. 28 июня 1762 г. в результате заговора, в котором ак­тивную роль сыграла гвардия, Петр III был свергнут, а власть в стране передана его жене - Екатерине Алексеевне.

События 1762 г. завершили эпоху «дворцовых переворотов», которые явились закономерным этапом в развитии абсолютизма в России и имели определенные со­циальные последствия. Верхушечные перестановки правителей на престоле не по­влияли на общий ход социально-экономического развития страны, не переросли во вторую Смуту, так как все приемники Петра I приспосабливали абсолютистское го­сударство к русской почве, причем в их внутренней социальной и административной политике практически не существовало противоречий. Дворянство, являясь социаль­ной опорой абсолютизма, по выражению С.Ф. Платонова «непрерывно тянулось со службы в свои имения», и требовало отмены служилой повинности, прямого произ­водства в офицерские чины и усиления крепостничества. В результате дворцовых переворотов упрочилось положение дворянства, расширились его права и привиле­гии, произошел отход от идеалов «регулярного» государства Петра I. Одновременно, ухудшилось положение основного населения страны, и, прежде всего – крестьянства.

Во второй четверти XVIII в. продолжалось развитие социально-экономических механизмов, заложенных Петром I. Периодически проводились пере­писи податного населения, шло дальнейшее закрепощение крестьянства - особенно при Елизавете Петровне и Петре III, когда «однодворцы» были приравнены к госу­дарственным крестьянам. Во второй четверти XVIII в. произошло ужесточение сис­темы налогообложения, созданы административные органы для сбора недоимок (Доимочная и Конфискационная канцелярии), выросли косвенные налоги, и расши­рился круг государственных монополий. От налогов крестьянство бежало на окраи­ны страны и даже за границу. Так, по словам Миниха, многие области в 30 – 40-е гг. XVIII в. были «как войной, или мором разорены».

Одновременно правительство практиковало огромные непроизводительные затраты на царский двор и фаворитов. Ярким примером того, какие траты были главными для власти, является смета расходов Анны Иоанновны, потратившей 260 тыс. на содержание царского двора; 100 тыс. - на конюшни для Бирона; 42.622 руб. - на мелкие расходы императрицы; 47, 371 руб. - на две Академии наук и Адмиралтейст­во и только 4. 500 на развитие народного образования.

Таким образом, пути выхода из кризиса, порожденного европейскими заимст­вованиями, российская правящая верхушка искала на путях феодализации государст­ва, а не развития европейских буржуазных и либеральных тенденций. Полоса «двор­цовых переворотов» вносила нестабильность в политическую систему Российской империи, объективно готовила почву для дальнейших реформ. Это отмечали еще до­революционные историки считавшие, что очередные европейские заимствования и реформы начались в России еще со времени правления Елизаветы Петровны, а Екатерина II продолжила основные направления реформ своей предше­ственницы, доведя их до логического конца.

Документ

Из текста "Кондиций", подписанных Анной Иоанновной в 1730 г.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 577; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.