КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Факторы, формирующие потребность в достижении. Мотив достижения личности
Важнейшей потребностью, определяющей нацеленность личности на успех, является потребность в достижении. Существуют две психологические теории, объясняющие ее природу. Первая из них говорит о главенствующей роли биогенетических факторов в формировании потребности в достижении; вторая — подчеркивает роль социальных факторов в формировании этой потребности. В конце 70-х гг. американским психологом Ауке Теллегеном в исследованиях (на основе метода сравнения однояйцовых близнецов) с использованием многоаспектного опросника, позволяющего оценить выраженность у личности определенных черт характера, высококоррелирующих с проявлением потребности в достижении, был сделан следующий вывод: жажда успеха, честолюбие и склонность упорно добиваться цели на 46% определяются генами, хотя в большей мере потребность в достижении формируется у личности под воздействием социальных факторов. По мнению российского психолога Ю.М. Орлова, потребность в достижении, в успехе — одна из фундаментальных социальных потребностей человека; она не наследуется, а формируется под влиянием социогенных факторов и определяется как постоянное соревнование человека с самим собой в стремлении превзойти ранее достигнутый уровень исполнения, сделать что-то лучше, чем раньше, оригинально решить возникшую проблему. Эта потребность побуждает личность ставить новые цели и стремиться к их реализации. Среди социальных потребностей личности чаще всего есть одна или несколько преобладающих, которые влияют на ее направленность, идеалы, жизненные цели, стремления. Если преобладает потребность в достижении, то личность получает удовлетворение от восприятия разницы между старым и новым уровнем исполнения какой-либо деятельности, так как это различие имеет для нее особое эмоциональное значение. «Достигающей личности» нередко безразлично, что представляет собой эта деятельность, главное для нее — это возможность повысить уровень исполнения своих действий. «Достигающие личности» составляют золотой фонд человечества», — утверждает Ю.М. Орлов. Потребность в достижении начинает формироваться во взаимоотношениях ребенка с матерью. Сравнительные исследования семей, где обоих родителей отличает высокая потребность в достижении, показали, что их дети могут и не иметь ее в такой ярко выраженной степени. Более того, у детей, матери которых обладают очень сильной потребностью в достижении, эта потребность не развивается или развивается слабо поскольку матери с высокой потребностью в достижении ориентированы главным образом на успехи вне семьи. Им не удается сохранять необходимый уровень эмоциональных контактов с ребенком, чтобы стимулировать в нем развитие этого качества. Наивысшая потребность в достижении наблюдается у детей, чьи матери имеют достаточно времени для общения с ребенком, особенно в дошкольном возрасте. Теплые эмоциональные отношения в семье, в частности между матерью и ребенком и между матерью и отцом, сочетающиеся с умеренной потребностью в достижениях у матери и демократической системой социального контроля в семье, способствуют развитию у ребенка сильной потребности в достижении. В семьях с суровой дисциплиной и жестким контролем, ориентированным на обнаружение ошибок и промахов в поведении детей, создаются условия, в которых эмоциональное значение наказания за неудачу становится больше эмоционального значения поощрения за успех. Тогда потребность в достижении не формируется, а вместо нее складываются структуры защитного поведения, которые в психологии называют потребностью в избегании неудачи. Итак, образ жизни, эмоциональные контакты в семье, в частности любовь, создают именно ту атмосферу, в которой созревает человеческая потребность в достижении или в избегании неудачи. Индивидуально-психологические особенности личности значимые в предрасположенности личности к успешному по ведению, неразрывно связаны с позитивным образом собственного Я. На основе обобщения огромного количества данных X. Хекхаузен заключил, что начиная с 2—3,5 лет в центр переживания ребенка находятся самостоятельно достигнуты результаты деятельности, хотя эти результаты еще не оцениваются как успех или неуспех. В возрасте 3,5 года у детей наблюдаются аффективные реакции на успех и неудачу. Постепенно ребенок учится воспринимать успех или неудачу, связывая их со своими собственными возможностями, однако, не различая вначале такие понятия, как «усилия» и «способности». Затем усилия и способности вычленяются из общего представления о возможностях и начинают восприниматься независимо друг от друга. В школьные годы (в ходе обучения) у ребенка складывается представление о связи между собственными возможностями и объективной трудностью задачи, что определяет субъективную вероятность успеха. После 9— 10 лет ребенок в полной мере овладевает понятием субъективной вероятности успеха, которое предполагает отделение понятия «способности» от фактора «усилия». Начиная с 12 лет, дети уже в состоянии и в ситуации успеха, и в ситуации неудачи соотнести оценку своих усилий со своими способностями. Ребенок начинает объяснять успех или неудачу исходя из наличия или отсутствия усилий, из способностей, легкостью или трудностью задания, везением или невезением. Д. Мак-Клелланд проследил развитие мотивации достижения у одних и тех же индивидов начиная с 7—8 лет вплоть до 20-летнего возраста и сделал вывод, что в естественных условиях жизни человека мотив достижения существенно не изменяется. Таким образом, формирование у личности ориентации на успех, инициативы, самостоятельного жизнетворчества должно базироваться на более эффективном использовании всех социальных институтов, на выработке адекватных социальных стимулов поведения, ориентирующих личность на достижения с учетом различных путей ее развития. «Перепрограммирование» поведения личности с «пораженческой» модели на «достиженческую» является решаемой задачей, но достижение позитивного результата на этом пути требует значительных усилий, так как связан с изменением многих мотивационных компонентов структуры личности, в целом всего образа Я.
Литература: 1.Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитанием., 1986. С. 119—246,352—366. 2.Маркова А.К, Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М. 1990. С. 49—127. 3.Орлов ЮМ. Восхождение к индивидуальности. М., 1991. С. 52—73. 4.Хекхаузен X Мотивация и деятельность: В 2 т. М., 1986. Т. 2. С. 78—145.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1231; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |