КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сложное предложение 2 страница
(А. Остр.).
63. Если при счетном обороте имеются слова все, эти, то сказуемое ставится только во множественном числе: Все три всадника ехали молча (Г.). Наоборот, при наличии слов всего, только, лишь сказуемое ставится в единственном числе: Гостей приходило только трое (П.).
64. Если подлежащее выражено сложным существительным, первой частью которого является числительное пол-, то сказуе- мое обычно ставится в единственном числе, а в прошедшем вре- мени — в среднем роде: полдома сгорело, полжизни прожито; Полголовы еще осталось (Ч.). Но если при этих словах имеется определение в именительном падеже множественного числа, то сказуемое тоже ставится во множественном числе: Полгода, про- веденные в деревне, восстановили здоровье больного.
65. Если в состав подлежащего входит имя существительное со значением определенного количества (пара, тройка, десяток, дюжина, сотня и т. п.) или неопределенного количества (масса, поток, уйма, пропасть, бездна и др.), то сказуемое ставится в единственном числе: За моею тележкою четверка быков тащила другую (Л.); Публики сегодня приходило целая бездна (Дост.); По- ток машин, орудий и повозок с грохотом катился по узкому мосту (Буб.).
66. При словах много, мало, немного, немало, сколько сказуе- мое обычно ставится в единственном числе: Много птиц, крас- ных, желтых, зеленых, лежало в ветвях (Гонч.); Сколько разных чувств проходит во мне, сколько мыслей туманом проносится... (Пришв.).
67. При имени существительном мужского рода, обозначаю- щем профессию, должность, звание и т. д., сказуемое ставится в мужском роде независимо от пола того лица, о котором идет речь: агроном сделал доклад, директор вызвал к себе пионервожа- тую (в разговорном языке встречается в этих случаях постанов- ка сказуемого в женском роде, особенно в конкретной обста- новке, когда известно, о ком идет речь). При наличии собствен- ного имени лица, при котором указанные слова выступают в роли приложений,, сказуемое согласуется с собственным име- нем: Агроном Сергеева прочла лекцию.
68. При подлежащем, выраженном группой слов (названия литературных произведений, газет, журналов, предприятий и т. д.), среди которых имеется ведущее слово или слово в именитель- ном падеже, сказуемое согласуется с этим словом или словами: «Герой нашего времени» написан М. Ю. Лермонтовым; «Волки и овцы» поставлены на сцене колхозного театра. Однако нельзя ска- зать: «Руслан и Людмила» написаны А. С. Пушкиным, поскольку речь идет об одном произведении, хотя в названии имеются два имени; в этих случаях следует добавить родовое наименование (поэма, произведение и т. д.), с которым и согласуется сказуемое. Иногда сказуемое согласуют в роде с одним из слов, входящих в название: «Война и мир» написана Л. Н. Толстым.
69. При сложных названиях, состоящих из двух слов разного грамматического рода, сказуемое (а также определение) согла- суется с тем из них, которое выражает более широкое понятие или конкретное обозначение предмета: кафе-столовая отремон- тирована, автомат-закусочная открыта, водевиль-обозрение по- казано, песня-романс стала весьма популярной, витрина-стенд помещена в вестибюле, внимание окружающих привлекала маши- на-фургон, плащ-палатка лежала в свернутом виде, концерт-за- гадка прошел с большим успехом, книга-справочник весьма полезна, таблица-плакат висела на стене, раскладное кресло-кровать сто- яло в углу к 1. п.
70. Не влияет на форму согласования сказуемого наличие при подлежащем уточняющих слов, присоединительных конст- рукций, сравнительных оборотов и т. д.: Никто, даже лучшие специалисты, не мог вначале поставить правильный диагноз болез- ни.
71. Если сложносокращенное слово имеет грамматическую форму (склоняется), то способы согласования сказуемого обыч- ные: колхоз закончил уборку урожая, вуз объявил набор студентов. При отсутствии грамматической формы у сложносокращен- ного слова сказуемое согласуется с ведущим словом сочетания, то есть ставится в той форме, в которой оно стояло бы при полном наименовании: МГУ объявил конкурс (Московский госу- дарственный у н и в е р с и т е т), гороно разослал инструкцию (городской о т д е л народного образования).
72. Если сказуемое относится к нескольким подлежащим, не соединенным союзами или связанным посредством соединитель- ного союза, то применяются следующие формы согласования: а) сказуемое, стоящее после однородных подлежащих, обыч- но ставится во множественном числе: Промышленность и сельс- кое хозяйство в СССР неуклонно развиваются', б) сказуемое, предшествующее однородным подлежащим, обычно согласуется с ближайшим из них: В деревне послышался топот и крики (Л. Т.). Если между подлежащими стоят р а з д е л и т е л ь н ы е или п р о т и в и т е л ь н ы е союзы, то сказуемое ставится в единст- венном числе: Пережитый страх или мгновенный испуг уже через минуту кажется и смешным, и странным, и непонятным (Фурм.); Не ты, но судьба виновата (Л.).
73. При сочетании в подлежащем существительного в име- нительном падеже с существительным в творительном падеже (с предлогом с) типа брат с сестрой сказуемое ставится во мно- жественном числе, если оба названных предмета (лица) высту- пают как равноправные производители действия (оба являются подлежащими), и в единственном числе, если второй предмет (лицо) сопутствует основному производителю действия (явля- ется дополнением): Сережа с Петей долго ждали возвращения матери и сильно волновались; Мать с ребенком пошла в амбулато- рию. При наличии слов вместе, совместно сказуемое обычно ста- вится в единственном числе: Брат вместе с сестрой уехал в де- ревню; Бригадир совместно с членом бригады взялся отремонтиро- вать станок.
74. Если определение относится к существительному, зави- сящему от числительных два, три, четыре, то рекомендуются следующие формы согласования: а) при словах м у ж с к о г о и с р е д н е г о рода определение, стоящее между числительным и существительным, ставится в р о д и т е л ь н о м падеже множественного числа: два больших дома, два больших окна', б) при словах ж е н с к о г о рода определение ставится в именителыгом падеже множественного числа: две большие комнаты. Если определение стоит перед числительным, то оно ста- вится в форме именительного падежа независимо от рода суще- ствительных: первые два года, последние две недели, верхние два окна.
75. Если при имени существительном имеются два или не- сколько определений, перечисляющих разновидности предме- тов, то это существительное может стоять как в единственном, так и во множественном числе, а именно: а) единственное число подчеркивает связь определяемых предметов, их терминологическую близость: головной и спинной мозг, сыпной и брюшной тиф, политическая и организационная ра- бота, верхнее и нижнее положение поршня, токарное и слесарное дело, в правой и левой половине дома, существительные мужского, женского и среднего рода, глаголы действительного и страдательного залога и т. д.: обычно единственное число употребляется, если определения выражены порядковыми числительными или мес- тоименными прилагательными: дипломы первой и второй степе- ни, между пятым и шестым ребром, у моего и твоего отца, та и другая сторона и т. д.; б) множественное число подчеркивает наличие нескольких предметов: Курская и Орловская области, Центральный и Южный округа, Московский и Петербургский университеты, биологичес- кий и химический методы, в западной и восточной частях страны, сельскохозяйственная и промышленная выставки и т. д. Если определяемое существительное стоит впереди опреде- лений, то оно ставится во множественном числе: языки немец- кий и французский, залоги действительный и страдательный и т. д. При наличии между определениями разделительного или противительного союза существительное ставится в форме един- ственногр числа: технический или гуманитарный вуз; не стихот- ворный, а прозаический текст.
76. Если определение относится к двум или нескольким су- ществительным, имеющим форму единственного числа и выс- тупающим в роли однородных членов, то оно может стоять как в единственном, так и во множественном числе, а именно: а) единственное число употребляется в тех случаях, когда по смыслу сочетания ясно, что определение относится не толь- ко к ближайшему существительному, но и к последующим: со- ветская литература и искусство, наша армия и флот, необыкно- венный шум и говор, у моего отца и матери, написать свой адрес, имя и фамилию и т. д.; Дикий гусь и утка прилетели первыми (Т.); б) множественное число ставится в тех случаях, когда мо- жет возникнуть неясность относительно того, связано ли опре- деление только с ближайшим существительным или со всем рядом однородных членов: передовые колхоз и совхоз, новые роман и повесть, беспроволочные телефон и телеграф, способные ученик и ученица, маленькие брат и сестра и т. п. При наличии разделительного союза между определяемыми существительными определение ставится в единственном чис- ле: опубликовать новый рассказ или очерк.
77. Географические названия, выступающие в роли прило- жений при имени нарицательном (родовом названии), в одних случаях согласуются, а в других не согласуются в косвенных па- дежах с определяемым словом, а именно:. а) согласуются склоняемые названия г о р о д о в и ре к: в городе Туле> на реке Волге, за Москвой-рекой. Эти названия могут сохраняться в начальной форме при родовых названиях в гео- графической и специальной литературе: в городе Советская Га- вань, за городом Южно-Сахалинск, у города Великие Луки, на несу- доходной реке Ловать. Часто не согласуются названия городов на -о (среднего рода), чтобы их можно было отличить от сходных названий мужского рода: в городе Кирова («в городе Кирове» ука- зывало бы на город Киров); б) обычно согласуются названия сел, д е р е в е н ь, ху- т о р о в: родился в селе Горюхине (П.), в деревню Дюевку (Ч.), в деревне Владиславке (Шол.), за хутором Сестраковом (Шол.); названия на -о часто не согласуются: в селе Караманово; в селе Ново-Пиково; у деревни Берестечко (Шол.); то же при названии другого грамматического рода или числа: говор села Катагощи, у деревни Парфенок; в) остальные географические названия (названия озер, ост- ровов, полуостровов, гор, станций, мысов, заливов, горных хребтов, каналов, астрономические названия и т. д.) не согласу- ются с родовым наименованием:- на озере Ильмень (но: на Ла- дожском озере — название имеет форму полного прилага- тельного), за островом Новая Земля, у полуострова Таймыр, у горы Эльбрус (но: у горы Магнитной — полное прилагательное), на станции Орел, в местечке Радзивиллово, в поселке Владыкино, в кишлаке Гиляп, на заставе Полтавка, у мыса Сердце-Камень, в бухте Золотой Рог, в пустыне Каракумы, в штате Техас, в земле Нижняя Саксония, в провинции Тоскана, в департаменте Вар, дви- жение планеты Меркурий, на улице Олений вал и т. д.
78. Важное значение для построения предложений имеет правильный выбор падежа и предлога. Иногда вместо беспред- ложных конструкций неправильно употребляют предложные сочетания: «разъяснение о допущенных ошибках» (вместоразъяс- нение допущенных ошибок), «показатели по использованию элек- троэнергии» (вместо показатели использования...), «оперировать с точными фактами» (вместо оперировать точными фактами) и т. д.
79. Неправильный выбор предлога в первых вариантах.
80. Некоторые предложные сочетания, сравнительно недав- но образовавшиеся (так называемые новые предлоги — в деле, по линии, в части, за счет и др.), при неуместном их использова- нии придают речи канцелярский характер: в части удовлетворе- ния запросов молодежи, в деле изучения литературных произведе- ний, по линии комсомольской организации и т. п.
81. При выборе предлога следует учитывать присущие ему оттенки значения. Так, для выражения причинно-следственных отношений употребляются синонимические предлоги ввиду, вследствие, в силу, в связи с, по причине, благодаря и др. Однако следует говорить ввиду предстоящего отъезда, а не «вследствие предстоящего отъезда» (отъезд еще не состоялся и последствий пока не имеет); с другой стороны, нужно сказать вследствие про- шедших дождей, а не «ввиду прошедших дождей» (явление отно- сится к прошлому). Не потерял своего лексического значения и предлог благо- даря. Обычно он употребляется, когда речь идет о причинах, вызывающих желательный результат, например: благодаря при- нятым мерам, благодаря помощи товарищам?, п. Поэтому неудач- ными следует считать обороты с этим предлогом в сочетании с чем-то отрицательным, например: Понесены большие убытки благодаря пожару.
82. Предлоги благодаря, согласно и вопреки употребляются с дательным падежом.
83. Предлоги в — на и их антонимы из — с могут употреб- ляться в синонимическом значении: ехать в поезде — на поезде, вернуться с кухни — из кухни. Предлог в, употребляющийся для выражения пространствен- ных значений, обозначает направление внутрь чего-нибудь (с винительным падежом) или нахождение внутри чего-нибудь (с предложным падежом); предлог на соответственно обозначает направление на поверхность или нахождение на поверхности; предлог из имеет значение «изнутри», а предлог с — значение «с поверхности»; ср.: в столе, на столе, из стола, со стола. Если речь идет о какой-нибудь территории, которая пред- ставляется ограниченным пространством, то употребляется пред- лог «г. находиться в поле; если же мысль об ограничении отсут- ствует, то употребляется предлог ив: находиться на поле; ср.: во дворе (окруженное забором или домами пространство) — на дворе (вне дома, например: на дворе сегодня холодно). С названиями городов, районов, областей, республик, стран, государств употребляется предлог*: в Туле, в Кировском районе, в Московской области, в Узбекистане, в Сибири и т. д. Сочетание на Украине возникло под влиянием украинского языка (ср.: на Пол- тавщине, на Черниговщине) и поддерживается выражением на окраине. С названиями гор употребляется предлог на: на Алтае, на Кавказе (имеется в виду горная местность без резко очерченных границ). Но: в Крыму (строго ограниченная территория, включа- ющая и горы и степное пространство). При названиях предприятий употребляется предлог на: на заводе, на фабрике, на почте, на телеграфе. При названиях учебных заведении употребляется предлог в: в институте, в техникуме, в школе, при названиях частей учеб- ного заведения — предлог не: на филологическом факультете, на III курсе (но: в аудитории, в III классе — под влиянием представ- ления о закрытом помещении для занятии). При названиях зрелищных мероприятии установилось такое употребление: в театре, в кино, в цирке, но: на концерте, на опе- ре, на представлении, на сеансе. При названиях средств передвижения возможны варианты в поезде — на поезде, в трамвае — на трамвае, в метро — на метро (более общее значение имеет предлог иа). Для указания обратного направления предлогу в соответству- ет предлог из, предлогу на — предлог с, например: поехал на Ук- раину — вернулся с Украины, поехал в Белоруссию — вернулся из Белоруссии.
84. После переходных глаголов с отрицанием употребляется как родительный, так и винительный падеж, например: не чи- тал этой книги — не читал эту книгу. Р о д и т е л ь н ы й падеж обычно употребляется в следую- щих случаях: а) в предложениях с усиленным отрицанием, которое со- здается наличием частицы ни или местоимением и наречием с этой частицей, например: не люблю ни чрезмерной жары, ни чрез- мерного холода; никогда никому не доверял своей тайны; б) при разделительно-количественном значении дополне- ния, например: не приводил примеров, не знает дат, не сделал вычислений, не понял многих слов, не достал тетрадей, не прини- мает мер; в) после глаголов видеть, слышать, думать, хотеть, желать, чувствовать, ждать и т. п., обозначающих восприятие, жела- ние, ожидание и т, д., например: не слышал крика, ме чувствовал желания, не видел опасности, не ждал прихода; г) при словах, выражающих отвлеченные понятия, напри- мер: не теряет времени, не имеет желания, не скрывает подозре- ний, не осуществляет контроля, не объясняет правил, не уяснил всей важности. В и н и т е л ь н ы й падеж обычно употребляется в следую- щих случаях: а) для подчеркивания конкретности объекта, например: не прочитал книгу, которую ему рекомендовали', б) при одушевленных существительных, при собственных именах, например: не любит свою дочь, не наказывал Петю; в) при постановке дополнения перед глаголом (хотя это не обязательно), например: эту книгу я не возьму, г) для внесения ясности, чтобы избежать совпадения оди- наково звучащих форм, например: не читал еще газету (форма газеты могла бы обозначать множественное число); д) при двойном отрицании, например: нельзя не признать силу его доводов (основной смысл высказывания — утвержде- ние, а не отрицание); е) при наличии наречий со значением ограничения, напри- мер: едва не потерял терпение, чуть не пропустил урок', ж) при наличии в предложении слова, по смыслу относя- щегося одновременно к сказуемому и дополнению, например: не нахожу эту книгу интересной; з) во фразеологических оборотах, например: не скалить зубы. Если прямое дополнение относится не непосредственно к глаголу с отрицанием, а к инфинитиву, зависящему от глагола с отрицанием, то чаще такое дополнение ставится в винитель- ном падеже, например: не хотел читать эту книгу, не могут при- знать его правоту. Дополнение ставится только в винительном падеже, если имеющееся в предложении отрицание стоит не при глаголе, а при другом слове, например: не часто слушаю музыку, не вполне усвоил урок. После глаголов с приставкой недо-, не имеющей значения отрицания, а указывающей на выполнение действия ниже нор- мы, дополнение обычно ставится в винительном падеже, на- пример: недовыполнить план.
85. Не следует смешивать конструкции со словами, близкими по значению, но требующими разного управления, например: беспокоиться о к о м - н и б у д ь — тревожиться за ко- г о - н и б у д ь; упрекать > в ч е м - н и б у д ь — порицать за ч т о - н и б у д ь; препятствовать ч е м у - н и б у д ь — тормозить ч т о - н и б у д ь; отчитаться в ч е м - н и б у д ь — сделать отчет о ч е м - н и б у д ь; обращать внимание н а ч т о - н и б у д ь —уделять внимание ч е м у - н и б у д ь; удивляюсь ч е м у - н и б у д ь — удивлен ч е м - н и б у д ь; превосходство н а д ч е м1- н и б у д ь — преимущество перед ч е м - н и б у д ь; уверенность в ч е м — вера во что.
86. Некоторые глаголы могут иметь дополнение в разных па- дежах в зависимости от различных смысловых или стилистичес- ких оттенков, например: бросить камень (значение объекта: бросить камень в воду) — бросить камнем (значение орудия действия: бросить камнем в собаку); вертеть пальцы (крутить, причиняя им боль) — вертеть паль- цами (от нечего делать); двигать ногу (чтобы ступить) — двигать ногой (например, во сне); жертвовать ч т о (конкретные предметы: жертвовать день- ги) — жертвовать ч е м (отказываться в чьих-либо интересах: жертвовать жизнью); завязать узел (на вещах) — завязать узлом (например, гал- стук); знать что, говорить что, напомнить что, сообщить ч т о (в полном объеме, по существу) — знать о чем, говорить о чем, напомнить о ч е м, сообщить о ч е м (в общем виде, поверхностно); лежать на постели (отдыхать) — лежать в постели (быть больным); наблюдать ч т о (проводить наблюдения: наблюдать солнеч- ное затмение) — наблюдать з а ч е м (иметь надзор: наблюдать за порядком); удовлетворять ч т о (исполнять чьи-либо задания, требова- ния: удовлетворять потребность, просьбу, ходатайство) — удов- летворять ч е м у (оказаться в соответствии с чем-нибудь, вполне отвечающим чему-нибудь:работа удовлетворяет всем тре- бованиям); удостоить ч е г о (признав достойным, наградить чем-ни- будь: удостоить награды, первой премии) — удостоить ч е м (сде- лать что-нибудь в знак внимания: удостоить ответом, беглым взглядом).
87. Некоторые глаголы имеют при себе одновременно два дополнения, и выбор нужного падежа зависит от смысла. На- пример: обеспечить к о г о (что) ч е м значит «снабдить в потребных размерах» (обеспечить школьников учебниками, обеспе- чить промышленность рабочей силой); обеспечить к о м у (чему) ч т о значит «гарантировать что-либо, сделать что-нибудь несомненным» (обеспечить больному хороший уход, обеспечить гражданам право на труд). Слово обязан в значении «должен испытывать благодарность за какую-либо услугу, признательность за что-нибудь» обычно употребляется с двумя падежами: дательным, указывающим на адресата, и творительным, указывающим на объект признатель- ности, на ее причину, например: Так этим вымыслом я вам еще обязан? (Гр.); Своим спасением я обязан случаю; Чему я обязан вашим посещением?
88. Разница между конструкциями выпить воду — выпить воды, купить книги — купить книг и т. п. заключается в том, что роди- тельный падеж обозначает распространение действия не на весь предмет, а лишь на некоторую часть или количество его, тогда как винительный падеж указывает, что действие полностью пе- реходит на предмет.
89. Разница между конструкциями искать место — искать места, просить деньги — просить денег и т. п. заключается в том, что первые варианты указывают на определенный, конкретный предмет (известное наперед место, обусловленную сумму денег); а вторые имеют общее значение (какое-либо свободное место в аудитории, в зале, а также в переносном смысле — «искать ра- боты»; неопределенное количество Денег); ср.: требовать воз- награждения— требовать свою зарплату.
90. Следует избегать конструкций с одинаковыми падежны- ми формами, зависящими одна от другой, так как это затрудня- ет понимание смысла предложения. Чаще всего наблюдается подобное скопление форм родительного падежа, например: Дом племянника жены кучера брата доктора. Нередко в этих оборотах встречаются отглагольные существительные на -ение и -ание: Для решения задачи ускорения подъема уровня знаний студентов необходимо улучшить качество лекций. Исправить такие предло- жения можно, упростив их, в частности заменив отглагольное существительное какой-нибудь другой формой или оборотом: Чтобы повысить знания студентов, необходимо улучшать каче- ство лекций.
91. Нельзя сочетать в одном предложении родительный с у б ъ- е к т а и родительный объекта. Первый указывает на произ- водителя действия (выступление докладчика, приезд делегации), второй — на объект действия (чтение книги, подбор иллюстра- ций). При исправлении родительный субъекта обычно заменя- ется творительным падежом, например: вместо «Последователь- ное изложение ученика материала урока» надо: Последователь- ное изложение учеником материала урока. В отдельных случаях может возникнуть неясность при использовании даже одного ро- дительного падежа, например: Чтение Маяковского оставляло не- изгладимое впечатление (читал сам поэт или читались его сти- хи?). При первом значении можно сказать: Чтение Маяковским своих произведений...; при втором значении: Чтение стихов Мая- ковского....
92. При двух или нескольких однородных членах ставится общее управляемое слово только при условии, если управляю- щие слова требуют одинакового падежа и предлога, например: читать и конспектировать книгу, выписать и проверить цитаты и т. п. Неправильными являются предложения, в которых общее дополнение имеется при словах, требующих разного управле- ния, например: любить и увлекаться спортом (любить ч т о? увлекаться ч е м?). Обычно такие предложения можно исправить, добавляя ко второму управляющему слову местоимение, заменяющее допол- нение-существительное при первом слове: любить спорт и увле- каться им.
93. Нельзя в ряд однородных членов предложения включать видовые и родовые понятия, например: «В комнате стояли сто- лы, стулья, книжный шкаф, стильная мебель» (имеется в виду, что первые названные предметы не относились к стильной ме- бели, но такое соединение неудачно). Понятие «фрукты» вклю- чает в себя понятие «апельсины».
94. Не следует соединять в качестве однородных членов дале- кие по смыслу понятия, например: изучать музыку и болезни.
95. Однородные члены должны все лексически сочетаться с тем словом в предложении, с которым они связаны по смыслу. Так, нельзя сказать: «Много критических замечаний и ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса» (нельзя «внести замечание»). Также: «пройти через равнодушие и капри- зы».
96. Иногда создается двусмысленность, если управляемое слово может быть отнесено в разные ряды однородных членов, например: Подготовка охотников для истребления волков и лиц, ответственных за проведение этого мероприятия (речь, конечно, идет о подготовке охотников и других лиц для определенной цели, но неудачно соседство слов «для истребления волков и лиц»).
97. Можно опускать одинаковые предлоги, например: Они вдвоем несли большой поднос с горшками молока, тарелками, лож- ками, сахаром, ягодами, хлебом (Т.). Но нельзя опускать разные предлоги, например: «В дни фестиваля в Москве бесчисленное множество людей было на площадях, бульварах, улицах, пере- улках» (перед последним словом нужен уже другой предлог). Нуж- но: на заводах, в лабораториях и школах.
98. В качестве однородных членов могут попарно соединять- ся слова, выражающие или близкие по значению, или контраст- ные понятия, например: В предпраздничные соревнования включа- лись фабрики и заводы, колхозы и совхозы; Растет культура в цен- тре и на периферии, в городе и в деревне. В этих случаях расположе- ние однородных членов носит упорядоченный характер, и сле- дует избегать случайных пар однородных членов.
99. Однородные члены могут быть выражены морфологичес- ки неодинаковыми словами, например: Вошел юноша высокого роста, лет двадцати, в очках, с портфелем в руке. Но не сочета- ются как однородные члены имя существительное и неопреде- ленная форма глагола; так, нельзя сказать: «Я люблю футбол и плавать».
100. При двойных (сопоставительных) союзах однородные
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |