Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стой посередине между двумя полярностями




Поскольку Адам не подчинился, он был выброшен из рая, и месть кажется слишком уж долгой. И христиане говорят, что Иисус был распят только для того, чтобы искупить нашу вину - чтобы избавить нас от греха, совершенного Адамом. Таким образом, вся христианская концепция истории висит на двух личностях - на Адаме и на Иисусе. Адам совершил грех, а Иисус пострадал, чтобы избавить нас от этого греха, и позволил распять себя. Он пострадал так, что грех Адама можно было бы и простить. Но мне кажется, что Бог до сих пор не простил его. Иисус был распят, а человечество точно так же продолжает страдать.

Само понятие Бога как отца является неприятным, серьез­ным. По индийским понятиям Бог не творец. Бог - всего лишь игрок; он не серьезен. Это просто игра. Правила имеются, но это правила игры. Вы не должны к ним серьезно относиться. Ничто не является грехом - есть только ошибки, и вы страдаете из-за своих ошибок, а не из-за того, что Бог наказывает вас. Вы страдаете из-за правил, которым не следуете. Бог не наказывает вас. Все понятие лилы придает жизни смысл спектакля; она превращается в длинную пьесу. И данная техника основывается на подобном взгляде: Эта так называемая вселенная кажется обманом, выставкой картин. Чтобы быть счастливой, так и воспринимай ее.

Если вы несчастны, то вы воспринимаете ее слишком серьезно. И не пытайтесь найти какие-либо способы, чтобы стать счастливым. Просто измените свое отношение ко всему. Вы не можете быть счастливым с серьезным умом. С праздничным умом вы можете быть счастливыми. Воспринимайте всю эту жизнь как миф, как сказку. Она едина, и если вы воспринимаете ее так, то вы не будете несчастны. Несчастье проистекает из слишком большой серьезности. Попробуйте это в течение семи дней; в течение семи дней помните только одно, - что вся жизнь есть только спектакль, - и вы не будете больше тем же самым. Всего только в течение семи дней! Вы много не потеряете, потому что у вас нет ничего, что можно было бы терять.

Вы можете попробовать это. В течение семи дней восприни­майте все как спектакль, как шоу. Эти семь дней дадут вам представление о вашей природе будды, о вашей внутренней чистоте. И раз вы имеете некоторое представление об этом, то не сможете быть снова тем же самым. Вы будете счастливы, но вы не сможете даже постичь, какой тип счастья имеет место, потому что вы еще не знали никакого счастья. Вы знали только различные степени несчастья; иногда вы были более несчастны, иногда менее несчастны, и то состояние, когда вы были менее несчастны, вы называли счастьем. Вы не знаете, что такое счастье, потому что вы не можете этого знать. Если вы имеете концепцию мира, в котором вы воспринимаете его очень серьез­но, то вы не можете знать, что такое счастье. Счастье случается только в том случае, если вы опираетесь на концепцию, что мир есть просто спектакль.

Так что попробуйте это, делайте все праздничным образом, исполняйте роль - не воспринимайте все реально. Если вы муж, играйте, будьте играющим мужем; если вы жена, будьте игра­ющей женой. Сделайте это просто игрой. Здесь, конечно, есть правила; для того чтобы можно было играть в любую игру, нужны правила. Женитьба представляет собой правило и развод представляет собой правило, но не относитесь к ним серьезно. Это правила игры, и одно правило влечет за собой другое правило. Развод плох, потому что брак плох: одно правило влечет за собой другое! Но не воспринимайте их серьезно, и тогда вы увидите, как немедленно изменится качество вашей жизни.

Идите сегодня вечером домой, и ведите себя с женой, с мужем или с детьми так, как вы играли бы роль в пьесе; увидьте красоту этого. Если вы играете роль, то вы будете стараться исполнить ее умело, но вы не будете подвержены возмущениям. В этом нет никакой необходимости. Вы исполните свою роль и отправитесь спать. Но помните - это роль, так что в течение семи дней следуйте именно этой позиции. Тогда с вами может случиться счастье, а если вы узнаете, что такое счастье, то вам не нужно будет двигаться в несчастье, потому что это ваш собственный выбор.

Вы несчастны, потому что вы выбираете неправильное отношение к жизни. Вы можете быть счастливыми, если выбе­рете правильное отношение. Будда уделял так много внимания правильному отношению. Он сделал это основой, фундаментом - правильное отношение. Что такое правильное отношение? Что является критерием? По-моему, критерием является следую­щее: отношение, которое делает вас счастливыми, является правильным; не существует никаких объективных критериев. Отношение, которое делает вас несчастными и заставляет стра­дать, является неправильным. Критерий является субъектив­ным; критерием является ваше счастье.

Третья техника свидетельствования: О возлюбленная, не обращай внимания ни на удовольствие, ни на боль, но на то, что между ними.

Все состоит из полярностей, и ум движется от одной полярности к другой, никогда не останавливаясь посередине. Знали ли вы какой-нибудь момент, когда бы вы были ни счастливы, ни несчастны? Знали ли вы какой-нибудь момент, когда бы вы были ни здоровы, ни больны? Знали ли вы какой-нибудь момент, когда бы вы были ни это и ни то, когда бы вы были просто между ними, просто посредине, ровно посередине? Ум немедленно движется от одного полюса к другому. Если вы счастливы, то рано или поздно вы должны будете двинуться к несчастью, и вы двинетесь немедленно: счастье исчезнет, и вы будете несчастны.

Если вы чувствуете себя хорошо, то рано или поздно вы будете чувствовать себя плохо; нет никакой точки посередине, где бы вы остановились. Вы немедленно начинаете движение от этого к тому. Как маятник старинных часов, вы движетесь слева направо, справа налево, причем маятник никогда не останавли­вается. Существует таинственный закон: когда маятник идет влево, то это только кажется, что он идет влево; на самом деле он накапливает энергию, чтобы идти вправо. Когда он идет влево, он накапливает энергию для движения вправо; когда он идет вправо, он накапливает энергию для движения влево. Так что то, что кажется, не является всей сутью явления. Когда вы становитесь счастливыми, вы накапливаете энергию для того, чтобы стать несчастными. Таким образом, когда я вижу вас смеющимися, то это значит, что недалек тот момент, когда вы будете плакать.

В индийских деревнях матери знают это, поэтому, когда ребенок начинает слишком много смеяться, они говорят: «Оста­новите его; иначе он будет плакать». Так и должно быть. Если ребенок слишком счастлив, то следующим шагом может быть не что иное, как несчастье. Поэтому они останавливают его. Иначе он будет несчастлив. Но то же самое применимо и к обратному случаю, а это не так известно. Когда ребенок плачет, и вы пытаетесь остановить его, вы останавливаете не только его плач; вы останавливаете его следующий шаг. Теперь он не сможет быть счастливым. Когда ребенок плачет, не останавливайте его. Помогите ему плакать еще сильнее, чтобы тогда, когда плач закончится, он собрал бы больше энергии. Теперь он может двигаться вправо, он может быть счастливым.

Сегодня психоаналитики утверждают, что когда ребенок рыдает и плачет, его не нужно останавливать, его не нужно стараться уговорить, его не надо отвлекать. Не пытайтесь сфокусировать его ум на чем-то другом; не подкупайте его для того, чтобы он прекратил плакать. Ничего не делайте. Просто оставайтесь рядом с ним в безмолвии, позвольте ему рыдать кричать и плакать, чтобы он легко мог двигаться к счастью. В противном случае он и не сможет плакать, и не сможет быть счастливым. Именно так мы стали такими, какие мы есть. Мы ничего не можем делать. Мы улыбаемся половиной сердца, мы плачем также половиной сердца; во всем неразбериха.

Но это естественный закон ума. Он движется от одного полюса к другому. Эта техника предназначена для того, чтобы изменить этот естественный закон: О возлюбленная, не обращай внимания ни на удовольствие, ни на боль, но на то, что между ними. Можно выбрать любую из пар полярностей и попытаться быть ровно посередине. Что вы можете сделать, чтобы быть посередине? Как вы будете посередине? Только одно: когда боль здесь, что вы можете сделать? Когда вы чувствуете боль, вы хотите избежать ее. Она не нужна вам, вы пытаетесь убежать от нее. Ваши усилия направлены на то, чтобы идти к противоположному - к счастью, к радости.

Когда имеет место счастье, что вы делаете? Ваши усилия направлены на то, чтобы держаться за него так, чтобы не мог прийти другой полюс - держаться за него! Когда счастье здесь вы держитесь за него; когда боль здесь, вы от нее убегаете. Это естественное отношение к ним. Если вы хотите изменить этот естественный закон и выйти из-под него, вы не должны старать­ся убежать от боли. Оставайтесь с ней. Вы расстроите весь естественный механизм. У вас головная боль; оставайтесь с ней. Закройте глаза, медитируйте на головную боль; оставайтесь в ней. Ничего не предпринимайте. Просто будьте свидетелем; не пытайтесь убежать.

Когда счастье здесь и вы испытываете особое блаженство в какой-либо конкретный момент, не держитесь за него. Закроите глаза и оставайтесь свидетелем всего этого. Цеплянье за что-либо или бегство от чего-либо являются естественными действи­ями покрытого пылью ума. Если вы будете оставаться свидетелем, то рано или поздно вы попадете в середину, вы будете межу полярностями, поскольку естественный закон заключается в том, чтобы двигаться к полярностям, к полярным противоположностям. Если вы остаетесь свидетелем, вы находитесь посе­редине.

Будда называл всю эту философию маджхим никаи - срединный путь - именно из-за этой техники. Он говорил, что нужно всегда оставаться посередине; независимо от типа поляр­ностей, всегда оставайтесь посередине. Свидетельствуя, человек остается посередине. В тот момент, когда вы теряете состояние свидетельствования, вы притягиваетесь или отталкиваетесь. Если вас отталкивает, вы пойдете к другой крайности; если вас притягивает, вы будете оставаться в этой крайности, но вы никогда не будете посередине. Будьте просто свидетелем. Не будьте притягиваемыми, не будьте отталкиваемыми. Головная боль здесь; примите ее. Она здесь как факт. Головная боль здесь так же, как дерево здесь, как дом здесь, как ночь здесь. Примите ее и закройте глаза. Не пытайтесь убежать от нее.

Вы счастливы; примите этот факт. Не держитесь за него, не старайтесь не быть несчастным; не предпринимайте ничего. Если приходит несчастье, позвольте ему прийти. Если приходит счастье, впустите его. Оставайтесь просто наблюдателем на холме, просто рассматривайте все. Наступает утро, а затем наступает вечер, встает и садится солнце, наступает темнота и появляются звезды, а затем опять восходит солнце, - а вы просто наблюдатель на холме. Вы не можете ничего сделать. Вы просто смотрите. Наступило утро; вы отметили этот факт, вы знаете, что теперь наступит вечер, потому что вслед за утром идет вечер. А когда приходит вечер, вы отмечаете и этот факт, и вы знаете, что теперь наступит утро, потому что утро следует за вечером.

Когда есть боль, вы являетесь просто наблюдателем. Вы знаете, что боль пришла, и что рано или поздно она уйдет и придет ее полярная противоположность. А когда приходит счастье, вы знаете, что оно не останется навсегда. Несчастье будет просто где-то скрыто, оно придет. Вы остаетесь наблюда­телем. Если вы сможете наблюдать без притягивания и отталки­вания, то вы попадете в середину, а если маятник остановится посередине, то вы впервые сможете посмотреть, что же из себя представляет этот мир.

Пока вы в движении, вы не можете узнать, каков этот мир; движение все запутывает. Раз вы не движетесь, вы можете взглянуть на мир. В первый раз вы узнаете, что такое реаль­ность. Ваш ум подобен фотокамере: вы все время движетесь и делаете снимки, но получается неразбериха, потому что камера не должна двигаться. Если камера движется, в снимках будет неразбериха.

Ваше сознание движется от одной полярности к другой. И все, что вы знаете о реальности, является просто неразберихой путаницей, кошмаром. Вы не знаете, что есть что; все запутано пропущено. Если вы остаетесь в середине и маятник остановлен, если ваше сознание теперь сфокусировано, центрировано, то вы знаете, что такое реальность. Только ум, который не движется, может узнать, что есть истина. О возлюбленная, не обращай внимания ни на удовольствие, ни на боль, но на то, что между ними.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.