Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие мотива и мотивации




Понятие потребностей.

Потребностьсостояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах (веществе, энергии, информации), необходимых для его существования и развития, и выступающие источником его активности. Специфика человеческих потребностей определяется социальной природой деятельности человека, прежде всего трудом. С помощью орудий человек способен видоизменять объект, приспосабливая его к собственным потребностям. Тем самым и потребности людей получают возможность к развитию: животные, органические потребности преобразуются в человеческие, «надорганические», опосредованные предметной деятельностью.

Существенными чертами человеческих потребностей являются объективность происхождения, их исторический характер, зависимость от практической деятельности, социальная обусловленность.

Для классификации потребностей используются различные критерии: по сфере жизнедеятельности и осуществления (материальные, духовные и социальные), по происхождению (биогенные и социогенные), по возможности удовлетворения (идеальные, реальные, нереальные), по циклам жизнедеятельности (суточные, недельные и др.).

Потребности являются источником активности личности. Процесс их удовлетворения выступает как целенаправленная деятельность (поведение) и имеет чрезвычайно сложную структуру. Динамика потребности состоит в переходе от осознания цели (как предпосылки деятельности) к мобилизации средств, при помощи которых происходит ее достижение.

Неудовлетворение важных потребностей и невозможность найти замещающие способы и предметы могут привести к глубоким личностным нарушениям. Длительное неудовлетворение жизненно важных потребностей человека приводит к возникновению состояния фрустрации – психического состояния, наполненного тревогой, досадой, внутренним дискомфортом. Будучи осознанными, т.е. преломляясь через сознание, потребности проявляются в форме мотивов поведения.

 

Мотивация тесно связана с потребностями человека, так как появляется при возникновении нужды, недостатка в чем-либо – она есть начальный этап психической и физической активности. Под мотивацией понимается совокупность побуждений, определяющих активность индивида, или система факторов, стимулирующих и направляющих деятельность и поведение человека. Процесс мотивации разворачивается через несколько последовательных фаз:

1 фаза – актуализация потребности (возрастание эмоциональной напряженности, желание что-либо сделать, стремление к активности, носящее направленный характер);

2 фаза – поисковая (поиск предмета, который мог бы удовлетворить потребность, трансформация потребности в мотив); формируется возбужденное мотивационное состояние – драйв;

3 фаза – инструментальная (субъект совершает некоторые конкретные действия, направленные на достижение цели, что в конечном итоге предполагает удовлетворение потребности);

4 фаза – завершающая (момент удовлетворения потребности, снижение эмоционального напряжения и общая релаксация).

Имеет место определенное психофизиологическое напряжение, т.е. процессы сопровождаются состояниями возбуждения, взволнованности, прилива или упадка сил.

Термином мотивация могут обозначаться две группы явлений: внутренняя и внешняя мотивация. Внутренняя мотивация – формирование индивидуальной системы мотивов, которая возникает в самом человеке и основывается на личной удовлетворенности от выполнения задачи или деятельности. Креативность деятельности в большей степени обусловлена внутренней мотивацией.

Люди с внутренней мотивацией подходят к работе или игре творчески, стараясь получить удовольствие, найти самовыражение или ощутить азарт. Как правило, качество работы связано с внутренними факторами, такими как интерес, свобода выбора и полезная обратная связь.

Внешняя мотивация (стимуляция) – система действий по активизации мотивов определенного человека. Внешняя мотивация возникает за счет внешних факторов, таких как оплата, оценки, вознаграждения, обязательства и одобрение. Внешняя мотивация – это стремление получить внешние награды и избежать наказаний. Сильная внешняя мотивация ослабляет тенденцию к исследованию и внутреннюю мотивацию.

Мотивы – это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением определенных потребностей. Если потребность составляет сущность, «механизм» всех видов человеческой активности, то мотивы выступают как конкретные проявления этой сущности. Мотив является формой субъективного отражения потребностей человека. Мотив – это опредмеченная потребность. Мотивы выполняют следующие функции:

- побуждающую – вызывает и обуславливает активность человека, его поведение и деятельность;

- направляющую – отражает выбор и осуществление определенной линии поведения;

- регулирующую – определяет характер поведения и деятельности.

Виды мотивов. Для изучения целесообразно разделить мотивы на три основные группы: первичные, стимулирующие, вторичные (социальные).

Первичные мотивы основаны на биологических потребностях, которые надо удовлетворить для дальнейшего выживания. Первичные мотивы – врожденные, они обеспечивают гомеостаз, или равновесие (постоянство) внутренней среды человека. Самые важные первичные мотивы – это голод, жажда, потребность в воздухе, сне, выделении шлаков и регулировании температуры тела. Все первичные мотивы социализированы, т.е. они преломляются через конкретный уровень культуры и социальных отношений. Самое общее и основное правило рационального отношения человека к первичным мотивам можно выразить коротко: «Избегай излишеств».

Стимулирующие (или ориентировочные) мотивы – это мотивы, способствующие выбору таких форм поведения, которые позволяют достичь полезной цели и избежать вредных воздействий. Стимулирующие мотивы выражаются в стремлении к познанию непонятных для индивида явлений (любознательность, поиск новых ощущений, исследование, познание, манипуляция).

Вторичные (социальные) мотивы основаны на приобретенных потребностях и связаны с чувством благополучия и психологической компетентности во взаимодействии с окружающей средой. Социальные мотивы человек усваивает в ходе социализации. Рассмотрим некоторые из них.

Мотив достижения – это устойчивое стремление в достижении результата в работе, желание быть лучшим или соответствовать некоторым внутренним стандартам мастерства. Мотив достижения может быть дифференцирован на два вида – стремление к успеху и стремление избежать неудач. У каждого человека эти две тенденции представлены в разных пропорциях в зависимости от личных особенностей и прошлого опыта. Например, человек с сильным стремлением к успеху и слабой боязнью неудачи более склонен выбирать умеренно сложные, но реалистические задачи. Другой человек с сильным стремлением к успеху, но с сильной боязнью неудач, поставит перед собой более простые цели. Люди с низкой потребностью к достижению выберут или то, что гарантирует успех, или то, чего достичь невозможно. И в том, и в другом случае не будет риска, что они несут личную ответственность за неудачу.

В основе мотива достижения имеется по меньшей мере три компонента: стремление к мастерству (ориентация в трудной работе на свой внутренний стандарт качества), к соперничеству (стремление к состязанию и лидерству), к работе (удовольствие от хорошо выполненной работы). В социально-психологическом аспекте мотив достижения может рассматриваться как мотив социального успеха. Он имеет следующуюструктуру: стремление к известности, престижу, признанию, стремление к соперничеству и т.д.

Мотив власти – желание иметь социальное влияние и контроль над другими. Источниками власти могут быть: власть вознаграждения («сделаешь – получишь»), власть принуждения («не сделаешь – будет худо»), нормативная власть, информативная власть и др.

Мотивы аффилиации и помощи – это стремление к таким контактам с людьми, которые предполагают доверие, сотрудничество, присоединение, дружбу. Существует две формы аффилиативного мотива – надежда на аффилиацию и боязнь отвержения.

Мотив помощи, альтруистические мотивы. Альтруизм – бескорыстная забота о других, способность на безвозмездную жертву ради группы; потребность отдавать и чувство ответственности. Чаще оказывают помощь те, кто сам раньше ее получал, и те, кто обладает эмпатией, способностью к сопереживанию.

Мотивы могут быть осознанными (интересы, убеждения, стремления, идеалы) и неосознанные (установки, влечения).

Интерес – это мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности. Интерес носит избирательный характер и проявляется в активном сосредоточении внимания и мыслей на определенных предметах и явлениях.

Склонность – постоянный, устойчивый и действенный интерес перерастает в склонность, которая проявляется в направленности не просто на предмет, но и на процесс деятельности.

Убеждение – это система мотивов личности, принуждающих ее действовать в соответствии со взглядами и принципами. Основания убеждений – знания человека, являющиеся для него истинными. Особенностью убеждений является то, что в них знания возникают в единстве с чувствами, захватывая всю личность. Важным осознанным мотивом является идеал.

Идеал – это образ реального человека или созданного личностью образца, которым она руководствуется в жизни в течение определенного времени. Он определяет программу ее самосовершенствования.

Установка – это не осознаваемое личностью состояние готовности к определенному поведению или деятельности, при помощи которой может быть реализована та или иная потребность.

Влечение – психологическое состояние, выражающее недифференцированную неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Как правило, влечение является переходным явлением, так как представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается и переходит в желание.

Желание – это осознанная потребность и влечение к чему-либо определенному. Данная форма направленности характеризуется осознанием не только своей потребности, но и возможных путей ее удовлетворения.

Стремление возникает, когда в структуру желания включается волевой компонент.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.