Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Марта 1973 года, Бомбей, Индия. Является ли стремление к освобождению желанием или свойственной человеку жаждой?




Вопросы:

Является ли стремление к освобождению желанием или свойственной человеку жаждой?

Как может быть трансформирован человек, который тотален в таких действиях как гнев или насилие?

Можете ли вы рассказать нам что-либо о качестве сна просветленного?

Первый вопрос:

Вы сказали вчера, что побуждение к освобождению и самадхи также является напряжением и барьером, но верно ли то, что это является не желанием, а стремлением — внутренней жаждой, присущей человеческому существу?

Вы должны понимать, что означает понятие «желание», а религии очень запутали вас в этом вопросе. Если вы желаете чего-нибудь в этом мире, то они называют это желанием. Если вы желаете чего-либо в ином мире, то они называют это по-другому. Это абсурд. Желание есть желание! Не имеет никакого значения, что является объектом желания. Объект, может быть каким угодно - мирским, материальным, или внеземным, духовным, - но желание все равно остается.

Каждое желание является рабством. Даже если вы желаете Бога, это рабство; даже если вы желаете освобождения, это рабство. И освобождение не может случиться до тех пор, пока это желание полностью не исчезнет. Так что помните, вы не можете желать освобождения, это невозможно; это противоречиво. Вы можете избавиться от всех желаний, и тогда освобождение случится. Но это не результат ваших желаний. Это, скорее, следствие отсутствия желаний.

Так что постарайтесь понять, что такое желание. Желание означает, что непосредственно сейчас у вас не все в порядке, вы не находитесь в покое. В настоящий момент вы не чувствуете себя свободно с самим собой; что-то другое в будущем, если оно осуществится, принесет вам покой. Исполнение всегда в буду­щем; оно никогда не бывает здесь и сейчас. Эта напряженность ума, связанная с будущим, и есть желание. Желание означает, что вы не в настоящем моменте, а все, что есть, представляет собой только настоящий момент. Вы где-то в будущем, а будущего не существует. Его никогда не было, его никогда не будет. Все, что есть, всегда в настоящем - в данный момент.

Эта проекция своего удовлетворения куда-то в будущее и есть желание. И не имеет значения, что из себя представляет это будущее удовлетворение. Это может быть царство Божие, небе­са, нирвана - что угодно, но если это в будущем, то это желание. Вы не можете желать в настоящем - запомните это; это невозможно. В настоящем вы можете только существовать, вы не можете в нем желать. Как вы сможете желать в настоящем?

Желание ведет в будущее, в фантазию, в сновидение. Вот почему Будда так настаивает на отсутствии желаний, - потому что только при отсутствии желаний вы входите в реальность. При наличии желаний вы входите в сновидения. Будущее является сновидением, и когда вы проецируете свои желания в будущее, вы обречены на разочарование. Ради будущих снови­дений вы разрушаете реальность, которая существует непосред­ственно сейчас, и эта привычка ума всегда будет оставаться с вами. Она усиливается с каждым днем. А когда будущее придет, оно снова будет иметь вид настоящего, и ваш ум снова будет двигаться в какое-то другое будущее. Даже если вы сможете достичь Бога, вы не будете удовлетворены. Для такого, каким вы являетесь, это невозможно. Даже в присутствии божественного, вы будете удаляться от него в будущее.

Ваш ум всегда движется в будущее. Это движение ума в будущее и есть желание. Желание не имеет отношения к объекту; не имеет значения, является ли вашим желанием секс или медитация. Имеет значение сам факт желания - то, что вы желаете. Это означает, что вы не здесь. Это означает, что вы не в настоящем моменте, а только настоящий момент является дверью в существование. Прошлое и будущее не являются дверями, это стены.

Поэтому никакое желание я не могу назвать духовным. Желание как таковое является мирским. Нет никаких духовных желаний; их и не может быть. Это уловка ума, обман. Вы не хотите расстаться с желаниями, поэтому вы меняете объекты желаний. Сначала вы желали здоровья, престижа, власти. Теперь вы утверждаете, что вы не желаете этого, что это все мирское. Вы осуждаете эти объекты, и тот, кто желает их, также осуждается в ваших глазах. Теперь вы желаете Бога, царство Божие, нирвану, мокшу, вечное, сат-чит-ананду. Брахмана. Теперь вы желаете все это и чувствуете себя хорошо. Вы думаете, что трансформировали себя, но вы ничего не сделали. Вы остались тем же самым.

Вы сыграли с собой шутку; сейчас вы в еще большем смущении, потому что вы думаете, что это не желания. Вы остались тем же самым. Ум остался тем же самым; функциони­рование ума осталось тем же самым. Вы еще не здесь. Измени­лись объекты желания, но бегство, сновидение осталось, а желанием является сновидение, а не объект.

Итак, постарайтесь понять меня. Я утверждаю, что всякое желание является мирским, потому что желание есть мир. Так что проблема не в изменении желаний, не в изменении объектов желания. Проблема в мутации, в революционном переходе от желания к отсутствию желаний; от желания к отсутствию желаний, а не от старого желания к новому желанию, не от мирского желания к внеземному желанию, не от материального желания к духовному желанию. Революцией является переход от желаний к отсутствию желаний!

Но как перейти от желаний к отсутствию желаний? Вы можете двигаться только в том случае, если имеется какое-то желание. Вы можете двигаться от желания к отсутствию жела­ний только в том случае, если имеются какие-либо соображения выгоды, алчности, приобретения. Но тогда вы вообще не двига­етесь. Я говорю, что при отсутствии желаний вы достигнете вечного блаженства. Это правильно, - что при отсутствии желаний случится вечное блаженство, - но если я скажу вам, что при отсутствии желаний вы приобретете вечное счастье, то вы сделаете это объектом своего желания и тогда полностью упус­тите все самое главное.

Это не результат, это следствие глубокого понимания. Так что постарайтесь понять, что при наличии желаний имеет место страдание, и не думайте, что вы это уже знаете. Вы не знаете; как бы вы, в противном случае, двигались в желание? Вы еще не осознали, что желание есть страдание, желание есть преисподняя. Осознайте это! Когда вы что-то желаете, осознайте это. Затем двигайтесь вместе с желанием к полной бдительности, и тогда вы достигнете ада.

Каждое желание ведет к страданию, независимо от того, исполняется оно или нет. Если оно исполняется, то это проис­ходит скорее; неисполненное желание требует времени, - но каждое желание ведет к страданию. Осознайте весь этот процесс и двигайтесь вместе с ним. Не должно быть никакой спешки, потому что в спешке невозможно ничего сделать, в спешке духовный рост невозможен. Двигайтесь медленно, терпеливо. Наблюдайте каждое желание, а затем наблюдайте, как каждое желание становится дверью в ад. Если вы наблюдательны, то рано или поздно вы осознаете, что желание есть ад. В тот момент, когда случится это понимание, не будет никаких желаний. Внезапно желания исчезнут; вы окажетесь в состоянии отсутст­вия желаний.

Запомните: вы не можете практиковать это состояние; практиковать можно только желания. Как вы можете практико­вать отсутствие желаний? Вы не можете практиковать это, вы можете практиковать только желания. Но если вы бдительны, то вы начнете осознавать, что они ведут к страданию. А когда каждое желание ведет к страданию, когда вы осознали это, - то есть это не просто мнение или знание, а осознанный факт, - то желание исчезает, оно становится невозможным. Как вы можете вести самого себя к страданию? Вы всегда ведете себя к счастью - думаете, что ведете - и всегда движетесь к страданию. Это происходило в течение многих жизней. Вы всегда думаете, что, то или это является дверью в рай, а когда вы входите, то всегда убеждаетесь, что это преисподняя. И это было всегда, без каких либо исключений; так было всегда.

Входите в каждое желание со снисходительностью, позвольте каждому желанию привести вас к страданию. Тогда однажды, внезапно, вы повзрослеете, вы созреете: вы осознаете, что каждое желание есть страдание.

В тот момент, когда вы осознаете это, желание исчезнет. Теперь нет необходимости что-либо делать; желание просто отпало, умерло, вы находитесь в состоянии отсутствия желаний.

Это отсутствие желаний и является нирваной, совершенством, абсолютным блаженством. Вы можете назвать это Богом, царст­вом Божиим или чем угодно по своему усмотрению, но помните — это не является результатом вашего желания. Это следствие отсутствия желаний, а отсутствие желаний практиковать невоз­можно.

Те, кто «практикует» отсутствие желаний, вводят себя в заблуждение. Их много во всем мире - бхикши, санньясины - тех, кто практикует отсутствие желаний. Вы не можете практи­ковать отсутствие желаний; никакую негативную вещь практи­ковать невозможно. Под всем этим скрывается желание; они страстно желают Бога, покоя, который случится с ними, бла­женства, которое ожидает их где-то в будущем после смерти. Они желают; они только называют свои желания «духовными жела­ниями».

Вы очень легко можете обмануть самого себя. Слова обман­чивы, а вы умеете давать разумные объяснения. Вы называете яд «амброзией», и когда вы называете его амброзией, он кажется вам амброзией. Слова гипнотизируют. Это ощущение, это осоз­нание того, что желание есть страдание, должно быть вашим собственным.

Мэри Стивене написала где-то, что она посетила дом своей подруги, дочь которой была слепа. Мэри Стивене была очень озадачена, потому что дочь говорила: «Он безобразен; он мне не нравится» или: «Цвет этого платья прекрасен».

Поскольку она была слепа, Мэри Стивене спросила: «Как ты чувствуешь, что что-то является безобразным и что цвет является прекрасным?»

Девочка ответила: «Мои сестры сказали мне об этом». Это и есть знание.

Будда сказал, что желание есть страдание, а вы все время повторяете это. Это знание. Вы являетесь желающим, и вы никогда не видели, что желание является страданием. Вы просто слышали Будду. Это не годится. Вы просто напрасно расходуете свою жизнь и возможности. Вас может изменить ваше собствен­ное переживание; ничто другое вас не изменит. Знания не могут быть заимствованы. Будучи заимствованными, они являются просто фальсификацией. Они кажутся знаниями, но таковыми не являются. Но почему же мы следуем за Буддой или Иисусом - почему? Из-за своей алчности. Мы смотрим в глаза Будды, и они являются такими спокойными, что в нас пробуждается алчность, в нас возникает желание получить то же самое. Будда так блаженен - каждое мгновенье он в экстазе. Возникает желание стать подобным Будде. Мы тоже хотим находиться в таком состоянии.

Тогда мы все время спрашиваем, как Будда достиг этого, как это случилось. И это «как» порождает много проблем, потому что тогда Будда отвечает, что это случилось «при отсутствии желаний». И он прав, это действительно случается при отсутствии желаний. Но когда мы слышим, что это случа­ется при отсутствии желаний, мы начинаем практиковать отсутствие желаний, мы начинаем отбрасывать желания, и все эти усилия превращаются в желание быть подобным Будде.

Будда не старался быть подобным кому-либо другому; он не добивался состояния будды. Он просто пытался понять свое собственное страдание - и чем больше понимания опускалось на него, тем больше страданий исчезало. Затем, однажды, он пришел к пониманию того, что желание есть яд. Если вы желаете, вы становитесь жертвой; теперь для вас нет никакой возможности быть счастливым. Вы можете только надеяться – надеяться и разочаровываться, затем еще больше надеяться и больше разочаровываться: это становится для вас порочным кругом. А когда вы становитесь более разочарованным, вы еще больше надеетесь, потому что это является единственным утеше­нием. Вы все время уходите в будущее, потому что в настоящем вы всегда разочарованы, а разочарование приходит из-за вашего прошлого.

В прошлом это настоящее было будущим, и вы возлагали на него какие-то надежды. Теперь вы разочарованы. Тогда вы снова надеетесь на что-то в будущем, а когда оно станет настоящим, вы снова будете разочарованы. Тогда вы снова будете надеяться. Тогда будет еще больше разочарования, боль­ше новых надежд, а при большем количестве новых надежд еще больше разочарований. Это порочный круг. Это то, что называ­ется колесом сансары.

Но никакой будда не сможет дать вам свои глаза. И хорошо, что не может; в противном случае вы остались бы обманутым навечно. Тогда вы никогда не станете подлинным. Страдать полезно, потому что только благодаря страданию вы станете подлинным и реальным. Так что первое: двигайтесь вместе со своими желаниями так, чтобы вы могли понять, чем они на самом деле являются. В этом скрыто переживание любого страдания. Пусть оно раскроется перед вами. Только это явля­ется аскетизмом - только это является тапасчаръей.

Наропа говорил, что если вы можете быть бдительным, то каждое желание ведет вас к нирване, и в этом есть смысл, поскольку, если вы бдительны, то вы знаете, что каждое желание является страданием. А если вы обыщете каждый укромный уголок желания, то внезапно вы остановитесь. В этой остановке и заключается счастливый случай; он всегда здесь. Этот счастливый случай всегда ожидает вас, он просто ждет, чтобы встретиться с вами в настоящем. Но вы никогда не в настоящем, вы всегда мечтаете, вы всегда спите. Реальность оказывает вам поддержку; благодаря реальному вы живы, благодаря реальному вы существуете. Но вы все время уходите в нереальное. Нереальное гипнотизирует вас.

Я слышал одну еврейскую шутку. Два старых друга встре­тились после многих лет разлуки. И один из них сказал другому: «Я не видел тебя двадцать пять лет. Как поживает твой сын, твой мальчик Гарри?»

И другой ответил: «Вот мой сын; он великий поэт. Его голос слышен по всей земле, его песни поют, те, кто понимает в поэзии, говорят, что рано или поздно он станет нобелевским лауреатом».

Друг сказал: «Чудесно! А как поживает твой второй сын, Бэнни? Как он?»

И первый ответил: «Я так счастлив в отношении своего второго сына. Он лидер, великий политический лидер. Тысячи и тысячи следуют за ним, и я уверен, что рано или поздно он станет премьер-министром нашей страны».

Тогда друг сказал: «Боже мой! Как ты счастлив! А что ты скажешь о своем третьем сыне, Изе?»

Отец стал очень печальным и сказал: «Изя? Он все еще Изя. Он портной. Но, скажу я тебе, если бы не Изя, мы умерли бы от голода».

Отец печалился, что его Изя был обыкновенным портным. Но поэт и великий политик, великий лидер - все это сновидения. Реальностью является Изя - портной. «Если бы не Изя, - сказал он, - мы умерли бы от голода».

Вы не могли бы существовать без настоящего момента. Именно он и является реальным. Но вы никогда не бываете счастливы в нем. Вы счастливы в своих мечтах, в сновидениях, в будущем, вы мечтаете о нобелевских лауреатах и премьер-министрах. Непосредственно сейчас «Изя является обыкновен­ным портным». Ваша реальность там, где вы заземлены; ваши сновидения не являются вашей почвой. Они фальшивы. Приди­те в согласие со своей реальностью в настоящий момент. Встретьте ее, увидьте ее лицом к лицу, какой бы она ни была, и не позволяйте уму убегать в будущее. Будущее является желанием. Если вы можете быть здесь и сейчас, то вы будда. Если вы не можете быть здесь и сейчас, то все является просто чепухой из сновидений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.